Очередной раз собираемся мы в Карелию! Но на дворе зима, большинство тайников помечены грустной перечеркнутой снежинкой… Остается тщательнее искать туристическую составляющую поездки. Что-нибудь бы этакое карельское народное посетить! Множество пока еще есть в Карелии деревень с сохранившимися домами и часовни есть интересные, но все это как-то порознь и вперемешку с нововозведенными коттеджами, а вот так чтоб вместе, да еще бы чайку с местными колоритными пирожками-«калитками» отведать?! Тут и проявляется очередное подтверждение материальности мысли! Бродя по «всемирной паутине» нахожу информацию о деревеньке Кинерме, что недалеко от Ведлозеро [VI/700] Приглашает в деревню коренная жительница ее – Надежда Калмыкова. И все у нее есть, что душе туристической угодно: и деревня с 200-летними домами, и Часовня Смоленской Богоматери начала XVIII века, и чай с «калитками», и банька по-черному, и даже музей имеется. Сомнений нет – нам туда ! После нескольких попыток связаться с Надеждой удается. Оказалось, что по случаю обильных снегопадов электричества в деревне нет, и как следствие связь с миром затруднена.
И вот мы в Кинерме! Опять идет снег, дорога как водится на полторы машины, опаздываем часа на два, но нас встречает нарядно одетая женщина – это и есть Надежда. Она проводит нам интересную экскурсию по деревне, посещаем Часовенку, где оказывается очень даже хорошо сохранившийся резной иконостас, только вот из икон старых почти ничего не осталось-не удалось сберечь в лихие 90-е. Потом идем в дом, где экспозиция, сооруженная трудами финских студентов, рассказывает на русском, финском и даже карельском языках о жизни Кинермы и о людях в ней живущих. В ходе рассказа видим «пирамидку» из табличек с именами, ребенок наш интересуется «Чье это генеалогическое древо?», а Надежда непринужденно отвечает «Мое». Забавляет такой простой ответ:) Выходит этакий «семейный музей». Вобщем, отправляясь в Карелию, друзья-кешеры, заезжайте в Кинерму и море положительных эмоций вам обеспечено! Обязательно свяжитесь с Надеждой тел. 8921-226-2049 E-mail: nadjuska1@rambler.
Небольшая историческая справочка:
Относительно названия деревни есть разные версии по одной - Кинерма-«драгоценная земля», а по другой Кинерма состоит из мяки – «гора» и Киннер-«имя» в переводе с карельского языка. Первое упоминание о деревне найдено в летописи за 1563г. Было в деревне четыре двора, жило четыре семьи. До ближайшего озера полтора километра, зато земли плодородные. Местные жители в старину занимались скотоводством (коровы, лошади, овцы) и подсечным земледелием - выращивали зерновые на территории, с которой сначала корчевали лес. Так же каждая семья занималась охотой и рыбной ловлей. Территория деревни всегда принадлежала России. Сначала монастырям Великого Новгорода, затем Олонецкой губернии. Дважды деревня подвергалась разрушению в периоды шведских набегов, в конце 15,начале 17 века. Но местные крестьяне Кирилко Микулин и Кирилко Микитин восстанавливают родовое гнездо. Второй раз деревня была разграблена в начале 18 века и вновь в одном из первых возродившихся дворов Михалко Кирилов, внук Микулки Захарова, жившего здесь столетие назад. Выжила деревня и в годы сталинских репрессий. Никто не пострадал. В годы советской власти в Кинерме был колхоз «Красная Кинерма». Выращивали картофель, разные овощи, овес. В годы ВОВ Кинерма находилась в оккупации. В самой Кинерме солдат не было, комендатура была в Ведлозере. Финны жителям, как братскому народу, плохого не делали, раздали в аренду землю, лошадей. Урожай забирали, но оставляли часть достаточную для питания семьи. Ушли финские войска спокойно, так что особых претензий местные жители, пережившие оккупацию, к финским властям не имели. С 1960-х происходит постепенное угасание жизни в деревне, а свою новую жизнь Кинерма начинает в 1998 году с помощью сестер Надежды Калмыковой и Ольги Гоккоевой. Тут прошло их детство. В девичестве обе они носили фамилию Кузнецовы. Под руководством архитектора г.Оулу Каари Нискасаари в деревне работают финские студенты. Студенты здесь появились не случайно, Ольга заканчивала аспирантуру университета г.Оулу, по ее приглашению в деревню приехали преподаватели и пришли в восторг от сохранившихся здесь памятников архитектуры. По дипломным работам студентов теперь проводятся работы по восстановлению старинных домов. С 2000 года работает проект под названием «Ведлозерье.Кинерма» - первый опыт возрождения деревни в Карелии.
Отдельных слов заслуживает Часовня Смоленской Богоматери. Вместе со старыми елями она являет собой естественный центр деревни. Часовня Смоленской Богоматери относится к концу XVII - началу XVIII века. До неё на этом же месте стояла часовня, сгоревшая при пожаре. Часовня никогда не использовались ни по какому другому назначению. В 30-е годы местные жители отстояли свою часовню и не согласились сделать из нее клуб, несмотря на угрозу ссылки и смертной казни. Тогда часовню было решено снести. На разрушительные работы были наняты посторонние работники, а жители деревни ушли на луга, чтобы не видеть разрушения. Сносить часовню начали с колокольни – подпили столбы, обвязали их веревками и стали стягивать вниз. Колокольня, упав на землю, издала такой страшный звук, что он бы услышан и на лугах, а присутствующие на месте говорят, что им показалось, будто земля разверзлась под ногами. Работники настолько испугались, что отказались продолжать работы по сносу. До войны так и простояла часовня с разрушенной крышей, никто не решался отремонтировать её . Во время войны со слов Надежды покрыть крышу финны помогли, а уже позже шифер всей деревней для крыши покупали. После войны вплоть до перестройки ключи от часовни были в сельском совете и местные жители не могли в неё войти. После перестройки начались регулярные грабежи и сохранившийся полностью до 80-ых годов иконостас сейчас практически разграблен. Чудотворная икона Смоленской Божьей матери, чудом спаслась при пожаре первой часовни. Документов об этой иконе никаких нет, но предание сохраняется в местности, что после пожара часовни, давно бывшего, означенный образ один остался и найден был на поле около полуверсты от деревни. По легенде икону первоначально принес в деревню солдат, пришедший в отпуск со службы. Перед уходом домой, солдату во сне явилась Богоматерь и просила взять эту икону с собой. При этом ему было указано во сне и место, где он должен искать икону. Проснувшись, солдат нашел икону в указанном месте и, пораженный чудом, взял ее с собой на родину. В пути ему пришлось переночевать у какого-то не то купца, не то священника. Узнав о существовании у солдата такой иконы, хозяину дома захотелось оставить ее у себя. Ночью, когда солдат спал, он вскрыл котомку, где была спрятана икона, а на ее место положил деревяшку. Утром, не заметив исчезновения, солдат продолжил свой путь. Но похищение не осталось безнаказанным. Как только солдат ушёл, похититель был наказан слепотой. Видя в этом кару небесную, он погнался за владельцем иконы и, признавшись в похищении, вернул её. После этого вернулось к нему и зрение. Когда солдат пришел на Ведлозерский погост, икона была поставлена в церкви св. Николая Чудотворца. Но видимо Богоматери угодно было избрать для неё другое место, потому что на следующий день иконы уже не было в церкви, а через несколько дней жители деревни Кинермы увидели ее в своей роще, находящейся в центре деревни. Здесь и решено было выстроить часовню во имя Смоленской Божией Матери. Только, по преданию, первоначально место для нее почему-то было выбрано иное, в полях, где на груде камней и поставлена была на время икона. Однако и это оказалось неугодным Богоматери, икона Её снова была найдена в роще. Желая точно испытать, действительно ли это желание свыше, жители несколько раз относили икону в поле, но каждый раз находили ее в роще. Приняв это за несомненное выражение воли Божией Матери, они построили на избранном Ею месте часовню, которая и стоит в роще до сего времени. Икона была изъята из часовни в 1979 году и перенесена в музей Изобразительных искусств г.Петрозаводска. Богослужение бывает редко. 10 августа, в день празднования иконы Смоленской Божьей Матери, обязательно приглашают батюшку.
Использованы материалы сайта: http://vedlozero.ru/
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: