В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина, Пароходный движется дымок, На столе ещё сырая глина, Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка На скамейке низенькой сидит. Глиняную вятскую игрушку Лепит… Нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно-светла, И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.
Леонид Хаустов
Дымковская глиняная игрушка – один из самых известных старинных русских промыслов. Наверняка, каждому из вас знакомы яркие расписные фигурки, богато украшенные геометрическим орнаментом, сусальным золотом, изготовленные в лучших народных традициях. Фигуристые барыни в пышных платьях, кокошниках и с коромыслами в руках, кавалеры в ярких кафтанах и черных сапожках, медведи с музыкальными инструментами, индюки и павлины с роскошными разноцветными хвостами...
Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI веках, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково (Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.), было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность.
Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов.
Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности.
Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
История дымковской игрушки неотделима от местного праздника - Свистопляски, или Свистуньи. Свистопляска - традиционная народная ярмарка, которая в мае (в четвертую субботу после Пасхи) ежегодно проходила в Вятке и отличалась от других торгов тем, что в это время люди пронзительно свистели в глиняные свистульки в виде разноцветных зверей и птиц. В самом раннем описании Свистопляски, относящемся к 1811 году, говорится о том, что утром в праздник в часовне у городских валов поминали предков, а после весь остаток дня посвящали увеселениям с непременным свистом.
О происхождении Свистопляски существует несколько версий. Одна уводит в языческие времена, к празднику Весны и бога Солнца - Ярилы. По другой - это давний местный обычай - потешные бои и катание глиняных шаров. Третья связывает ее начало с поминками по убитым во время известного по летописи Хлыновского побоища, когда "своя своих не познаша и побиша". В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня.
Свистунья, превратившись со временем в своеобразный праздник, была и постоянным рынком сбыта глиняных игрушек. Их делали в осенне-зимнее время и в начале весны, когда готовились к большой весенней ярмарке. Дымковские игрушки хорошо продавались не только в слободе, но и на многочисленных уездных ярмарках, обычных базарах; а через скупщиков игрушка распространялась значительно дальше - в низовые по реке Вятке города, в Оренбургскую губернию и даже в Москву.
Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня - прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».
Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».
Упадок производства дымковской игрушки пришелся на вторую половину 1910-х годов: сказывались послевоенная разруха и общая ломка старого народного быта. Оно еще как-то держалось благодаря развившемуся в то время коллекционированию игрушек, организации выставок и музеев, активной помощи промыслу со стороны А.И.Деньшина. Тем не менее в послереволюционное десятилетие мастера уже вновь приступили к изготовлению глиняных игрушек. Подъему народного творчества способствовали выставки, в частности та, что состоялась в декабре 1921 года в Историческом музее в Москве.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: