Поселение на месте Шадринска — «Шадрина заимка» — известно с 1644 года. Основателем заимки считается русский казак, выходец с русского севера, Ефим Шадрин, поступивший на службу в г. Тобольск, как и многие другие жители Архангельской, Вятской, Вологодской, Псковской и Новгородской земель, для освоения Сибири.
В августе-сентябре 1662 года на место заимки начали переселяться свободные люди — восновном крестьяне и драгуны. Во главе новой слободы встал Юрий Никифорович Малечкин, по прозвищу Юшко Соловей. Постепенно слобода росла, пополняясь из других губерний и волостей Северной, Центральной и Западной России.
В 1712 году Шадринск стал городом (Шадринский Малоархангельский городок, или Малоархангельск), но после пожара в середине 30-х годов XVIII в. переименован в слободу, снова возвратил свой статус уже при Екатерине II в 1782 году в составе Пермской губернии. Во второй половине XVIII века строятся первые каменные здания, в том числе первые школы. Город был центром сельско-хозяйственного и кустарнического уезда, но в начале XIX века на территории города появляются различные фабрики: фарфоро-фаянсовая, винокуренная, маслобойная. Здесь проводились крупные ярмарки, в том чиле Крестовско-Ивановская, вторая по значимости в империи. В середине XIX столетия появляются банки, крупные торговые заведения, земская управа и земская больница, городской сад, опытная плодо-овощная станция и многое другое. К началу XX века в городе проживало более 16 тысяч человек (напр. в Кургане 9,5 тыс., Екатеринбурге 37 тыс., Челябинске 19 тыс., Перми 45 тыс. человек).
В 1912-1913 году вошла в строй железная дорога Шадринск-Синарская. Вообще, город вступил в век бурного строительства.
В 1919 открывается городской музей с научным хранилищем, комсомольская организация, совершенствуется промышленное, текстильное и пищевое производства. В конце 1920-х — нач.1930-х появляются — Железнодорожный, Автомеханический, Счётно-Финансовый, Сельско-Хозяйственный техникумы и Педагогический институт, мясокомбинат, ликёро-водочный завод, обувная и валяная, мебельная фабрики, строится аэродром. Во время ВОВ в город перевозятся крупные предприятия союзного значения: завод им. Лихачёва (завод им. Сталина - ШААЗ), металлопрокатный завод (будущий ШЗРТ), Полиграфический комбинат (ШЗПМ), Московский радиозавод (ШТЗ) и многие другие. После войны новое дыхание обретает Педагогический институт, Музыкальная и Художественная школа им. Бронникова. Строится Молочно-Консервный и Птицекомбинат, Домостроительный комбинат и завод Мобиль. В конце 1960 начинается бурное строительство многоквартирных домов (т.н. Брежневок), магазинов, автобусных остановок, облагораживается городская территория — разбиваются скверы и парки, массово появляются садовые объединения.
После перестройки, к сожалению, как и во всей стране наблюдался застой во всех сферах жизни закрывались предприятия, детские сады передавались под бизнес, цены росли. Однако сейчас начинают возрождаться многие начинания прошлых, советских, лет. Город Шадринск хорошеет на глазах и до сих пор, по праву, называется культурной и спортивной столицей Зауралья.
АРХИТЕКТУРА СТАРОГО ШАДРИНСКА С 1807 ГОДА
По регулярному плану 1807 г. были застроены пять основных улиц. Жилых домов насчитывалось 338, из них один каменный купца Фетисова. Для благочиния город был поделен на две части.
В плане 1829 г. расширяются границы города. Читаем надпись на копийном плане «На подлинном написано собственною Его Императорского Величества рукою: быть по сему Николай июля 19 дня 1829 года в Красном Селе». В плане 1829 г. видно расширение границ города. Обозначены 8 главных продольных и 8 поперечных улиц, 3 площади. Выстраивается композиционная ось города: собор, гостиный двор, будущая Торговая улица, Хлебная площадь и городское кладбище с будущей Воскресенской церковью.
К 1853 году, указывает В. Шишонко, выстроены присутственные места вместе с острогом, казначейство, дом городского общества и больница. Общественных домов было 6 из них 4 каменных, частных домов 600 из них 16 каменных.
Экономическую жизнь города определяла торговля и промыслы, а развитие промышленности способствовало его росту, расширились пригороды. В пореформенный период Шадринск был известен как центр ремесел и торговли хлебом, снабжавший им горнозаводской Урал.
В 1865 году в городе было 1026 зданий, из них 29 каменных и 997 деревянных. После больших пожаров 1870 и 1873 годов город был частично перепланирован, центр застраивался каменными двухэтажными купеческими особняками и магазинами. В романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб» есть описание города, выведенного как Заполье. «Купечество составляло здесь все. Сообразно этому купеческому складу устроился и весь город. Купец сказывался во всем. Самым живым местом являлся старый гостиный двор, а затем Хлебная улица, усаженная крепкими купеческими хороминами, — два порядка этой улицы со своими каменными белыми домами походили на две гигантские челюсти, жевавшие каменными зубами благосостояние Зауралья и прилегающей к нему «орды». Все эти купеческие дома строились по одному плану: верх составлял парадную половину, пустовавшую от одних именин до других, а нижний этаж делился на две половины, из которых в одной помещался мучной лабаз, а в другой ютилась вся купеческая семья. Все богатое, именитое в Заполье купечество сбилось именно на Хлебной улице и частью Хлебном рынке, которым она заканчивалась, точно переходила в громадный желудок. Совершенно отдельно стояли дома купцов-степняков… Остальные улицы были заняты мещанской стройкой и домами разночинцев. Все это были деревянные домики, в один этаж, с целым рядом служб». Это описание можно отнести к 70-м годам XIX века. В городе в 1860 году было 377 магазинов и лавок.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: