...Качаются сосны, поют в тишине.
Сменяются зимы и весны.
Высокую веру рождают во мне
Высокие мудрые сосны...
(Удмуртский поэт Флор Васильев)
…Наши предки жили в тесной гармонии с природой. Культ дерева существовал у многих народов, однако Удмуртия входит в число тех немногих регионов, где языческие традиции сохранились до сих пор. В удмуртской глубинке осталось население, не подвергшееся христианизации, жители этих мест, особенно люди преклонного возраста, свято чтут обычаи предков и неуклонно их соблюдают.
Удмурты молились своим богам в священных рощах (у южных удмуртов они назывались Луд или Кереметь, у северных - Вӧсяськон ӵаӵӵа. Практически у каждого поселения удмуртов была такая роща, на возвышенности, вблизи водного источника. Рощи, в которых молились несколько деревень, назывались Быдӟым Луд (великий, большой Луд).
Существовал целый ряд правил поведения в священных рощах, которые строго соблюдались. Рощи огораживались изгородью, сплетенной из ветвей или сделанной из жердей, в них соблюдалась величайшая чистота, за это были ответственны специальные люди. Поэтому рощи можно считать первыми заповедниками. Посещать это место разрешалось только в дни проведения молений. Строго воспрещалось рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот. Даже упавшие ветки и сучки можно было использовать только в культовых целях – они сжигались на священном огне. Существовала даже традиция почитания высохших деревьев, люди верили, что дерево засохло, приняв на себя страдания многих людей. Люди свято верили, что осквернение Луда, загрязнение священного источника, вырубка священных деревьев, грозят карой богов, насылающих несчастья, болезни и даже смерть виновному и членам его семьи. Даже слова, произносимые в самой роще и близлежащих местах имели сакральный смысл, а за сквернословие грозила смерть.
В центре рощи находилось Священное дерево. Оно являлось центром вселенной, осью мира, связывало мир богов и мир людей. Оно считалось живым существом, с ним разговаривали, просили прощения, благодарили. Под корни этого дерева зарывали жертвенные дары, предназначенные богам нижнего мира, дары среднему миру клали в лукошки, которые развешивали на ветвях, на макушку ставили жертвенные дары верхнему миру. Три верховных божества ассоциировались со «своими» деревьями: Инмар - сосна, Куазь - ель, Кылдысин - береза. Эти три дерева являлись самыми почитаемыми среди удмуртов. Даже 3 цвета традиционной одежды удмуртов символизируют белую березу, красную сосну, черную ель. Эти же цвета легли в основу государственной символики Удмуртской Республики.
Но главным божеством удмуртов был Инмар. Оно источник всего доброго, он - творец неба. Его имя составлено из двух частей: «Ин» - небо и «Мар» - что, т.е. «Что на небе», а отсюда Инмар означает небесный житель или небожитель. Изображений Инмара не было, но сосна являлась его материальным воплощением и поэтому сосны у удмуртов почитались больше других, да и не случайно. Существует старая поговорка «В березовом лесу - веселиться, в еловом - трудиться, а в сосновом - богу молиться». Дерево Инмара было главным объектом поклонения, в жертву Инмару резали быков, жеребят, овец.
Еще 40-50 лет назад священные рощи можно было встретить практически в каждом районе Удмуртии. Сегодня они остались не везде. Современная жизнь привела к исчезновению многих священных рощ с лица земли. А уникальных вековых сосен в Удмуртии осталось всего 6, возраст каждого из них не менее 4 века! И мне думается, что сосна, достигшая такого солидного возраста, становится живым существом с сердцем и душой. Убедитесь в этом сами, прикоснитесь к Божеству.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: