Килемарская железная дорога, первоначально именовавшаяся Дубовской (по названию посёлка, в котором было основное депо) начала строиться в середине 1920-х годов. Основное назначение – вывоз леса из богатых массивов Марийской низменности. Подобных лесовозных железных дорог в те времена строилось немало - по всей логике, это должна была быть обычная узкоколейка. Однако по какой то причине – то ли с прицелом на будущее, то ли наоборот, в расчёте на использование старого подвижного состава к 1928 году в лесу была проложена стандартная (1524 мм) широкая колея (хоть и на узкоколеечных рельсах). Таким образом, дорога стала одной из немногих изолированных линий широкой колеи на территории СССР. В послевоенные годы дорога реконструируется под использование новых, четырёхосных тележек и более тяжёлых паровозов, и с 1960-х годов именуется уже не Дубовской, а Килемарской: посёлок Дубовский попадает в зону затопления Чебоксарской ГЭС. К этому времени магистраль (без учёта усов) имеет протяженность уже около 100 километров до станции Пиштань и всего 40 км не доходит до станции Арья на ж/д Нижний Новгород – Котельнич. После пожаров 1972 года паровозы были заменены на тепловозы, на линии существует пассажирское движение, но запасы леса постепенно истощаются. В 1980-х годах разбирается участок от Волги до Визимьяр. Однако к этому времени дорога перестаёт существовать как изолированная: со стороны Йошкар-Олы в 1979 году строится линия Нолька – Новый Цинглок: станция с двухэтажным вокзалом и пятью путями, построенная посреди леса. По идее, дорога должна была получить вторую жизнь, она могла использоваться и как пассажирская, для связи центра региона с отдалёнными посёлками; возможно, планы на железную дорогу были и у военных. Однако ничего этого не происходит: пассажирские поезда с Нольки так и не пошли, а посёлки постепенно выселяются. В 1990-х годах разбирается линия Визимьяры – Нежнур. Новопостроенный участок с Нольки некоторое время был законсервирован и поддерживался путейцами в рабочем состоянии, но в начале 2000-х годов разбирается и он. В лесу остаётся стоять полуразрушенное здание вокзала станции Новый Цинглок, за которым можно найти останки панельного трёхподъездного дома, а по насыпи бывшей ж/д (как минимум от дороги Килемары – Красный Мост) теперь проходит автомобильная песчано-гравийная дорога, отсыпанная, по-видимому, в 2010-м году для борьбы с пожарами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: