Станция Ховрино & МОЖД [MS/20296]
Описание окружающей местности
Ховрино - одна из крупнейших железнодорожных станций в России. Своим развитием из небольшого остановочного пункта в крупный грузовой узел станция обязана открытию Московской Окружной железной дороги (МОЖД) – уникальной транспортной развязки, не имеющий аналогов в мировой практике.
Название, как и современному району Ховрино, дано по одноимённому селу, расположенному возле станции и включённому в состав Москвы в 1960 году.
В 1851 года заканчивают строительство железной дороги из Петербурга в Москву, которая преображает округу. Местность приобретает всё большую популярность у московских дачников.
В 1859 году крупный промышленник статский советник Е. В. Молчанов приобретает ховринскую усадьбу. При его содействии и на его средства в 1870 построена дачная платформа Ховрино. Начало было положено.
В 1903-1908 годах Москву опоясала Окружная железная дорога, и вскоре началось строительство сортировочных станций на магистральных линиях. В Ховрино потребовалась коренная реконструкция. На Николаевской железной дороге передаточный узел расположили между Окружной железной дорогой и полустанком Ховрино, который по окончанию строительства получил ранг станции. Станцию Лихоборы и прилегающий район связали со станцией Ховрино целой системой соединительных ветвей, а также спроектировали перспективные, но так и не построенные ветви к телеграфному посту Петровско-Разумовское. В случае реализации всех этих проектов Окружная получала бы шесть соединительных ветвей с Николаевской железной дорогой. На станции строиться кирпичное здания вокзала с высокой платформой, а рядом с ним два жилых дома для служащих по проектам, разработанным для жилых домов Окружной железной дороги.
Новую станцию торжественно открыли 15 июля 1910 года. Ховрино становиться одной из основных станций, задействованных в обмене грузами между Николаевской и Окружной железными дорогами.
Первый парк состоял из четырёх путей для отстоя и ремонта составов. На втором посту, в районе нынешней платформы Моссельмаш, построили здание конторы обмена, вышку, водокачку, четыре каменных дома, баню, мельницу и шесть небольших домов - первый в Ховрино железнодорожный поселок.
Помимо существовавшего пассажирского движения по станции, запускают пассажирское движение через Ховрино на МОЖД. По данным на 1911 год: по одному поезду в сутки «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Оба поезда отправлялись утром от Николаевского вокзала, доезжали до Ховрино, делали остановку, меняли направление движения и по передаточной ветви попадали на станцию Лихоборы, и далее следовали по кольцу в разных направлениях. Возвращение на Николаевский вокзал — также происходило через Ховрино.
Постепенно станция расширялась и к началу первой мировой войны протяженность всех парковых и запасных путей составляла около трех верст. Несмотря на колоссальную работу по сортировке грузов, станция была перегружена. Порой приходилось перекрывать пассажирское движение чтобы избавиться от тысяч вагонов, предназначенных для отправки в Петербург.
После Великой Октябрьской революции Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, сортировочная станция Ховрино была переустроена для пропуска длинносоставных поездов. В 1931 году было открыто паровозное депо, а в 1935 вагонное. Станция Ховрино в связке со станцией Лихоборы становится крупным железнодорожным узлом. В последствии целый район города Москвы будет носить название Железнодорожный. О размерах станции говорит тот факт, что в её границах находятся аж два остановочных пункта: одноимённая платформа Ховрино, а также платформа Моссельмаш, названная в честь расположенного рядом одноимённого предприятия. К 1950 году участок Москва-Ховрино был электрифицирован, стали ходить электрички. В 1962 году паровозное депо было преобразовано в электровозно-тепловозное. На закате Союза появились новые формы деятельности — открылся таможенный пост, развивались подсобные хозяйства, внедрялась новые технологии маневровой работы. В лихих 90-х в связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране, вызванной развалом СССР, произошло сокращение объёма перевозок, в 1997 году на 49 процентов по отношению к 1991 году. Сократилась и численность рабочих. С 2000-х годов Ховрино почти не используется из-за прекращения грузового движения на главном ходу Октябрьской железной дороги, в связи с запуском высокоскоростных пассажирских поездов «Сапсан». Надежда на возрождение есть. Постепенно вводят в эксплуатацию четвёртый главный путь. Грузовые составы с БМО уже приходят на станцию. Реконструировали и возобновили движение по второй соединительной ветви с МОЖД. Сооружается парк отстоя пассажирских составов. Расширяется терминально-логистический центр ТЛЦ «Ховрино», который принял первые вагоны с нового порта Усть-Луга в январе 2014 года. Сегодня здесь принимают грузопоток не только из портов Северо-Запада, но и с Дальнего Востока: импортные товары из Китая, Тайваня, Вьетнама, Малайзии. И не только контейнерные грузы, но и повагонные отправки. На месте снесённых гаражных массивов, построенных на резервных территориях станции, готовится площадка под строительство второй очереди контейнерного терминала, который обещает стать самым крупным в Москве.
Приглашаю вас осмотреть сохранившиеся здание вокзала станции Ховрино и три дома, два из которых являются объектами культурного наследия, построенных в начале прошлого века по проекту выдающегося профессора Императорской академии художеств А.Н. Померанцева, автора Верхних торговых рядов (ГУМ). Профессор выбрал для построек стиль модерн, что созвучно с аналогичными железнодорожными строениями того времени в крупных европейских городах – Вене, Берлине, Копенгагене и других, однако европейская модификация стиля сочетается с мотивами древнерусской архитектуры.
Помимо трёх зданий, вблизи новой автомобильной эстакады, реализовавшей часть ещё Советского генерального плана развития Москвы, предлагаю также осмотреть затерявшийся в пространстве и времени ещё один уникальный старинный дом, первый этаж которого ровесник осмотренным строениям.
Другая часть исторической застройки станции находится около платформы Моссельмаш. С противоположной стороны путей сохранилось кирпичное здание товарной конторы, а вот водонапорную башню с пристроенным к нему водоподъёмным зданием варварски уничтожили этой зимой, ради строительства Северной рокады, а ведь технология перемещения домов отработана была ещё при Сталине, причём тогда механизация была ещё не столько развита как сейчас и придвинуть небольшой дом для сохранение культурного наследия в наш век современных технологий не составило бы больших сложностей.
Дойти до первого шага можно от платформы Ховрино, воспользовавшись подземным переходом, который также служит и для перехода из одной части города в другую. Также рядом находится конечная остановка многих маршрутов автобусов.
Шаг 1. Вокзал на станции Ховрино.
Первый полустанок Ховрино с открытым перроном построен в 1870 году. В 1905-1907 году сооружают деревянный павильон. В 1908–1910 годах станция начала использоваться, для разворота составов, приходящих с Николаевской железной дороги на МОЖД и вокзал было решено заменить. В 1915 году на месте деревянного павильона начинается строительство кирпичного вокзала станции Ховрино. В связи с революционными событиями и гражданской войной происходившими в России строительство затянулось до 1923 года.
Вокзал построили в лучших традициях промышленной архитектуры. Монументальное одноэтажное кирпичное здание облицовано декоративным кирпичом. В центральной повышенной части под фигурным аттиком находился вестибюль с кассами и выходом в город и на перрон. В симметричных крыльях здания располагались залы ожидания. Один зал был рассчитан на пассажиров I и II классов, а другой — на III класс. Потолки помещений были украшены лепными карнизами. Вокзал отапливался печами в подвале, дым выходил наружу через каналы, прогревая стены. Это типология первого периода развития железных дорог России. Такой вокзал не имеет аналогов в Москве. В центральном вестибюле сохранились полы из двухцветной метлахской плитки.
При электрификации участка Москва — Крюково в Ховрино построили новые пассажирские платформы, вокзал остался в стороне от пассажиропотоков. Позже он был отрезан от станции новыми железнодорожными путями, а в старом здании разместилась школа проводников пассажирских вагонов, затем его использовали под мастерские. В 2006 со стороны путей вокзал закрыли шумоизоляционными щитами. Ныне вокзал заброшен и не используется. Состояние удовлетворительное, однако требуются срочная консервация и реставрация. Экспертиза, обосновывающая отнесение здания к памятникам, отклонена по формальным основаниям.
Далее осмотрим ещё два строения станции, получившие охранный государственный статус. Идём в сторону центра города под эстакаду.
Шаг 2. Жилой дом 3-го типа на станции Ховрино.
Построен в 1910 году. Архитектор А.Н. Померанцев.
Жилые дома на станции построены из кирпича по двум из десяти типовым проектам, разработанных специально для МОЖД с великолепной чистовой отделкой. Фасады жилых домов хорошо декорированы, а крыши изначально были покрыты красивой черепицей. Внутри находилось голландское отопление. Квартиры были обставлены добротной специально изготовленной дубовой мебелью. Жилые дома были снабжены тёплыми ватерклозетами.
Согласно исполнительному чертежу в этом доме находились квартиры станционных служащих: на первом этаже жили телеграфисты с помощниками и составители поездов, на втором располагались квартиры начальника станции и его помощника.
09 февраля 2017 года здание включено в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Следущий объект осмотра находится на территории автосервиса. Осмотреть здание можно со стороны Путейской улицы.
Шаг 3. Жилой дом 9-го типа на станции Ховрино.
Построен в 1910 году. Архитектор А.Н. Померанцев.
Согласно чертежу в этом доме находились квартиры: старшего помощника станции на первом этаже с отдельным входом и квартира младшего помощника на втором этаже, а также комнаты младшего телеграфиста и рабочих: сигналистов, сцепщиков, стрелочников, составителя, сигналиста, водолива, слесаря и сторожа.
9 февраля 2017 года здание включено в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Всего три шага и всё?! Для кладоискателей это только начало. Впереди всё самое интересное.
Источники информации: Егоров Ю.А. Московская Окружная железная дорога. Путеводитель.-М.: Москва, которй нет, 2017;
Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге:Альбом проектов, эскизов и фотографий / [ред.сост.Е.В. Борисова]/ М.: Студия "4+4", 2014;
http://www.noorderlingen.org/pages/khovrino-02.htm
http://forums.balancer.ru/tech/forum/2015/04/t89491--mosselmash-khovrino.1555.html
http://rakuznetsov.livejournal.com/3589.html







