Бам - глинобитная крепость Великого Шелкового пути [VI/10121]

до землетрясения
до землетрясения
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
Фортификация
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Иран
Керман р-н
Ближайший нас.пункт
Бам
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
Нашли: 1
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
двери в этих лабиринтах
двери в этих лабиринтах
Без подписи
Без подписи
автор в юности (1997)
автор в юности (1997)
Автор: Kievlianin
Создан: 26.05.2011
Опубликован: 29.05.2011
(отредактирован: 04.06.2011)

Описание окружающей местности

Третьим пунктом 1-го Персидского путешествия автора в далеком 1997 году стала старинная крепость БАМ. В те времена было крайне мало информации в интернете или путеводителях, потому спустя 15 лет описание взято отсюда (ВОКРУГ СВЕТА):

http://www.vokrugsveta.com/S4/zemla/bam.htm

В Иране немало любопытных мест, что совсем не удивительно, если вспомнить географию древних цивилизаций и торговые пути из Азии в Европу. Но, пожалуй, маленький городок Бам без всяких преувеличений можно назвать одним из чудес света.

 Бам – оазис, в котором на каждом шагу растут финиковые пальмы и эвкалипты. Считается, что финики из Бама – самые сладкие на обширном Иранском нагорье.

Городок невелик и по-провинциальному уютен. Если в Западном и Центральном Иране люди одеваются на европейский лад, то здесь на каждом шагу встречаешь мужчин в шароварах и просторных рубахах ниже колен. Это белуджи, населяющие юго-восточную часть Ирана.

Но главная достопримечательность Бама вовсе не финики и не смуглые люди в национальных одеждах. В трех километрах от городка располагается Арг-е-Бам, огромная земляная крепость, в равной мере напоминающая гигантский песочный замок, сооруженный детьми с разыгравшейся фантазией, и декадентские строения Гауди. Сколь велики были владения города-крепости до исламизации Ирана, неизвестно. Скорее всего, твердыня предназначалась для защиты местных жителей от набегов враждебных племен.

 Крепость, площадь которой составляет больше шести квадратных километров, целиком построена из необожженной глины. В зависимости от времени суток ее стены становятся то желтыми – по утрам, то почти белесыми – в полдень, а на закате Арг-е-Бам превращается в сюрреалистический замок кровавого окраса. Прямо перед крепостными стенами шелестит пальмовая роща, а с другой стороны крепости, за давным-давно высохшим руслом реки начинается пустыня. Арг-е-Бам словно охраняет маленький оазис от пыли и жара.

У высохшего русла громоздятся бесформенные глыбы. Это остатки разрушенной стены, которая была когда-то внешним крепостным валом. Между ним и стеной располагался жилой квартал.

Первое, что ощущаешь здесь, – тишина. Но не в гнетущее безмолвие, свойственное мертвым городам, но в медитативный покой, погружен лабиринт улочек... Крепость кажется совершенно пустой. Но пустынность – видимая. Просто руины велики, и в них легко затеряться.

Путешественников, а тем более туристов, здесь бывает немного – уж очень далек Бам от нахоженных туристических троп.

Глиняные стены производят странное впечатление – кажется, колупни их пальцем, и они тут же рассыплются. Зачем-то оглянувшись по сторонам, ковыряю шершавую поверхность. С тихим шелестом струится песок. Но крепость стоит уже более пятнадцати веков, и ни ветер, ни влага (дождей, по уверениям аборигенов, здесь практически не бывает, но мы все-таки угодили под самый настоящий, пусть и недолгий дождь), ни люди не сумели разрушить это гигантское сооружение.

 Бам. Крепость на пряном пути. Бам был крупным торговым центром на знаменитом Пути пряностей, проходившем из Китая и Индокитая через Центральную Азию и Иран. Даже сейчас чувствуешь, что в этой угрюмой с виду крепости жилось комфортно и приятно всем ее обитателям.

Здесь было все, чего может пожелать душа, – жилые дома, школа, гробницы, бани и даже четыре арены. И, разумеется, караван-сарай, базар и тюрьма.

Базар был еврейским, и торговали там тканями – Великий Шелковый путь пролегал совсем недалеко (в сущности, Пряный путь являлся его частью).

На самой вершине находится Цитадель, к которой ведут крутые и узкие дорожки. В Цитадели и жил правитель области Бам, внизу обитали его подданные. Был здесь и религиозный центр. Сначала зороастрийский храм, позже на его месте соорудили мечеть. Первоначальное здание мечети возведено в IX в., когда у власти была династия Саффаридов.

 В дальнейшем она не раз перестраивалась. В северной галерее мечети есть михраб, на котором можно различить дату – 810 год хиджры (1408 год от Р. Х.). Напротив северного входа в мечеть находится комплекс Мирзы Наима, мистика и астронома XVII в. Школа, жилой дом, баня, гробница, хосейние (ритуальное строение для молитв и скорби по святому имаму Хусейну. Гробница Мирзы Наима – единственная, которую удалось обнаружить исследователям в крепости Бам.

 Бродить здесь можно бесконечно: сюрпризы не прекращаются, а ощущение полной оторванности от современной цивилизации лишь крепнет. Большая часть стен и построек оплыла от времени и ветров, но сохранила форму. Кажется, что тебя занесло в картину Дали: нигде нет углов, окно плавно перетекает в пол, а крыша оказывается началом колодезной стены, уходящей в черную глубину.

И все это сделано буквально из грязи: глина вперемешку с пальмовыми листьями. Цитадель сохранилась лучше других построек – она укреплена стволами пальм.

 С Бамом связана иранская доисламская легенда о Хафтаваде и огромном черве, которая не переводилась на русский язык. Этот Хафтавад жил в Баме во времена царя Ардашира Папакана (227–241 н.э.). Его дочь во время прогулки за городом вместе с подругами подобрала яблоко, упавшее с яблони к ее ногам. В сердцевине яблока, как оказалось, сидел червь. Дочь Хафтавада взяла его и поместила в коробку для веретен. В тот день она напряла в три раза больше пряжи, чем обычно. Девушка поняла, что это происходит благодаря червю, и стала все время запускать его в коробку. Благодаря червю семейство Хафтавада разбогатело и заняло в Баме видное положение. В конце концов, Хафтавад собрал воинов и захватил власть в Баме. Червь, однако, рос и становился все больше и больше. Он уже не помещался в коробке, для него сделали огромный сундук, а потом поселили в цитадели Бама (до сих пор в крепости есть ворота, называемые «Кят-е карм» – «Дом червя») под охраной ста стражей. Собираясь на войну, Хафтавад приказывал везти червя в сундуке впереди войска — и всегда одерживал победы. В это время шах Ардашир возвращался из похода в Индию. Он узнал историю червя и решил положить конец могуществу Хафтавада, но не смог его победить и взял крепость в осаду. Червь, между тем, увеличился до размеров дракона.

Ардашир переоделся погонщиком, нагрузил десять ослов зерном и вместе с семью верными воинами проник в Бам. Он стал раздавать подарки стражникам червя и просить их показать его местонахождение. На третью ночь Ардашир устроил пиршество, напоил всех стражей вином, — а когда они уснули, смешал зерно из мешков с ядом и отнес червю. Червь стал пожирать зерно и тотчас умер. Ардашир и его дружинники перебили всех стражей и разожгли в крепости огромный костер. Войско шаха, заметив огонь, бросилось на штурм и захватило Бам. Хафтавад и его сын были захвачены в плен и расстреляны из луков.

Эта легенда, возможно, отражает первое проникновение шелководства из Китая в район Бама (сказочное богатство, которое червь принес Хафтаваду), но вместе с тем в ней сильны и мотивы мифа о змееборстве, о герое, побеждающем змея.

 В период арабского завоевания (VII в.) Бам большой роли не играл. В дальнейшем он служил пограничной крепостью между владениями Бувейхидов и эмиров Систана (Саффаридов) и Бухары (Саманидов). Уже тогда в Баме существовала цитадель («кале»).

В XI в. Бам вошел в состав тюркского государства сельджуков. В XII в. он стал резиденцией принца-наследника султана Кермана. К тому времени относится, по-видимому, основное строительство крепости. Затем Бам стал ареной междоусобной войны сельджукских правителей.

В 1186 г. селение и его окрестности были захвачены тюрками-гузами, родственными сельджукам. В 1220 г. здесь утвердился эмир Бурак из племени каракитаев, пришедших в Среднюю Азию с Дальнего Востока и говоривших на тунгусо-маньчжурском или монгольском наречии. Вскоре эмиры язычников-каракитаев приняли ислам.

По всей видимости, Бам не пострадал во время монгольского нашествия XIII в. Город продолжал управляться маликами (князьями) из династии каракитаев. В 1340 г. их сменил тюркский эмир Мубариз ад-дин Музаффар. В конце XIV в. Бам был занят войсками «Железного хромца» – Тамерлана (Тимура) и вошел в состав его империи, простиравшейся от Дели до Константинополя. Край был подчинен Тимуридам Хорасана. В Баме проживали в те времена некоторые видные духовные деятели, в том числе Тахир ад-дин Бами, автор книги «Бам-наме», в которой изложена история Бама.

Неподалеку от города похоронен известный суфийский шейх Шах Нематуллах Вали, основатель суфийского братства нематуллахи, последователями которого были многие местные жители. Братство носило шиитский* характер, но, тем не менее, в конце XVII в. подверглось преследованиям правителей Ирана из династии Сефевидов, провозгласивших шиизм государственным вероисповеданием.

В начале XVIII в. Бам захватили войска афганского (гильзайского) эмира Махмуда, который разграбил эту цветущую местность. В 1722 г. Махмуд завоевал весь Иран и ненадолго стал иранским шахом. Гильзайские ханы сохраняли власть над Бамом до начала XIX в., когда один из них поднял мятеж против центральной власти, после чего Бам был окончательно присоединен к Ирану. Однако, вожди белуджских племен, живших в окрестностях города, продолжали заниматься разбоем. В 1841 г. Бам стал центром восстания секты исмаилитов, во главе которой стоял наследственный имам Ага-хан Махлати, считавшийся живым воплощением Бога. После подавления смуты он бежал в Бомбей, ставший с тех пор мировым центром исмаилитов.

Долгое время Бамом управлял Ибрахим-хан Сархенге Бами, которому удалось усмирить Белуджистан и помешать его отделению от Ирана. После его смерти в 1884 г. власть в городе сохранилась за его родом. Лишь в конце XIX в. в официальных документах Бам стали называть городом, до этого он упоминался как «крепость», «замок» или «селение».

Личные впечатления автора. Синее небо без единой тучки, жаришча аццкая, приветливые местные, нибельмеса по английски не понимающие правда :), и тишина...Потом узнал, что крепость в 2003 гду пострадала в землетрясении, но надеюсь, хоть какие-то части крепости уцелели (с дверными ручками - для вирт.задания :)

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Милый друг (06.12.2011 16:25:20)
Кстати ответ на вопрос мы тоже отправили, и орги всё зачли! Еще раз большое спасибо за тайник: благодаря ему наше путешествие по Ирану стало еще более увлекательным!
Kievlianin (05.12.2011 22:59:18)
Милому Другу - зачет по имеющимся фото без ответа на вопрос!! молодцы!
Милый друг (02.11.2011 13:51:47)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.