Крепость Сауран расположена на границе Южно-Казахстанской и Кызылординской областней, примерно в 40 км от города Туркестан.
Исследователи считают, что Саурану IX-XII вв. соответствует городище Каратобе, расположенное в 3 км восточнее и датируемое I в. н.э. - XII в. В XIII-XVIII вв. Сауран был перенесен на новое место, то которому приурочен этот тайник.
Сауран имеет форму оавала и вытянут с северо-востока на юго-запад на 800 м, а с северо-запада на юго-восток на 550 м. По периметру сохранились крепостные стеныс бойницам, входная группа шириной 5-6 метров, массивные круглые башни. Защитные сооружения сложены из пахсы, чередующейся с кладкой из сырцового кирпича.Высота стен достигает 6 метров над землей, а толшина до 3 метров у основания.
Стены очерчивают территоррию площадью в 33 га, на которой отлично сохранилась планировка города с площадями, улицами, тупиками переулков, с ополуразрушенными остатками административных, жилых, ремесленных сооружений. Под ногами лежат глиняные черепки и другие следы былой жизни. А на срезах грунта отлично видны исторические слои, отмечающие историю развития и затухания Саурана.
Первые упоминания о городе относятся еще к Х веку. Известный арабский географ Макдиси характеризовал его так: "Сауран (Савран, Сабран) - большой город, окруженный 7 стенами, соборная мечеть находится во внутреннем городе". О Сауране как о культурном и торгово-ремесленном центре писали также историк ибн ал-Асир и географ Якут, определяя его роль как важного стратегического узла на трассе Шелкового пути, торговой гавани на стыке степи и зоны средневековых городских культур Центральной Азии. Рядом с Саураном расположено не менее древнее городище Сидак.
В первой половине 14 века при джучидах Сауран был столичным центром Ак-орды. Именно здесь нашел последний приют, умерший в 1320 году правитель Ак-орды Сасы-Бука. Его сын Ерзен занялся богоугодными делами, строя и благоустраивая свою столицу Сыгнак. По его инициативе в Сауране, Отраре, Дженде и других южных городах Казахстана появились мечети, медресе, ханаки. Роль столичного центра Сауран играл и в последующее время. Сын одного из первых казахских ханов Джаныбека, Иренчи-султан, управлял городом в 80-е годы 15 века.
Значение важного экономического, политического и культурного центра Сауран сохранил и в последующих столетиях. В частности, эмир Тимур использовал его в качестве крепости в борьбе против ханов Золотой Орды. Поводом для войны с Ак-ордой послужило бегство к Тимуру Тохтамыша – сына убитого Урус-ханом мангышлакского правителя Той-кожа Оглана. Тимур снабдил его войском и «пожаловал ему область Отрара и Саурана и послал его в те места». Но только после смерти Урус-хана и его преемника Токтакия Тимур смог посадить в Сауране Тохтамыша, «пожаловав ему царство всего Дашт-и-Кипчака и Джучиева улуса», пока еще не завоеванного.
В 1586-87 годы борьбу за владение присырдарьинскими городами начинает султан Таваккул, сын казахского хана Шигая, получивший титул в 1582 году после смерти отца. В течении изнурительной и упорной войны в 1586-1594 гг., хан Таваккул проявил себя как отважный и мужественный правитель. Он пользовался большим уважением у народа Дешт-и-Кипчака и стремился обрести независимость от шайбанидских правителей. В 1598 году хан предпринимает новый поход против шайбанидов, захватывая Самарканд. При осаде Бухары он был тяжело ранен. Не сумев добиться успеха, Таваккул отходит к Ташкенту, где вскоре умирает от ран.
Сауран 16 века обстоятельно описан Рузбиханом, который называет его «необыкновенно приятным городом. Построен он в открытой, ровной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким, бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Город окружен высокой стеной, вокруг которой имеется ров».
Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах Васифи, жившего здесь в 1514-1515 гг. Поэт и писатель сообщает об одной из наиболее примечательных городских построек – медресе с двумя качающимися минаретами: «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства. У гульдаста тех минаретов прикреплена цепь, а под куполами (кубба) каждого минарета пристроено бревно (чуб) так, что кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, и это одно из чудес мира».
Васифи описывает и необычайное для Казахстана водоснабжение города при помощи кяризов – подземных галерей, через которые подземные воды выводятся наружу. Кяриз представляет собой гидротехническое сооружение, предназначенное для самотечного вывода грунтовых вод на поверхность. Выглядит он как подземный горизонтальный или слегка наклоненный водовод, один конец которого врезается в водоносный слой, другой выходит на поверхность земли. «Подобных им, - замечает он, - люди, объехавшие весь мир на суше и на море, не видели». На строительстве кяризов работали 200 индийских рабов. Исток кяризов был на расстоянии фарсахра (современные 7-8 км) от Саурана. Над истоком была построена крепость, которая соответствует городищу Миртобе, представлявшему собой квадратную площадку размером 45 на 45м, с башнями по углам и периметру. Внутри крепости прорыт колодец глубиной 200 гязов, причем, 50 гязов - от поверхности земли до воды, 150 гязов составлял столб воды в колодце. Гяз – это средневековая мера длины, которая в разных районах Востока и в разное время имела различное значение, но в Туркестане 14-15 вв. строительный гяз равнялся 60,6см.
Воду поднимали посредством чигиря, который приводился в движение быком. Васифи утверждал, что кяризы были подарены городу крупнейшим представителем местного духовенства Мир-Арабом в начале 16 века.
Кяризы строились преимущественно в слабонаклонных пустынных, полупустынных предгорьях для водоснабжения земледельческих оазисов и городских центров путем использования подземных вод. Они скапливаются под землей в результате просачивания выпадающих осадков через почвенные породы, вследствие просачивания в почву естественных источников или в результате сдвигов и других смещений земных пластов. Таким образом, дойдя до пород, не пропускающих воду (жирная глина, граниты, глинистые сланцы, кристаллические породы и др.), просочившаяся влага образует подземный водоносный слой. Для сооружения кяриза средневековые строители по направлению подземного водяного слоя рыли несколько колодцев в ряд. Колодцы начинались в предгорьях, достигая глубины 50 м, но постепенно, по мере движения к степной равнине, их глубина доходила до двух метров. В зависимости от местных условий, и особенно от характера пород, расстояние между колодцами колебалось от 4,5 до 50 метров. Устье вертикальных колодцев обычно сужалось и укреплялось камнем или деревом, чтобы предотвратить обвалы и засорение горизонтальной галереи.
Колодцы доводили до водоносного слоя и между ними сооружали подземную невысокую галерею, верх и боковые стенки которой укрепляли, обкладывая кирпичом и досками. Вместо обкладывания нередко применяли широкие глиняные трубы, которые прокладывали под землей по линии колодцев. Пока такая галерея проходит в водоносном пласте, она называется водосборной галереей. Когда же воду надо было вывести на поверхность земли, глубину колодцев постепенно уменьшали, не доводя до водоносного пласта, а заканчивая в более высоких горизонтах. Эта часть примыкала непосредственно к водосборной части и имела название водопроводной галереи. Дно последнего замыкающего колодца должно было быть выше уровня земной поверхности, куда выводилась вода. Если это получалось, то устье заканчивалось арыком. Но иногда это было невозможно и из замыкающего колодца воду приходилось поднимать с помощью гидроподъемных сооружений.
Сооружение кяриза требовало больших знаний, которые передавались из поколения в поколение, искусства строителей, терпения и труда рабочих.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: