Описание окружающей местности

Первый стационарный цирк в Москве был деревянный и появился в 1847 году. Располагался он на Лубянской площади и принадлежал французу Сулье. Историю его появления связывают со следующим анекдотичным случаем. В Москве ожидалось прибытие нового греческого консула. Именно в это же время в город прибыла труппа Сулье, который направился градоначальнику для получения разрешения на проведение гастролей. По случаю визита Сулье оделся в мундир, положенный ему как шталмейстеру султана, и надел прочие восточные регалии. Увидев в своём доме столь экзотического гостя, князь Щербатов принял его за ожидаемого консула. Губернатор удостоил немного оторопевшего посетителя личной беседой. Всё шло хорошо до тех пор, пока Сулье не решил, наконец, представиться и изложить цель своего визита. Извергая проклятия, Щербатов, выпроваживая Сулье, тем не менее, разрешил постройку цирка. Цирковой директор не раздумывая воспользовался губернаторской милостью. Однако, просуществовал этот цирк недолго. Так же, как и цирк гвардии полковника в отставке В. Н. Новосильцева на Петровке (там где сейчас старое здание ЦУМа) и цирк Карла Гинне на Воздвиженке (там где позже построен особняк А.Морозова в неомавританском стиле).
Первый же каменный цирк в Москве был построен потомственным цирковым артистом, наездником и дрессировщиком Альбертом Соломонским. Свой первый цирк Альберт открыл в Берлине, затем перебрался в Одессу и открыл цирк там. И в 1880-м году он открывает цирк в Москве на Цветном бульваре. Место выбрано не случайно, именно здесь в Москве работали балаганы. При этом денег у Саламонского не было - его под­рядчик (купец Данилов) сам заплатил за место для цирка. В день открытия у него не было ни копейки. Кредитный рубль, полученный Альбертом за первый проданный билет, он отложил, вставил его в рамку и разместил на стене близ кассы. В цирке было пять рядов кресел партера; ложи; бельэтаж; т.н. «вторые места» с ненумерованными деревянными скамьями и «стоячая» галерея для зрителя с самыми дешёвыми билетами.
В своей деятельности Саломонский руководствовался несколькими принципами: программа должна состоять из первоклассных и разнообразных номеров, среди них - сенсационные новинки, рассчитанные на то, чтобы поразить зрителей. В цирке работало много клоунов. Это тоже был его принцип - "что это за цирк, если публика в нем мало смеется". Именно при Саламонском цирк стал миром детства. До него цирковые представления были исключительно развлечением для взрослых. Саломонский написал прошение о разрешении давать утренние представления (т. н. утренники), говоря о том, что программы будут адаптироваться к детскому восприятию. Цирк каждое воскресенье давал детские спектакли. На Рождество устраивались праздничные ёлки с хороводами и танцами, после чего дети получали подарки.
В 1919 году цирк Саламонского был национализирован и стал 1-м Госцирком. А в 1982 году генеральным директором и художественным руководителем цирка на Цветном стал Юрий Владимирович Никулин, проработавший в нём более полувека.
13 августа 1985 г. состоялось последнее представление в старом здании цирка. После этого старое здание было сломано и в 1987 году была произведена закладка первого камня для строительства нового здания. А в 1989 г. состоялось открытие нового здания Старого Московского цирка программой "Здравствуй, Старый цирк!". В декабре 1996 года цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре».
В 2000 году перед зданием цирка был открыт памятник Юрию Владимировичу. Фигура отлита в Италии, а кабриолет в Минске. Изначально планировалось установить памятник непосредственно на проезжую часть, но согласование ГИБДД так и не было получено. А в 2002 году на самом бульваре напротив цирка была открыта скульптурная композиция с фонтаном "Старый цирк". Композиция посвящена основателю цирка на Цветном бульваре Альберту Саламонскому и выдающемуся клоуну и актёру Юрию Никулину.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться