В юго-западной части Витебска расположен исторический район города марковщина. Название своё этот район получил благодаря монастырю, который находится в этом месте на берегу реки Западная Двина. Это один из двух действующих православных монастырей Витебска. История его богата и интересна.
Существует легенда об основателе монастыря — некоем Марке, который владел участком земли в 4 верстах от города и построил на нём небольшую часовню. Вскоре к Марку стали присоединяться единомышленники. Так образовался скит, а затем монастырь. Когда произошли эти события, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что в конце XIV или в начале XV века.
Через некоторое время, скорее всего из-за войн, монастырь исчез. Однако во второй половине XV века монахи вновь отстроили здесь монастырь с церковью святого Иоанна. Первое письменное свидетельство о Марковом монастыре приходится на 1576 год. Тогда король Стефан Баторий дал жалованную грамоту настоятелю монастыря Феофану Рыпинскому (называя его Марковым протопопом) на сан полоцкого архиепископа. Монастырь был упразднён, а существовавшая в нём церковь стала приходской.
XVI век ознаменовался непростыми отношениями между униатской церковью и православием. В самом Витебске было запрещено строить православные храмы. Марков монастырь в окрестностях города во времена унии оставался единственным местом, где православные верующие могли найти убежище и духовное утешение.
В 1633 году князь Лев-Самуил Богданович Огинский, тиун Троцкий, будучи православным, построил в принадлежащем ему имении Марково, на месте первоначальной часовни, небольшую деревянную Троицкую церковь и кельи для монахов. А в 1642 Лев Огинский Фундушевой грамотой закрепил за монастырём собственное имение Марково и фольварок Шидловщина. Постепенно здесь появились пять церквей, колокольня, часовня, братский корпус, богадельня. К этому времени относится расцвет монастыря.
В 1654 году патриарх Никон подарил монастырю от имени царя Алексея Михайловича, его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Сильно пострадал монастырь от пожара в конце 1680-х годов, но был полностью восстановлен в 1690 году князем Симеоном Карлом Огинским, сыном Льва Огинского. В 1751 монастырь пережил нападение униатских миссионеров и шляхты. Монахи были разогнаны, похищены ценные предметы, документы и привилеи.
Единственная сохранившаяся до наших дней церковь монастыря была построена в 1760 году игуменом Иакинфом Пелкинским. Эта каменная Покровская церковь ныне переосвящена в Казанскую.
В 1812 году монастырь опять подвергся разорению. На этот раз, французскими войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но Казанскую икону Божией Матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей. К 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями.
С наступлением Советской власти монастырь опять подвергся разорению и разрушению, был закрыт. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор — один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества).
В 1919 году постройки бывшего монастыря были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря. В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.
На время немецкой оккупации была открыт приход Покровской церкви. Тогда же эта церковь была переосвящена в храм Казанской иконы Божией Матери.
После войны, в 1945 году, территория бывшего монастыря была отдана строящейся резино-тесемочной фабрике (позже - шелкоткацкому комбинату). К этому времени от монастырских построек осталась лишь Покровская (Казанская) церковь, жилой корпус и колокольня (её снесли в конце 1970-х).
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери, бывшая Покровская церковь, единственный в Витебске в Советское время не закрывался. В период Великой Отечественной войны церковь была повреждена, однако частично восстановлена в послевоенные годы.
Храм крестово-купольный. На 4 столбах поддерживается 6-гранный барабан купола. Основной прямоугольный объём имеет три полуцилиндрические апсиды, центральная из которых значительно выступает вперёд. В ней сохранилось древнее арочное окно, заложенное кирпичом, украшенное барочным наличником в виде накладного портика с фронтоном замысловатой формы. Остальные проемы украшены полуциркульными архивольтами. К основному объему храма примыкает развитый притвор. Интерьер делится на 3 нефа двумя стенами с арочными проёмами. Оконные проёмы храма имеет вытянутую полуциркульную форму. В декорировании фасадов использованы профилированные тяги, карнизы, угловые пилястры и кресты. Фасады завершаются треугольными фронтонами.
Казанская икона Божией Матери, подаренная патриархом Никоном, до сих пор хранится в храме. 23 ноября 2000 года решением Святейшего Синода Белорусской Православной церкви был восстановлен монастырь в пределах прихода Свято-Казанской церкви.
В последние годы церковь была реставрирована. В 2005 году вместо светового фонаря она обрела самый большой в городе купол. При монастыре действуют библиотека, воскресная школа, трапезная для малоимущих, приют для бездомных. К сожалению, сейчас он далеко не так живописен, как раньше из-за соседства с заводскими зданиями. Да и путь к нему очень непрезентабельный - через серый бетонный завод.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: