Многие критики называют фильм Сергея Иосифовича Параджанова «Тени забытых предков» лучшей картиной XX века. И это без, так называемого, «звёздного» состава исполнителей и многомиллионных затрат. Снят фильм по одноимённой повести Михаила Коцюбинского в 1964 году. Он описывает жизнь и быт гуцулов, страна которых в течение веков была во власти сменявших друг друга чужеземных держав. Но этот немногочисленный народ сумел сохранить свою самобытность, язык, обряды и обычаи.
Картина поражает накалом народных страстей и изобразительной выразительностью. Странный, но выглядящий органично и правдоподобно, сплав христианства и языческой обрядовости "карпатских горцев" завораживает, задает фильму особую глубину. Мало режиссеров, которым удавалось бы создавать этнографическое кино, обладающее притом увлекательностью кино жанрового. От поэтичного фильма Параджанова веет такой потрясающей, монументальной древностью, что, кажется, многие годы гуцульской истории сконцентрировались в сотне минутах экранного времени.
Роман Михаила Коцюбинского, погрузил съёмочную группу в мир старых Карпат. Съёмки фильма проходили в настоящих гуцульских хатах и окрестностях села Криворивня Верховинского района Ивано-Франковской области, где Михаил Коцюбинский написал свою повесть. «Я влюбился, - писал Сергей Иосифович, - в это кристально чистое ощущение красоты, гармонии, бесконечности, ощущение грани, где природа переходит в искусство, а искусство – в природу». Работа над фильмом захватывала, на съёмках бушевали нешуточные страсти. Оператор Юрий Ильенко вспоминал: "Буквально через неделю после начала съемок я ушел с картины и вызвал Сергея на дуэль. Просто хотел убить его. За всё. Это была идейная ссора по творческим мотивам. Мы должны были встретиться на мосту и стреляться на гуцульских боевых пистолетах. Но Чёрный Черемош вздулся так, что мост снесло, а с тридцати метров я никак не мог стрелять. А вечером из Киева привезли первый проявленный материал. Мы сели по разным углам. Посмотрели первую партию материала, и я понял, что никуда не уйду. Мы обнялись, поцеловались и начали опять биться".
Захватывающий, самобытный, удивительный фильм Параджанова на нескольких международных кинофестивалях удостоился премий, а имена режиссёра и главных актёров приобрели немалую известность.
Многие эпизоды Параджанов снимал в настоящей гуцульской гражде семьи Палийчуков. Граждой называют комплекс жилого дома и хозяйственных построек, образующих замкнутый и обычно прямоугольный дворик. Такой тип застройки был долгое время характерен, прежде всего, для Гуцульщины– с XIV по XIX века. Со стороны гражда, с её различными сооружениями (высокими и низкими, широкими и узкими), напоминает небольшую крепость, проникнуть в которую можно только через ворота и калитку. Так строили, чтобы защитить жителей от посторонних людей и диких зверей, сильных ветров и снега.
Чтобы выжить в суровых карпатских горах, сотни лет назад гуцулы строили именно такие укреплённые усадьбы, превращая их в настоящие крепости. Для гражд или «домов с воротами» находили места всё дальше и дальше от центра гуцульского села в поисках лучшего места. К выбору места под строительство гражды относились очень ответственно. Оно должно было быть защищённым от возможных селей и наводнений, а земля рядом - щедрой. Чтобы не ошибиться, хозяин ждал вечера, зажигал ватру и ложился спать на выбранном месте. Хороший сон показывал, что место благоприятно для строительства.
Пока в горах тепло, хозяева должны были побеспокоиться о достатке на зиму, потому что когда горы заметёт снегом, гражда превращалась в оторванный от мира островок жизни. Неприступность гражд делала их привлекательным местом для зимовки опришков, которые часто скрывались именно в «гуцульских замках».
В зависимости от достатка хозяев хаты-гражды могли значительно отличаться и величиной, и набором хозяйственных построек. Со временем усадьбы разрастались вширь, старую гражду обносили новым забором, в середине двора достраивали новые сооружения. Такие строения превращались в комплекс гражд, органично объединённых между собой крытыми коридорами или галереями.
До наших дней сохранилось немного деревянных крепостей, одиноко стоящих между горами в некоторых гуцульских сёлах. Также познакомиться с их строением и внутренним убранством можно в музеях под открытым небом Киева, Львова, Ужгорода.
Гражда, в которой снимали «Тени забытых предков» представляет собой двухкомнатное жилище с сенями. Пространство между домом и забором накрыто крышей и служило местом для домашних животных. Таким образом, все жившие во дворе обогревали и защищали друг друга. Напротив входа в жилое помещение расположен навес для орудий труда и дров. С противоположной от калитки стороны двор закрывается высоким забором с крышей и воротами. Жилое помещение крыша как будто окутывает, опускаясь почти до самой земли. Возраст этого дома почти полторы сотни лет.
В середине девяностых гражду капитально реконструировали. После этого здесь был основан музей, в котором представлены экспонаты, раскрывающие особенности быта в старинных гуцульских усадьбах.
Выйдя из гражды, обратите внимание на белый камень на ближайшем пригорке. Говорят, что на нём любил отдыхать Иван Франко.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: