Между подмосковными городами Волоколамск и Руза на реке Руза (Рузском водохранилище) расположилось Осташево – село известное еще со средневековья (с XV-го столетия). Когда-то у него были и другие названия: Щитники, Благовещенское, Александровское-Осташево, Успенское, Старое Долголядье (Долгие Ляды).
В 1477 году Волоцкий князь Борис Васильевич получил эти земли с уделом. Тогда село носило название Щитники и было центром дворцовой Щитниковской волости. В 1494 году он передает его по наследству своему сыну Ивану Борисовичу Рузскому. В 1560 году новым владельцем села стал князь Василий Агишевич Тюменский – воевода. Во время воеводства Тюменского в Ярославле село запустело, и в 1620 году его отписали в царскую казну. В 1636 году пустошь, что «было село», было продано из Приказа Большого Дворца печатнику(хранителю государственной печати) Федору Федоровичу Лихачеву – одному из активных участников ополчения Дмитрия Пожарского. При Лихачеве село активно восстанавливается. В 1649 году Лихачев продал село своему зятю Ивану Семеновичу Прозоровскому. Он был одним из самых видных бояр времен первых Романовых – дипломат, воевода. С 1672 по 1720 г.г. землями владеет его сын Петр Иванович Прозоровский. В 1720 году село переходит к дочери Петра Ивановича – Анастасии Петровны Прозоровской – статс–даме и ближайшей советнице Екатерины Первой (жены Петра Великого). В браке с Голицыным Иваном Алексеевичем родила сына Федора Ивановича, который в 1729 году наследует село. Федор Иванович в 1756 году разделил имение между сыновьями (на двух берегах).
В 1777 г. все это имение приобрел князь А.В. Урусов. В самом конце XIX в. свою резиденцию Урусов решил перенести на противоположный левый берег реки, создав поныне существующий усадебный ансамбль. Полусохранившаяся усадьба Осташево создана по заказу князя А.В. Урусова в 1790-х гг. Четкость ее плановой структуры, умелое распределение архитектурных масс и художественное своеобразие, основанное на сочетании башен различной величины и формы, выдают руку зрелого мастера. Не исключено, что к разработке общего замысла привлекался племянник известного архитектора М.Ф.Казакова Родион Родионович Казаков (1754-1803), в начале 1790-х гг. много строивший в московском доме князя Урусова.
В 1813 году, после смерти Урусова усадьба перешла в руки его пасынка – Н.Н. Муравьёва. Во второй половине XIX в. усадьбой владели - Н.П. Шипов, А.А. Непокойчицкий, А.Г. Кузнецов, с 1903 по 1917 г. – великий князь К.К. Романов и его наследник.
Усадьба, принадлежавшая Н.Н. Муравьеву, участнику Отечественной войны 1812 г., имеет большое мемориальное значение. Летом 1816 г. здесь происходили занятия основанной им школы офицеров Генерального штаба, из числа воспитанников которой вышли 22 декабриста-вольнодумца (двадцать два), в том числе сын его - Александр Муравьев. В Осташеве происходили тайные встречи декабристов. Считается, что в парке, на одном из пригорков, была зарыта «Конституция» бунтовщиков.
Во второй половине XIX века усадьба сменила несколько хозяев, это были: помещик Н.П.Шипов, генерал А.А.Непокойчитский, промышленник А.Г.Кузнецов.
Последний период жизни усадьбы связан с именем внука Николая I - великого князя Константина Константиновича Романова, семье которого принадлежало Осташево с 1903 по 1917 год. Интересна и необычна личность самого великого князя: профессиональный военный, герой русско-турецкой войны (1877 г.), командир лейб-гвардии Преображенского полка, президент Императорской Академии Наук, остался в истории он прежде всего по своему поэтическому псевдониму "К.Р.". Так подписывал свои стихи единственный выдающийся поэт царской семьи рубежа веков, лауреат Пушкинской премии, мечтавший о тишине и покое, все-таки обретенном им хоть и ненадолго в Осташево:
"Усталый сын земли, в дни суетных забот,//Средь мелочных обид и светского волненья,//У озера в лесу ищу уединенья".
Великий князь «К.Р.» оставил этот мир в 1915 году, вскоре после гибели на Первой мировой войне сына Олега – также поэта. Вскоре революция 1917 года жестоко расправилась с его семьей: три оставшихся сына (Иоанн, Игорь и Константин) вместе с другими Романовыми были сброшены в шахту под Алапаевском (Свердловская область). Сам Константин Константинович думал, что семья его обретет вечный покой в Осташево, где в память об Олеге Романове была построена церковь-усыпальница Романовых (неорусский стиль) - на берегу Рузского водохранилища, в западной части парка на "Васюткиной горке" стоит последняя по времени постройка усадьбы Осташево, созданная по проекту М.М.Перетятковича и С.М.Дешевова в 1916 году.
Сын великого князя был захоронен в этой церкви во имя князя Олега и Серафима Саровского. В 1960-х годах во избежание осквернения этот герой Первой мировой войны был перезахоронен на местном кладбище. Некогда заброшенная церковь ныне практически восстановлена. Внутри этого храма вдоль стен помещаются саркофаги, а в кладку когда-то были вмурованы надгробные доски (не сохранились). Росписей внутри храма не было, а сама церковь Олега Брянского не была освящена.
Итак, перейдем к архитектурным подробностям. Въезд в полуруинированную усадьбу отмечает единственный из двух сохранившихся обелисков из белого камня, поставленный в начале центральной аллеи с двухрядной липовой обсадкой. Эта главная и несколько поперечных аллей организуют регулярно распланированную хозяйственную территорию.
Здания усадьбы сложены в основном из кирпича, в постройках XVIII в. цоколь, подоконники и карнизы – белокаменные. Фасады, имевшие известковую обмазку, позднее оштукатурены.
Два жилых флигеля с переходными галереями к дому - очень скромные одноэтажные постройки конца XVIII в., сильно переделанные в 1950-х гг. Их ясные, четкие объемы и строгая простота внешней обработки характерны для стадии классицизма, переходной к ампиру. Единственным украшением стен служат рельефные подоконные вставки и венчающий карниз энергичного профиля.
Конный двор 1840-х гг. представляет поздний, но чрезвычайно интересный образец применения псевдоготических форм в архитектуре русской усадьбы. Одноэтажное здание состоит из двух длинных крыльев, соединенных под прямым углом. Ось симметрии главного фасада, обращенного к центру усадьбы, отмечена многоярусной проездной башней, фланги - ризалитами со щипцом. Рядовая ячейка с воротами в центре и окнами по сторонам, чередуясь с ризалитами, образует боковой фасад, где она повторена трижды. Внешней структуре отвечала секционная планировка корпуса.
Доминантой всего ансамбля, бесспорно, служит надвратная некогда проездная башня с псевдочасами (1840-е гг.), украшенная ажурными арками, стрельчатыми наличниками, поясами щелевидных ниш, зубцами, пинаклями. Сегодня в ней располагается Дом культуры. Подобного сооружения Вы больше не встретите в Подмосковье! Все элементы подчеркивают вертикальную направленность сооружения. Это так называемая башня в стиле фландрийских церквей. Эта некогда запущенная «фландрийская» башня наконец-то приведена в порядок: весь кирпич покрашен в красно-коричневый цвет, а все остроконечные зубцы покрыты алюминиевыми листами.
На территории усадьбы сохранились:
- Жилые флигели.
- Дом управляющего.
- Башни парадного двора.
- Контора.
- Конный двор (с "фландрийской" башней).
- Церковь-усыпальница (псковско-новгородский стиль).
- Башни бокового двора.
- Обелиски.
- Остатки парка.
Нельзя не упомянуть о находящемся в центре усадебного комплекса мемориале советским героям Второй мировой войны: защитник Родины в окружении панелей с фамилиями погибших сельчан в Великой отечественной войне (1941-1945).
Если пройти по аллее до конца, то обязательно упретесь в двусмысленную постройку. Поначалу кажется, что это главный дом усадьбы с парадными полуколоннами правда с подозрительными капителями. Однако на самом деле это не дворянский дом – старый дом не сохранился, а его место заняла крупная постройка 1950-х годов. Но, пожалуй, стоит побродить и внутри нее, усыпанной словно хаотичной мозаикой стеклами разбитых бутылок.
При устройстве водохранилища нижняя часть парка с прудами оказалась затопленной. Заросшая восточная его половина превратилась в лес. Стоящий на берегу Рузы кубический четырехстолпный одноглавый храм-усыпальница Олега Брянского крестово-купольного типа с пониженной апсидой сооружен по образцу древних псковско-новгородских церквей. Западный вход отмечен крыльцом на кувшинообразных столбах, у юго-восточного угла - двухпролетная звонница. Под зданием - подвал с балочным перекрытием. Архитектурные формы храма как бы отражают их изменение во времени: многолопастные арки в верхней части стен срезаны четырехскатной кровлей, большие прямоугольные окна нижнего яруса имитируют расширенные древние проемы. В скупом наружном убранстве здания использованы декоративные пояса с бегунцом, поребриком, впадинами; в карнизе барабана - аркатура. Стены, внутри и снаружи оштукатурены и побелены. Великолепный храм практически возрожден из руин и обретает ныне второе дыхание.
В Осташево имеется историко-краеведческий музей (не на территории усадьбы). Также советуем не пренебрегать пикником и сезонным купанием на великолепном левом берегу Рузы – недалеко от усадьбы Осташево и на одном берегу с ней.
Проехать в Осташево из Москвы можно как по Рижскому шоссе через Волоколамск, так и по Минскому через Дорохово и Рузу (по А-108, Московскому большому кольцу). Рузу лучше объехать, в конце объезда будет указатель на Осташево. На въезде в Осташево обе дороги соединяются (рузская пристыковывается к волоколамской). Чуть дальше основная дорога делает левый поворот, а прямо продолжается главная аллея усадьбы, в которую и надо въехать.
Источники:
http://volokolamsk.narod.ru/ostashevo/
http://www.proselki.ru/topics/26jan2002/ostashevo/ostashevo.topic.htm
http://nataturka.ru/usadiba/ostashevo.html
http://www.museum.ru/m469
и другие интернет-источники
*Авторы выражают благодарность Кириллу Иванову (Rattlemouse) за указание на одну ошибку в задании по поиску данного тайника... Исправлено.