На переднем плане колокольня (1). За ней Свято-Троицкий собор (2). Слева от колокольни — иконно- книжная лавка (3). Справа - Знаменская церковь (4) . Слева от Свято-Троицкого собора - братское кладби
Сегодня в Белгороде многое напоминает о святителе Иоасафе. В Преображенском соборе хранятся его нетленные мощи. Его имя носят Николо-Иоасафовский собор, детский духовно-просветительский центр и областная больница. На Свято-Троицком бульваре установлен памятник святителю Иоасафу. В городе сохранились два храма – современники святителя Иоасафа, в которых он, безусловно, бывал, как архиерей, и совершал Богослужения. Это Успенско-Николаевский собор на улице Пушкина и Смоленский собор на Гражданском проспекте.
Есть в Белгороде еще одно место, которое тесно связано со святителем Иоасафом. Это территория утраченного Свято-Троицкого монастыря, ограниченная сегодня проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром. Этот квартал старого Белгорода имеет богатейшую историю. Именно отсюда берет свое начало современный Белгород. Не от Меловой горы, где он простоял всего 16 лет, был сожжен польско-литовскими захватчиками и больше никогда на этом месте не восстанавливался. И не от второй крепости на Старом городе, где простоял всего 37 лет. Место было выбрано крайне неудачно, постоянно затапливалось, поэтому и здесь город простоял не долго и был перенесен на правый берег Северского Донца.
Именно на территории этого квартала была построена в 1650 году третья крепость – Белгородский Кремль. В нем находился воеводский двор и воеводский дом, откуда управляли белгородские воеводы, в том числе и будущий выдающиеся полководец фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, при котором началось строительство каменного кафедрального Свято-Троицкого собора (Свято-Троицкий собор ведет свое начало от построенной в 1593году деревянной Троицкой церкви. Эта церковь простояла недолго и вскоре сгорела вместе с другими деревянными церквами от сильного пожара, охватившего весь город. В 1623 году был возведен новый Троицкий храм с двумя приделами — в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и в честь Михаила Малеина. В 1667 году Троицкий храм стал кафедральным собором в образованной в том же году обширной Белгородско-Обоянской епархии. Он представлял собой небольшой деревянный храм, построенный в смешанном византийско-русском стиле с одним большим и четырьмя малыми куполами. Но и эта церковь простояла недолго, пришла в негодность и в 1680-е годы была закрыта. В 1690 году при митрополите Авраамии на месте разрушенной деревянной церкви вновь был заложен теперь уже каменный собор во имя Святой Троицы, а в 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В течение почти полутора веков этот величественный храм был главным собором Белгородско-Обоянской епархии, но в 1833 году при епископе Илиодоре Чистякове архиерейская кафедра была перенесена из уездного Белгорода в губернский город Курск, и Свято-Троицкий собор вместе с архиерейским домом вошли в состав образованного в том же году второклассного Свято-Троицкого мужского монастыря. В следующем, 1834 году, вокруг монастыря была возведена каменная ограда с башнями).
Именно здесь находился центр, образованной в 1667 году обширной Белгородско-Обоянской епархии, которой управляли выдающиеся архиереи: митрополиты, архиепископы и епископы.
Здесь в течение шести лет жил и совершал Богослужения епископ Белгородский Иоасаф (Горленко).
На протяжении более полутора веков самым святым местом в Белгороде и всей Белгородской епархии являлась пещерка святителя Иоасафа, в которой с 1755 по 1911 годы покоились нетленные мощи Святителя.
Ласкательное название «пещерка» вошло в разговорную и письменную речь в более поздние времена, в конце XIX века, когда слава о святителе Иоасафе распространилась далеко за пределы епархии. До этого первое место упокоения святителя Иоасафа называли по-разному: склеп, погреб, палатка, усыпальница.
В пещерке на массивном прямоугольном возвышении был установлен деревянный гроб с нетленными мощами святителя Иоасафа. У ног Святителя постоянно стоял его личный жезл, отделанный с тонким изяществом его любимой сестрой Параскевой Андреевной.
Рядом с гробницей находилась семейная икона Владимирской Божией Матери, очень почитаемая святителем Иоасафом. Перед ней неугасимо теплилась лампада, озаряя своим мерцанием всю пещерку.
Приложиться к нетленным мощам и получить исцеление приходили в пещерку местные жители и паломники со всей России. В усыпальницу почившего владыки спускались императоры Российские Александр I и его супруга Елизавета Алексеевна, Николай II с супругой Александрой Федоровной и детьми: наследником Алексеем и дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.
Бывали в пещерке святителя Иоасафа члены императорской фамилии: великие князья Михаил Павлович (брат Александра I), Константин Константинович, великая княгиня Елисавета Феодоровна (сестра императрицы), а также многие иерархи Русской Православной Церкви, государственные деятели, знатные вельможи, генералы, известные писатели, историки, ученые.
Очень большим почитателем святителя Иоасафа был настоятель Чудова монастыря в Москве архимандрит Арсений (Жадановский) – будущий епископ Серпуховский, расстрелянный в 1937 году на Бутовском полигоне и причисленный ныне к лику святых. Он неоднократно приезжал в Белгород на поклонение нетленным мощам святителя Иоасафа. Был он и накануне прославления Святителя в конце августа 1911 года и спускался в пещерку к нетленным мощам. А, вернувшись в Москву, он в Чудовом монастыре, который находился, как известно на Ивановской площади Московского Кремля, устроил храм во имя святителя Иоасафа Белгородского. Этот храм просуществовал не долго – всего 18 лет и был уничтожен в 1929 году. Но сам факт, что в самом сердце Москвы, в Кремле, стоял храм во имя святителя Иоасафа, очень знаменателен.
В дни торжественного прославления святителя Иоасафа сотни тысяч людей побывали в пещерке. Многие понимали, что в праздничные дни 2, 3 и 4 сентября народу будет очень много и не всем удастся попасть в пещерку, чтобы приложиться к нетленным мощам, поэтому многие старались сделать это заблаговременно. Для паломников, прибывших издалека, был составлен специальный график посещения пещерки: с 4 до 7 часов утра и с 10 до 12 часов дня. В предпраздничные дни небольшую пещерку посещало от 16 до 20 тысяч человек в день, а в праздничные и того больше.
Опустевшая после 3 сентября 1911 года пещерка, тем не менее, продолжала оставаться местом паломничества богомольцев. В ней также оставался старый деревянный гроб и главная святыня пещерки – икона Владимирской Божией Матери, которой благословляла мать Мария Даниловна Горленко своего малолетнего сына.
Люди, приходившие и приезжавшие на богомолье в Белгород, помолившись в соборе у мощей новоявленного угодника Божия, всегда спешили посетить и пещерку – первое место упокоения святителя Иоасафа.
После Октябрьского переворота пещерка была закрыта, а после уничтожения в 1927 году Свято-Троицкого собора, было утеряно и место ее нахождения. И вот спустя 80 лет она была обнаружена.
Очень правильно было принято решение об увековечении места, на котором находился Свято-Троицкий собор. Ведь этот собор был не просто храмом, а храмом-усыпальницей. Под его полом были похоронены 15 белгородских архиереев, в том числе и епископ Никодим (Кононов), расстрелянный в 1919 году большевиками и причисленный ныне к лику святых. Их останки и сейчас находятся там же под землей. Это самая настоящая братская могила.
На территории бывшего Свято-Троицкого монастыря имеются и другие памятные места, связанные со святителем Иоасафом и его временем. Примерно в 100 метрах восточнее от Свято-Троицкого собора находился архиерейский дом и покои святителя Иоасафа. Сейчас это обычная площадка, ничем не застроенная. Метрах в 100 севернее от пещерки находилось братское монастырское кладбище, на котором хоронили настоятелей монастыря, монахов и самых уважаемых в городе священников. В заключение хотелось бы сказать еще об одном памятном месте. По проспекту Славы рядом с гастрономом «Заря» находится двухэтажный старинный дом с магазином «Овощи» в цокольном этаже. Он не входил в территорию Свято-Троицкого монастыря, находился за его стеной. Но он имеет самое непосредственное отношение к монастырю. Дом этот принадлежал дворянке Ребининой, которая пожертвовала его под богадельню для обедневших дворян. А патронировали богадельню монахи Свято-Троицкого монастыря, причем на протяжении долгих лет.
На теретории комплекса имеется сквер, в котором выложены тропинки из тротуарной плитки, плитка с желтым окрасом – это граница церкви.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: