"Молодец" со "Скальпелем" [MV/10359]

Основатель тайника и/или администрация сайта выражают сомнения по поводу сохранности/доступности этого тайника.

Общий вид БЖРК
Общий вид БЖРК
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный,
городской
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ленинградская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Санкт-Петербург
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.67Нашли: 20
НАГРАДЫ
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Пост начальника штаба в вагоне БЖРК
Пост начальника штаба в вагоне БЖРК
Гермодверь на входе в вагон из тамбура
Гермодверь на входе в вагон из тамбура
Вот так вес пускового вагона переносится на соседние
Вот так вес пускового вагона переносится на соседние
Пуск ракеты. Момент выхода ракеты из ТПК.
Пуск ракеты. Момент выхода ракеты из ТПК.
Автор: Dimkin
Создан: 26.06.2011
(отредактирован 06.07.2016)

Описание окружающей местности

ВНИМАНИЕ! В связи с переездом музея и недоступностью экспозиции ж/д техники тайник временно закрыт. После завершения переезда надеюсь открыть тайник на новом месте.

Центральный музей Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде, был основан в 1978 году по инициативе бывшего начальника дороги, Героя социалистического труда В.В. Чубарова. Первоначально музей располагался на Литейном, д. 62. В 2002 году музей переехал на набережную Обводного канала, 114. Рядом, на путях бывшего Варшавского вокзала, расположился один из филиалов музея – Музей железнодорожной техники.

Экспозиция музея собрала множество любопытных, а зачастую и раритетных экземпляров подвижного состава – паровозы, тепловозы, электровозы, мотрисы, вагоны. Экспонаты находятся (по крайней мере, внешне) в отличном состоянии, и создаётся такое ощущение, что они лишь на минутку заехали в музей, а сейчас передохнут, разведут пары, поднимут токоприёмники, запустят дизеля и снова выйдут на маршрут. По экспонатам музея интересно изучать историю железнодорожной техники, открывать для себя новые технические и исторические факты, удивляться разнообразию конструкторских решений.

Но жемчужиной коллекции музея является, несомненно, боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), по военной классификации – изделие 15П961 "Молодец", а в просторечии – "ракетный поезд". Долгое время "ракетные поезда" были овеянной легендами тайной, порой почитались за небылицу – виданное ли дело, ядерную ракету из вагона запускать! А сейчас один из таких поездов доступен для осмотра всеми желающими. И это не макет и не реконструкция, это самый настоящий БЖРК, ещё не так давно стоявший на боевом дежурстве и спасённый руководством музея от печальной участи металлолома, вот только сама ракета, естественно, заменена на муляж. Внутри командного вагона тоже почти всё сохранилось в неизменном виде, причём включается и работает: горит освещение, светятся табло, перемигиваются лампочки на пультах; демонтированы лишь совсекретные аппараты и блоки.

БЖРК – это полностью автономный мобильный пусковой комплекс межконтинентальных баллистических ракет РТ-23УТТХ (по классификации НАТО – СС-24 "Скальпель") с ядерными головными частями. История создания этого уникального комплекса началась в далёком 1969 году, когда Министерством оборонной промышленности СССР был издан приказ "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23". Ведение работ по проекту было поручено КБ "Южное" под руководством Янгеля.

История создания БЖРК и ракеты РТ-23 была долгой и непростой. Изначально ракета РТ-23 разрабатывалась с моноблочной (не разделяемой) головной частью, но в 1979 году было принято постановление о разработке РТ-23 с разделяющимися головными частями, причём одновременно велись разработки по вариантам ракет шахтного и железнодорожного базирования. В итоге, в 10 февраля 1983 года было принято решение Совмина ракеты РТ-23 железнодорожного базирования принять в опытную эксплуатацию, а шахтный вариант на вооружение не принимать.

Однако, к этому моменту в КБЮ был закончен эскизный проект усовершенствованного варианта ракеты, получившей название РТ-23УТТХ. Она оснащалась головной частью типа MIRV с десятью разделяемыми боевыми блоками индивидуального наведения и системой преодоления противоракетной обороны. 9 августа 1983 года Совмин принял решение о создании трёх типов пусковых комплексов с этой ракетой – шахтного, железнодорожного и грунтового мобильного на автомобильном шасси. Сразу стоит заметить, что третий вариант комплекса, получивший кодовое имя "Целина", в свет не вышел – слишком тяжела для него оказалась ракета, слишком громоздок тягач.

Да и с железнодорожным базированием далеко не всё было гладко, для его реализации пришлось применить нестандартные конструкторские решения. Например, ракета при заданных характеристиках никак не помещалась в габарит стандартного железнодорожного вагона, и для решения этой задачи сопло и головной обтекатель ракеты были сделаны раздвижными. Пусковой вагон с ракетой оказались чрезвычайно тяжёлыми, более 200 тонн, и чтобы снизить нагрузку на железнодорожное полотно, в поезде была применена разгрузочная конструкция, частично переносящая вес пусковой установки на два соседних вагона. Однако, даже с учётом этого, БЖРК создавал очень высокую нагрузку на железнодорожный путь, и в итоге в СССР была проведена масштабная реконструкция железнодорожной сети – на предполагаемых маршрутах патрулирования БЖРК были усилены насыпи, уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные. Так что обновлением железных дорог нашей страны и плавным ходом по ним пассажирских экспрессов мы во многом обязаны ракетным поездам!

Ракета РТ-23УТТХ имела холодный (миномётный) старт из транспортно-пускового контейнера (ТПК), в котором она хранилась внутри пускового вагона. Пуск происходил следующим образом. Поезд останавливался, выдвигались опоры-домкраты. Открывалась, подобно крышке сундука, распашная крыша вагона, ТПК с ракетой приводился в вертикальное положение. Затем наддувом раскладывался головной обтекатель, и с помощью аккумуляторов давления ракета выбрасывалась из ТПК. Специальный дополнительный реактивный двигатель наклонял ракету в сторону, чтобы мощная струя раскалённых газов из сопла не повредила поезд и железнодорожное полотно. После этого включался маршевый двигатель первой ступени, и ракета устремлялась к цели.

…В октябре 1987 года первый БЖРК встал на боевое дежурство. Впоследствии группировка БЖРК на боевом дежурстве достигла 12 поездов. Внешне поезд был практически неотличим от обычного железнодорожного состава с вагонами-рефрижераторами, что обеспечивало его скрытное перемещение. БЖРК был полностью автономен: был оборудован системами энерго- и жизнеобеспечения, имел в своём составе командный пункт, вагоны обеспечения, места для работы и отдыха личного состава и мог произвести запуск ракет в любой момент, из любой точки маршрута. Локомотив и вагоны могли противостоять поражающим факторам ядерного и химического оружия, были оборудованы шлюзами с гермодверями и системой фильтровентиляции. В целях проверки живучести БЖРК было произведено весьма серьёзное испытание: всего 600 метрах от поезда был взорван обычный (неядерный) заряд чудовищной мощности - 0,9 килотонн. В локомотиве выбило стёкла, с вагонов сорвало обшивку, но поезд не только не опрокинулся, а сразу после взрыва произвёл успешный учебный пуск ракеты и покинул место запуска своим ходом!

Но для чего же всё-таки был нужен БЖРК, почему столько сил и средств было положено на его выход в свет? Дело в том, что места дисклокации стратегических ракет традиционного, шахтного базирования рано или поздно становятся известны вероятному противнику, а растущая точность наведения ракет повышает вероятность уничтожения противником наших ракетных шахт упреждающим ударом. Поэтому нужны были пусковые установки,  которые непрерывно перемещаются, не могут быть вычислены вероятным противником, и при этом постоянно готовы не только произвести пуск, но и быстро покинуть место старта, чтобы выйти из-под ответного удара. Эту роль и выполнил БЖРК. Неотличимый внешне от обычных поездов, растворившийся на бескрайних километрах отечественной железнодорожной сети среди тысяч и тысяч других составов, он практически не мог быть отслежен никакими средствами разведки, но в любой момент был способен остановиться, в считанные минуты произвести пуск и снова исчезнуть на российских просторах. Представьте только, как это выглядело для потенциального противника:

Двенадцать поездов. В каждом поезде - три ракеты. В каждой ракете –  десять боевых блоков с ядерными зарядами. В каждом боевом блоке - двадцать пять Хиросим. И где всё это сейчас ездит - неизвестно. Но к пуску готово в любой момент.

Какой агрессор решится нанести удар по стране, обладающей таким оружием?!

Увы, всеобщий развал в стране и в вооружённых силах не пощадил и эти уникальные поезда. В 1991 году БЖРК встали на прикол на стационарных позициях, что сделало их полностью уязвимыми и практически бесполезными. В 2003-2007 годах ракетные поезда пошли под нож. Уцелевший благодаря работникам музея фрагмент одного БЖРК (один локомотив и три вагона) мы можем наблюдать здесь, в музее.

При составлении текста описания частично использована информация из следующих источников:
1. Страница Центрального музея Октябрьской железной дороги в интернете.
2. Широкорад А.Б. "Энциклопедия отечественного ракетного оружия."

Описание тайника

Содержимое тайника

Тайник виртуальный.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Vladdy&Lanka (03.04.2016 23:07:51)
Посетили музей с миникэшером 3 апреля 2016 года.
Экспозиция понравилась, огромные колёса паровозов впечатлили. Количество ж/д техники в музее - тоже. Ракету БЖРК видно отовсюду, высоченная!
Через месяц музей подвергнется переезду, так что поспешите с посещением! Иначе потом придётся ждать полгода и отправляться уже к Балтийскому вокзалу.
Ответы найдены, зачет получен. Автору спасибо!
Ryzhaya (29.03.2016 10:49:21)
Зачет получен. Посещали музей 7 февраля.
Vladsc (07.02.2016 23:35:18)
Volchki (04.05.2015 01:36:55)
GrAAl331 (25.02.2015 19:45:08)
banderaz (08.08.2014 10:41:18)
mvmail (23.04.2014 12:59:31)
dan2k (12.01.2014 00:23:03)
ВОЛХОВЧАНИН (26.09.2013 20:00:14)
Sergio79 (20.03.2013 20:04:37)
Sergio79 (10.03.2013 19:46:54)
Knota (09.10.2012 02:00:43)
dbarashev (28.08.2012 03:11:10)
morningpig (13.06.2012 16:11:01)
volvist (31.05.2012 21:48:50)
zam (28.05.2012 20:30:32)
Cossacks (20.03.2012 07:19:42)
lastochka491 (07.07.2011 08:33:36)
medicus (07.07.2011 08:14:38)
baukir (06.07.2011 20:36:35)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115