Недалеко от киевского главного вокзала стоит на высоком
постаменте паровоз с надписью «СССР» и номером ФДп 20-578. Но на самом
деле это - единственный в мире сохранившийся «Иосиф Сталин» (ИС),
скоростной пассажирский паровоз, предвоенный флагман железных дорог Советского
Союза, водивший «Красную Стрелу» в Ленинград и быстрые курьерские поезда на
Крым и Кавказ. ИС выставлялся в 1938 году в Париже, на всемирной выставке, и
получил награды
Первый, экспериментальный, экземпляр паровоза ИС 20-1,
выпущенный Коломенским заводом в 1932 году (в 1935 г. производство было
передано на Луганский/Ворошиловградский завод). У паровозов без обтекателя
конструкционная скорость составляла 115 км/ч.
Перед войной (1937-1941 гг.) эти паровозы обслуживали в основном быстрые, скоростные линии:
Москва — Ленинград, Москва — Минск — западная граница, Москва — Киев, Москва —
Харьков — Синельниково — Симферополь, Москва — Ростов-на-Дону — Армавир —
Минводы, Киев — Одесса, Москва — Киров — Пермь.
После начала Великой Отечественной судьба ИС-ов сложилась не
очень хорошо: почти все паровозы этой серии перегнали на восток, в основном на
Красноярскую и Восточно-Сибирскую ж.д., где они участвовали в транссибирских
воинских перевозках, имевших во второй половине 1941-го и начале 1942-го
сверхнапряжённый характер. Поскольку ИС-ы изначально были рассчитаны на хорошие
угли, на обслуживание в депо с достаточно высоким технологическим уровнем и на
точное соблюдение регламента и нагрузок, то неудивительно, что за год-полтора
очень жёсткой военной эксплуатации многие из них пришли в полную негодность.
Всё-таки это паровоз мирного времени, а не военного. И тем не менее, ИС-ы своей
работой помогли продержаться до поступления в 1943 г. американских
ленд-лизовских Еа и Ем, не возобновляя выпуск паровозов — мощности заводов в то
время были гораздо нужней для выпуска оружия.
В 1960-е практически все ИС-ы были порезаны на металл.
По одной из версий, сохранением этого уникального паровоза
Киев обязан Кривоносу Пётру Фёдоровичу - начальнику Северо-Донецкой
железной дороги Народного комиссариата путей сообщения СССР, генерал-директор
тяги II ранга.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: