Архитектура Кисловодска [MS/11590]

Курзал (Филармония)
Курзал (Филармония)
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный,
городской
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ставропольский край
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Кисловодск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
4.36Нашли: 22
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Углекислые ванны Нарзана
Углекислые ванны Нарзана
Нарзанная галерея
Нарзанная галерея
Казенная гостиница Гранд-отель
Казенная гостиница Гранд-отель
Подворье Бештау
Подворье Бештау
Автор: Катя С.
Создан: 23.02.2012
(отредактирован 16.03.2012)
Компаньоны: Виктор Т.

Описание окружающей местности

Курортный бульвар

Все дороги Кисловодска ведут к Нарзану. Одной из самых известных улиц города является Курортный бульвар. Он ориентирован строго меридионально и идет от площади у Дома связи до северного входа в Нарзанную галерею.

Работы по разбивке бульвара начались 24 августа 1836 г. и продолжались до июля 1837 г. Во всю длину бульвара по обе стороны были посажены 400 деревьев. По существовавшим правилам между двух тополей сажалось одно липовое дерево. Однако к середине 1840-х годов значительная часть деревьев, особенно лип, не прижилась и засохла.

При первом кавказском Наместнике князе М. С. Воронцове поредевшие посадки в 1847-1848 гг. были по его инициативе обновлены и высажено 200 крымских пирамидальных тополей и 100 лип. Таким образом, число высоких тополей стало вдвое больше. По этой причине Курортный бульвар с удивительно красивыми деревьями обрел новое название - Тополевая аллея, которое носил до начала советского времени.

Тополевая аллея достаточно отражена в произведениях изобразительного искусства и особенно часто фиксировалась на фотографиях конца XIX- начала XX веков. В конце XIX столетия бульвар и идущие от него по сторонам проезжие дороги были замощены, а в 1915-1916 гг. - асфальтированы. Благоустройство аллеи возлагалось на владельцев ближайших усадьб. Они с пониманием относились к подобному обременению, и если не могли выполнить работу сами, то платили Управе соответствующую сумму.

Оставаясь популярным и показательным городским объектом до конца дореволюционного периода, аллея изрядно пострадала в период Гражданской войны в 1918 году. В советское время улица не раз меняла свое название и облик, отражая политические веяния. После установления Советской власти Тополевая аллея получила название Советского проспекта. Во время масштабной реконструкции центра Кисловодска в середине 1930-х опасные гигантские тополя и другие деревья были спилены и выкорчеваны, а аллея превращена в расположенную по ее оси цепь огромных цветочных клумб. В центре главного проспекта, получившего в середине века имя Сталина, высилась большая белая статуя сурового «вождя народов». После осуждения «культа личности» главная улица получила умиротворяющее название — проспект Мира, а затем в честь круглого юбилея советской власти стала проспектом 50-летия Октября. И лишь в конце 1980-х годов улица обрела первоначальное историческое название и стала Курортным бульваром.

Дом полковника Мистрова (N 43°54,291 E 042°43,014)

В начале Курортного бульвара находится двухэтажный дом, перестроенный в стиле петровского барокко.

Он был возведен в 1878 г. и принадлежал пятигорскому полковнику К. Г. Мистрову (ок. 1820 - ок. 1893. Кисловодский дом К. Г. Мистрова предназначался для сдачи внаем посетителям Вод и имел 12 меблированных комнат. Автором проекта здания, вероятно, был архитектор Н. И. Невинский.

После смерти полковника К. Г. Мистрова к 1894 г. новым владельцем дома на Тополевой аллее стал грек Денис Попандопуло. На рубеже веков Денис Попандопуло построил в северной, свободной части усадьбы новое протяженное жилое здание «дворцового типа», которое состояло из высокого подвального этажа и бельэтажа. Дом Попандопуло числился среди лучших домов с меблированными номерами. В советское время бывший дом Мистрова-Попандопуло был национализирован и превращен в жилой дом с коммунальными квартирами.

 

Офицерский дом ( N 43°54,215 E 042°43,022)

Одно из хорошо сохранившихся зданий второй половины XIX века - офицерский дом.

Долгое время на Кислых Водах не было отдельного здания для проживания больных и раненых офицеров. В начале 1880-х годов военное ведомство решило восполнить этот пробел и приобрело свободный участок на Тополевой аллее. Скорее всего, исходный проект нового здания составил петербургский архитектор Главного инженерного управления Христиан Иванович Грейфан. Офицерский дом имел несколько отдельных номеров и общих палат, которые были снабжены необходимой мебелью, утварью и бельем. На рубеже веков дом значился, как Офицерское отделение Пятигорского местного лазарета. В обслуге лазаретного дома для больных офицеров состояли, главным образом, денщики из числа солдат.

 В марте 1918 г. в здании офицерского общежития разместился первый орган Советской власти Кисловодска - Совет рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. В июне 1918 года, группа белых офицеров обстреляла Совдеп и бросила в здание бомбу. Дом был поврежден.

В советское время здание было восстановлено. В годы Отечественной войны здесь находился эвакопункт, управлявший всеми госпиталями КМВ.

 

Нарзанные ванны (N 43°54,173 E 042°42,997)

Середину Курортного бульвара украшает грандиозное здание Нарзанных ванн, выполненное в оригинальном архитектурном стиле, напоминающем древние сооружения Востока.

Одна из начальных страниц рассказа о Главных нарзанных ваннах касается имени Эмира Бухарского - Сеида Абд ал-Ахада Бахадура хана (1859-1910г.г.). Легенда рассказывает о том, что в 1900г. в Кисловодске на лечении находился Эмир Бухарский. Узнав об объявлении строительства ванного здания, высокий гость предлагает в проекте использовать архитектурные мотивы его далёкой Родины. Если его пожелание будет учтено, он своими капиталами будет участвовать в строительстве этого заведения. Эмир Бухарский был известный меценат, и такая версия, объясняющая архитектурную необычность этого здания, вполне правдоподобна. Но отсутствуют официальные документы, которые могли бы подтвердить её справедливость.

В связи с заметным увеличением числа посетителей вод в конце XIX века возникла настоятельная потребность в новом, оснащенном современным оборудованием, капитальном здании для нарзанных ванн. Гражданский инженер А. Н. Клепинин в 1901 г. создал проект большого двухэтажного здания на Тополевой аллее, нижний этаж которого занимали Нарзанные ванны на 38 кабин, а верхний -гидропатическое заведение.

Строительство главного здания на 38 ванн началось в конце 1901 г. Из-за высокого стояния грунтовых вод были сделаны бетонные фундаменты, а для предупреждения сырости выше был уложен асфальтовый изоляционный слой. В июне 1902 цоколь основного здания был уже готов. Здание строилось из желтого кирпича пятигорского завода. В 1904 г к главному корпусу Нарзанных ванн были пристроены два полукруглых одноэтажных кирпичных флигеля с коридором и 12 ваннами в каждом.

Так как ванное здание находится ниже уровня главного источника, то Нарзан самотеком поступал в особый накопительный резервуар машинного отделения, где нагревался паром и затем распределялся по кабинам и бассейнам. Большая стеклянная дверь центрального входа вела в вестибюль с гардеробом и в общий зал ожидания. Сразу из вестибюля двери ведут к двум большим общим бассейнам с проточным Нарзаном. Пол вокруг бассейна был выложен пирогранитными плитками и имел подогрев.

Гидропатическое заведение находилось на втором этаже главного корпуса, куда вели 4 лестницы. Оно состояло из душевого зала, комнат сухо-воздушного парового отделения (сауны), залов для массажа и «для укутывания по методу Присница». Душевой зал был оборудован всевозможными пресными душами - Шарко, «шотландским» восходящим, стенным, круговым, дождевым и спинным; кроме того здесь была особая массажная ванна «велленбад», из нижнего отверстия которой подавалась теплая вода под напором.

Входной портал оформлен двумя боковыми столбами, по фасадной стороне они украшены майоликовыми цветочными панно. Столбы завершаются глухими башенками с изящными навершиями в виде цветков лотоса. Ниже заключены в рамки из колонн майоликовые панно с изображением растительного орнамента. Башенки обнимает поясок из тонкого каменного кружева. Аттик соединяет основания этих башенок, на котором сегодня читаем: "Главные нарзанные ванны".

 Главный фасад украшают окна на первом и втором этажах: внизу они прямоугольные большого размера, а выше - узкие двойные арочные. Оригинальные наличники замечательно их выделяют.

 Сильно выступающие боковые ризалиты с огромными двухуровневыми окнами с витражами и наличниками в виде стрельчатой арки придают этой части фасада изящество, а богатые майоликовые панно с цветочным узором создают ощущение необыкновенной нарядности здания. Украшения верхней части ризалитов в виде сложно устроенных башенок подчеркивают индийский акцент архитектурного стиля. Башенки заканчиваются навершиями - бутонами лотоса, но выполнены они иначе, чем на боковых столбах у входа. Богатые лепные украшения, майоликовые панно с изображением павлинов, виноградной лозы, цветов придают зданию особое своеобразие.

 Несколько скромнее выглядят боковые фасады в цветниках, образованных одноэтажными флигелями. Тройные окна флигелей оформлены двумя нарядными колонками. В самой верхней части стены украшены сложного орнамента карнизами. Почти плоские крыши ограничены своеобразным парапетом, они имеют широкие свесы кровель.

Здание совершенно симметрично, но из-за естественного уклона северная часть его поднята на высокий фундамент, что вынудило архитектора соорудить затейливую каменную лестницу.

Новое ванное здание с оборудованием обошлось в 383 тысячи рублей. По красоте и прочности постройки и по своим удобствам оно стало одним из наиболее выдающихся бальнеотехниченских сооружений КМВ начала XX века.

 

Гостиница «Россия» (N 43°54,116 E 042°43,022).

Гостиница «Россия» (Курортный бульвар, 15)  была построена к 100-летию курорта, в 1903 г.

В этом доме останавливался С. В. Рахманинов. Композитор не раз приезжал на курорты Кавминвод. В 1916 и 1917 гг. он жил в этой гостинице, лечился от подагрической болезни рук. Здесь (и в Ессентуках, куда выезжал по совету врачей) писал романсы, работал над Третьей симфонией. В конце июля 1917 г. Рахманинов выступал в Кисловодском курзале. Во втором отделении концерта он дирижировал при исполнении «Марсельезы».

У входа в здание слева белая мраморная доска: «1873-1943. С. В. Рахманинов жил здесь и работал в 1916 г.» Выше надписи рельеф головы и рук в дирижерском жесте (скульптор Г. Курегян). Открытие мемориальной доски состоялось незадолго до столетия С. В. Рахманинова.

 

Нарзанная галерея (N 43°54,043 E 042°43,018)

Строительство грандиозного каменного здания с ваннами, галереей и павильоном над колодцем Нарзана началось в сентябре 1848 г., а закладка здания была произведена 5 ноября 1849 года. Зодчий Самуил Уптон  применил для украшения здания романтический стиль — английскую готику, благодаря которой Нарзанная галерея своим видом напоминает средневековое аббатство.

К сезону 1859 г. для публики была открыта северная часть здания Нарзанной галереи. Здесь планировалось устроить различные купальни — 18 ванн для подогретого нарзана, две душевых, две паровые ванны и 3 общих бассейна (писцины) для купания простого народа в холодном проточном Нарзане. Наклонные деревянные трубы от колодца источника Нарзана к ванному отделению были проложены под полом галереи и вода шла по ним самотеком. Ванные помещения были разделены по центру коридором на две половины — мужское (восточное) и женское (западное) отделения. В каждом отделении имелся ряд номеров с ваннами и обширный в виде полукруга общий бассейн с раздевальнями в боковой пристройке.

Как правило, Нарзанные ванны во время сезона работали с 4 до 12 часов и с 14 до 21 часа. Над ванным отделением был сооружен небольшой мезонин с меблированными суточными номерами и балконом. Позднее в обширных пустых комнатах ванного отделения были устроены контора группы, казенная аптека, комната для врачебных консультаций. Близ входа в это здание находилась остановка дилижанса, который отправлялся в Ессентуки и Пятигорск.

После постройки Новых Нарзанных ванн на Тополевой аллее (Курортном Бульваре) по проекту А. Н. Клепенина старые ванны были постепенно упразднены. Бывшие ванные помещения иcпользовались Управлением Вод под различные цели или сдавались в аренду частным лицам.

28 января 1918 г. в здании открылся Народный университет, в котором преподаватели местных гимназий читали научно-популярные лекции для населения. Он существовал до 1920 г. В разгар Гражданской войны, 8-9 июня 1918 г., каменное двухэтажное здание превратилось в крепость, в которой отряд самообороны из членов кисловодского Совдепа  отчаянно защищался от налета казачьего отряда полковника А. Г. Шкуро, захватившего город.

С 1920-х годов на верхнем этаже северной части Нарзанной галереи расположилась Курортная библиотека, а на нижнем действовали лечебные заведения. В 1947 г. был произведен капитальный ремонт ванного здания Нарзанной галереи, при которой из здания было полностью удалено устаревшее оборудование ванн. Курортная библиотека просуществовала в этом здании почти сто лет, но в 2011 году здесь открылся бутик, что безмерно огорчило жителей и гостей города курорта.

 

Гостиница Подворье Бештау (N 43°54,049 E 042°42,983)

Около Октябрьских ванн находится высокое здание с массивным эркером на углу. Здесь некогда находилась одна из старейших и красивейших гостиниц Кисловодска. В середине XIX века этот участок западнее северного конца Новой Нарзанной галереи был пустырем, заросшим травой и низкорослым кустарником.

К 1862 г. этот участок приобрел мещанин из Нахичевани-на-Дону Степан Авдеевич Бештау (ок. 1830-1914), который вскоре построил небольшой деревянный домик на семь комнат, а позднее возвел одноэтажное кирпичное здание. В начале XX века основное здание было надстроено вторым и мансардным этажами. В гостинице С. А. Бештау стало 35 номеров.

Двухэтажное кирпичное здание с мансардным этажом и высоким цоколем, выполнено в стиле эклектики. Восточный фасад был симметричен. Два ризалита с балконами и входными дверями делили его на три равные части с парами простых прямоугольных окон в строгих наличниках, с замками. Этажи разделялись лепными тягами. На срезанном углу здания на мощных фигурных кронштейнах покоится массивный двухэтажный эркер с узкими арочными окнами и причудливой коробчатой крышей в стиле барокко с ажурным украшением на коньке. Мансардный этаж повторяет композицию фасада основных этажей и украшен сверху башенками и фронтонами. На крыше сделана, обзорная башенка (бельведер) под четырехскатной крышей со шпилем.

В начале XX века в доме Бештау работала химико-микроскопическая и бактериологическая лаборатория Общества врачей. Сын владельца Яков Степанович Бештау произвел последнюю перестройку и расширение гостиницы в 1911 г. Эту работу выполнил, вероятно, архитектор Э. Б. Ходжаев, который был с семейством Бештау в дружеских отношениях. Обновленная гостиница Бештау стала наиболее примечательной на Воронцовской улице.

 

Гостиница А. Н. Зипалова (N 43°54,001 E 042°42,994)

Напротив фонтана «Лягушки» у Нарзанной галереи располагается одна из старинных гостиниц Кисловодска. В 1880 г. владельцем приобретенного у казны пустопорожнего участка земли напротив самой Нарзанной галереи стал Леонид Николаевич Зипалов, который решил выстроить рядом с гостиницей Смирнова собственные меблированные номера для приезжих посетителей.

Два двухэтажных кирпичных дома на каменном ступенчатом основании были построены в стиле классического направления эклектики. Первое строго симметричное протяженное здание имело три высоких ризалита. Ризалиты имели выступающие карнизы с зубцами и завершались аттиками с круглым слуховым окном. Над карнизом была устроена балюстрада. Главный фасад короткого здания был более скромен; он имел входную лоджию на нижнем этаже, где находился магазин, а его верхний этаж имел три пары окон, разделенных лопатками. Окна были украшены наличниками с замками.

Среди 36 номеров гостиницы Л. Н. Зипалова было много номеров с отдельными спальнями. Кухни при заведении не было, так как рядом находилась приличная Казенная ресторация. Одну неделю в конце августа 1896 г. здесь проживал А. П. Чехов (в память этого события на стене здания у входа повешена мемориальная доска). К 1900 г. зипаловская гостиница имела уже 45 номеров, цена которых была 2-5 рублей в сутки.

В советское время в бывшей гостинице был устроен пансионат «Кисловодск». Здание было перестроено, между домами сделан переход.

 

Отель «Централь» (N 43°53,925 E 042°42,949)

Весьма примечательным является изящное двухэтажное здание с башней, стоящее на выступающем углу Красноармейской улицы и Первомайского проспекта.

В начале 1880-х годов усадьбой владел купец Багдасар Эмануилович Ходжаев (ок. 1835-1904), видный городской деятель Пятигорска и отец известного зодчего КМВ.

Двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом на высоких подвалах построен в стиле эклектики классического направления. Главные фасады, украшены слегка выступающими ризалитами с рустованными углами и поэтажными тягами. Основной угол здания, выходящий на пересечение улиц, акцентирован в виде выступающей полукруглой башни, которая завершается сложным, куполом со шпилем. Высокие прямоугольные проемы окон украшены на первом этаже рустованными наличниками с «замками», а на верхнем этаже—классическими наличниками с лучковыми сандриками и строгими балконами, выступающий карниз поддерживается парными модульонами. Карниз над ризалитами и угловой башней украшен небольшими аттиками.

На первом этаже дома Ходжаева разместился большой аптекарский магазин провизора А. И. Рубановского. Кроме разнообразных аптечных товаров здесь продавались разные минеральные воды, соли и грязи, а также всякие косметические средства, духи и одеколоны. Фармацевт Рубановский стал первым частным лицом, который в начале 1890-х годов занимался газированием бутылочного Нарзана, составляя конкуренцию казенному предприятию.

К 1896 г. доходный дом с 18 меблированными комнатами получил название отель «Централь».

 

Гостиница Тамбиева «Московская» (N 43°53,908 E 042°42,901)

 Делее на Красноармейской улице находится крупное многоэтажное здание, значительную часть которого ныне занимает городская прокуратура. Около века назад здесь располагалась гостиница Тамбиева «Московская».

В начале XX века (в 1904-1905 гг.) Е. А. Тамбиевым был сооружен крупный доходный дом на 120 меблированных комнат, по проекту первого городского архитектора Э. Б. Ходжаеву.

Трехэтажное угловое здание в три этажа создано в «кирпичном» стиле с классическими элементами. Рельефная поверхность протяженных фасадов образована множеством выступающих вертикальных и горизонтальных деталей, оставляя лишь небольшие плоские участки стены. Наличники украшены разнообразными замками и сандриками. Южный фасад имеет пару ризалитов, которые завершаются аттиками. Срезанный угол здания оборудован полукруглыми балконами. Балконы с ажурными решетками верхних этажей расположены по фасадам в шахматном порядке.

Позднее меблированные номера Тамбиева стали называться гостиницей «Большая Московская». Она пользовалась большой популярностью, так как ее номера имели отопление, водопровод, ванны, электрическое освещение и телефон. В 1911 г. гостиница располагала 150 номерами. Во внутреннем тенистом саду находились отдельные флигели для летнего и зимнего проживания.

 

Дом Финкейзеров (N 43°53,955 E 042°42,850)

Финкейзеры были одной из известных кисловодских фамилий. Представители этого рода прочно вошли в дореволюционную экономическую и социально-культурную историю города-курорта, а фамилия закрепилась в названиях нескольких домов, булочной-кондитерской и кафе, небольшой площади, одного из источников пресной воды и целой линии водопровода.

В начале XX века  Ф. К. Финкейзер получил разрешение па строительство капитального двухэтажного дома с арочным проездом во внутренний двор. Автор проекта неизвестен, но этот дом Финкейзеров представляет несомненный архитектурный интерес.

Кирпичное двухэтажное здание на высоком каменном цоколе создано в «кирпичном стиле» эклектики с классическими элементами. В плане здание, состоящее из двух корпусов, имеет форму каре и похоже на небольшой замок. Здание находится на наклонному участке и поэтому цокольный этаж местами сходит на нет. Основной фасад обращен на восток. С этой стороны устроен вход и въезд во двор в виде лучковой арки. Цокольный этаж, где, вероятно, помещался собственный магазин (пекарня) домовладельца, имеет большое римское окно и ряд прямоугольных низких окон. Центральный ризалит с широким балконом завершается аттиком и призматическим куполом. Короткий балкон над въездной аркой принадлежит тройному арочному проему. Рельефная кладка разнообразными деталями украшает поверхность фасада и линию карниза. Во дворе слева от арки, в рельефном выступе стены устроена входная парадная дверь. В доме сохранились старинные камины. Второй северный корпус здания имеет скромное оформление. Возможно, это более поздняя пристройка или сооружение иного назначения, чем основной дом. Не исключено, что в нем и сдавались номера для приезжающих на курорт людей среднего достатка.

 

Казенная гостиница «Гранд-отель» (N 43°54,052 E 042°43,041)

Создатель и арендатор отеля К. Ф. Тахтамиров, зодчий - гражданский инженер А. Н. Клепенин. К строительству приступили в начале 1903 г, а в июне 1905 г. новая Казенная гостиница была принята в ведение Управления Вод. По предложению министра А. С. Ермолова она получила громкое название «Гранд-отель».

Отель был оборудован водопроводом, электрическим освещением и лифтами, имел прекрасный ресторан, гостиные и читальный зал. При гостинице были устроены нарзанные и пресные ванны из 10 кабин с особым нагревательным котлом. Право преимущественного пользования этими ваннами имели постояльцы отеля. Уровень цен на гостиничные номера определяла администрация КМВ. Таким образом, огромная Казенная гостиница служила регулятором цен на сезонное жилье, «предохраняя публику от чрезмерной эксплуатации» чересчур алчных домовладельцев.

На нижнем этаже отеля находился ряд различных магазинов (магазин К.М. Дьяч-кова, обувной магазин Феликса Дзержановского, винно-бакалейный Артемия Очакова и др.), ателье фотографа И. Т. Савенкова, билетные кассы агентства Международного общества спальных вагонов, бильярдная В. В. Владимирова, кинематограф «Бон-Репо» и пр. В 1907 г. врачи-компаньоны А. Г. Васильев и Н.Н. Тугаринов открыли в отеле физиотерапевтический институт «Азау», в котором использовались новейшие методы лечения тех лет (например, электро- и рентгенотерапия).

В дореволюционные годы в крупнейшей и комфортабельной гостинице Кисловодска останавливались знатные и известные особы, среди которых было много гастролирующих артистов, выступавших в соседнем Курзале. В 1917 г. в отеле проживал молодой петроградский композитор Сергей Прокофьев, написавший здесь ряд музыкальных произведений.

После Гражданской войны гостиница была национализирована и превращена в пансионат с 182 номерами. В 1923 г. во время гастролей здесь жила известная танцовщица Айседора Дункан, супруга Сергея Есенина, с приемной дочерью Ирмой, а спустя четыре года — советский поэт В. В. Маяковский (о чем гласит памятная доска на стене).

 

 

Торговые ряды (N 43°54,034 E 042°43,049)

На углу улиц К. Маркса и Коминтерна находится один из старейших магазинов Кисловодска.

Магазины были построены в начале 1910-х годов предположительно по проекту архитектора Э. Б. Ходжаева.

Одноэтажное приземистое кирпичное здание на низком цоколе построено в стиле модернизированного классицизма. Сооружение имеет сложную, многочастную планировку применительно к рельефу и границам участка. Основными фасадами являются западный и северный, высокий северо-западный угол здания срезан. Западный фасад имеет в центре просторную арку для въезда во двор. Арка завершается сложным аттиком с треугольным фронтоном. По сторонам от въездной арки расположено по три больших прямоугольных витрины с узкими входами. Эти элементы зрительно делят фасады на ряд примерно равных частей, каждый из которых занимает отдельное торговое помещение (отсюда и название— «Торговые ряды»). Северный фасад из-за перепада высот оформлен ступенчато, каждое торговое помещение на своем уровне.

Помещения Торговых рядов сдавались в аренду или продавались под различные заведения, которые занимались продажей разнообразных товаров или обслуживанием клиентов (парикмахерские, мелкие мастерские и прочее).

 

Филармония (Курзал) (N 43°54,091 E 042°43,171)

Постройка Минераловодской ветви Владикавказской железной дороги (ВЖД) дала мощный импульс для капитального строительства в регионе КМВ, т.к. существенно возрос поток приезжающих больных, а также облегчилась доставка строительных материалов для возведения больших капитальных сооружении. Стремясь привлечь к новой железной дороге внимание посетителей КМВ, правление Общества ВЖД решило на конечной станции Кисловодск построить крупный культурно-развлекательный комплекс, так называемый Курзал («Курортный зал»). С этой целью правление ВЖД летом 1892 г. поручило своему молодому архитектору Валериану Гусеву разработать проект Курзала для Кисловодска на пустынной возвышенности западнее нового вокзала. В разработке проекта Курзала принимали участие инженер ВЖД М. С. Кербедз, старший архитектор Министерства путей сообщения Михаил Васильевич Лаврентьев, гражданский инженер Евгений Дескубес и другие специалисты.

Вершина изолированной возвышенности западнее вокзала была срыта и превращена в огромную ровную площадку, с восточной и южной стороны которой была возведена мощная подпорная стена из каменных блоков с широкими лестницами и пристроенными помещениями. Нахождение объекта близ железной дороги существенно упрощало доставку строительных материалов, техники и оборудования. Крупные каменные блоки из местного доломита для ансамбля Курзала добывались и обтесывались на особой каменоломне под Кисловодском.

Основные строительные и отделочные работы продолжались до 22 июня 1896 г., когда и состоялось открытие нового Концертного зала. Полностью все отделочные работы в Курзале были завершены только к сезону 1897 г. Первое же театральное представление (оперетта) состоялось 15 июля 1896 г. Полное сооружение Курзала обошлось Обществу ВЖД почти в миллион царских рублей.

Архитектурный ансамбль Курзала из желтого кирпича и местного камня построен в эклектическом стиле — в формах, характерных для французского ренессанса, с обилием разнообразных, декоративных деталей. Ансамбль образован несколькими зданиями, которые занимают Концертный зал и ресторан с кухней. Они связаны между собой одноэтажными переходами. В плане здания образуют незамкнутое каре с внутренним двориком (курдонером), открытым к главному зданию вокзалу, куда ведет широкая восточная лестница. Этим подчеркивалась органичная связь вокзала и Курзала, входящих в единый комплекс гражданских сооружений Владикавказской железной дороги в Кисловодске.

Другая, южная лестница, (с 33 ступенями), подводит с привокзального спуска (ныне — пр. К. Маркса) к главному и крупнейшему зданию Курзала - Концертному корпусу. Его парадный фасад обращен на запад, к старинному центру курорта, величественный входной портал с просторным вестибюлем образован двумя мощными угловыми башнями и центральным ризалитом. Прямоугольные трехъярусные башни с выступающим карнизом увенчаны высокими четырехгранными французскими куполами с чешуйчатым покрытием и с мансардными слуховыми окнами. За порталом находится огромный трехъярусный корпус под двухскатной крышей с треугольными фронтонами. Он заключает в себе большой зрительный зал с боковыми галереями и сценические помещения с боковыми террасами.

Северная часть ансамбля Курзала представлена двумя схожими двухэтажными корпусами. Западное здание заключает в себе ресторан с номерами, а восточное— кухню. Они имеют одинаковые мансардные крыши с круглыми слуховыми окнами и угловые ризалиты в виде башен с высокими четырехгранными французскими куполами.

Театрально-концертный зал, рассчитанный на 650 зрителей, с балконом и колоннами, был роскошно отделан внутри бархатом, бронзой и художественной лепниной, барельефными портретами Глинки, Чайковского, Бетховена, Верди и Моцарта. Хорошо оборудованная глубокая сцена была украшена занавесом работы художника Саллы. В фойе были выставлены картины крупнейших русских и зарубежных мастеров.

В единый архитектурно-ландшафтный ансамбль зданий Курзала входили цветники, Музыкальная раковина, танцплощадка и летняя эстрада, летняя веранда с навесом для ресторана, а также большой детский парк, к которому вел северный ажурный мостик. В 1909 г. был сооружен южный ажурный мостик, (N 43°54,058 E 042°43,170) который соединил Курзал с небольшим парком на склоне Крестовой горы. По отзывам многих современников, кисловодский Курзал вполне мог бы украсить любую столицу Европы. Вход публики на территорию Курзала для «увеселения и развлечений» был платным. Днем в раковине играл оркестр, на летней эстраде выступали различные артисты. К услугам публики служили читальня, бильярдные, комнаты для игры в карты и прочее.

В Курзале проходили концерты, оперные и драматические спектакли с участием известных артистов и музыкантов России и Европы. Сцена филармонии — историческая, целых десять сезонов на ней выступал Шаляпин. Он пел партии Бориса, князя Игоря, Мельника, Сусанина. В незабываемых спектаклях, а их было пятнадцать, пел первый тенор России Леонид Витальевич Собинов — неповторимый Ленский, Альфред, Герцог Вертер. Стены этого зала слышали дивный голос Антонины Васильевны Неждановой, знаменитое бельканто Маттио Баттистини. Здесь состоялся последний на Кавминводах концерт Рахманинова, прощальный концерт Шаляпина. Здесь танцевала знаменитая Айседора Дункан.

Симфонический оркестр Курзала насчитывал 80 человек. Им дирижировали И. Глазунов, Л. П. Штейнберг, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сафонов и другие. Кисловодский зодчий Э. Б. Ходжаев, хорошо игравший па флейте, слыл большим любителем и знатоком симфонической музыки и с конца XIX века состоял музыкальным рецензентом Курзала.

Здание Филармонии (курзал общества Владикавказской железной дороги) является памятником архитектуры конца XIX в. Ни один курорт России не имеет такого монументального здания Курзала.

 

Железнодорожный вокзал (N 43°54,083 E 042°43,235)

Автором утвержденного эскизного проекта зданий кисловодского вокзала был, предположительно, гражданский инженер Николай Эдуардович Кордес. Детальная разработка этого проекта во всех подробностях, с отоплением, вентиляцией, водопроводом и прочим производилась летом 1892 г. в конторе главного инженера М. С. Кербедза. Производителем работ со второй половины 1893 г. был гражданский инженер Е. И. Дескубес. Полное освидетельствование Минераловодской ветви особой правительственной комиссией состоялось 3 мая 1894 г. Комиссия признала гражданские здания кисловодского вокзала «отличные красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Комиссия определила все работы качественными и разрешила начать эксплуатацию Минераловодской ветви.

Одноэтажное протяженное здание пассажирской станции построено в эклектическом «кирпичном» стиле. Главный фасад здания обращен на запад. Центральный входной ризалит имеет дверной проем в виде стрельчатой арки. На щипце ризалита, украшенном ступенчатым рельефом, надпись «КИСЛОВОДСКЪ». По сторонам от входа имеется по три окна. Над восточным, фасадом находится фигурный аттик с большим круглым углублением, на слегка скошенных углах, фасада сделаны глухие островерхие башенки.

В 1896 г. ОВЖД закупило партию американских паровозов «Baldween» (Филадельфия), которые стали основными для Минераловодской ветви. Для обслуживания паровозов было сооружено паровозное депо и поворотный круг на кисловодской станции. С появлением Минераловодской ветви число посетителей КМВ стало быстро возрастать и в последующие десять лет увеличилось более чем в шесть раз. Позднее севернее главного пассажирского здания было пристроено узкое и протяженное одноэтажное багажное отделение, западный фасад которого имел подвальный этаж. Пристройка была сооружена из кирпича на цоколе из кисловодского камня; на крыше был сделан приземистый купол с высоким шпилем. Фасады имели множество дверей и окон, обрамленных П-образными наличниками с двойными замковыми камнями. Навес был продлен до конца пристройки.

В 1910 г. южнее главного здания было построено кирпичное здание Столовой в стиле «модерн». Сооружение отличалось асимметричными фасадами и состояло из двухэтажного здания и главного зала, Высокий обеденный зал с широкими окнами и расписным потолком имел два входа.

В 1915 г. были проведены работы по расширению пассажирского здания. Для удобства жителей Кисловодска был построен бетонный пешеходный мостик над железнодорожными путями, который вел к дачам и гостиницам Вокзального переулка, к храму и гимназиям.

Вокзал пережил все революции и войны России XX века. В 1936 г., с появлением электровозов, на месте поворотного круга была устроена широкая Привокзальная площадь. В 1975-1988 годах была произведена реконструкция вокзала (арх. И. М. Фриденталь). Были построены 20-метровая башня с часами и вокзал для поездов местного сообщения. 17 мая 2003 г. в бывшем помещении Столовой была открыта постоянная выставка «История развития железнодорожного транспорта» и освящена часовня Св. Николая Чудотворца. Старые здания пассажирского вокзала значительно перестроены внутри.

 

Источники: 

Книга С. В. Боглачева и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска»

http://temnyjles.narod.ru/Albom.htm

http://кисловодскинфо.рф/fotogalereya/kislovodsk-qstarye-fotografiiq.html

Описание тайника

Содержимое тайника

Сувениры.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

mega-kem (07.05.2017 08:16:35)
Тайник взят сегодня с утра пораньше. Накануне были собраны ответы на все вопросы, хотя и были сомнения относительно некоторых ответов, тайник нашел без проблем. Положил магнит и микро-книгу Волгоград, взял черепашку. Автору огромное спасибо за отличную прогулку и познавательную экскурсию.
Serg&El (21.04.2017 19:34:06)
Брали тайник с рассрочкой в полтора года. В прошлый раз были заездом на выходной из ессентукского санатория. В этот раз понравившийся Кисловодск был целью отпуска и здесь уже спокойно прошлись заново по точкам, открывая его заново и радуясь изменениям, случившимся с городом за это время. Старые здания стали старинными- то есть их отреставрировали. Соорудили светомузыкальный фонтан, который лихо отплясывает лезгинку и плюется огнем - и не только лезгинку. Молодцы кисловодчане! Тайник нашли легко- пакет торчал из под камня наполовину. Нам повезло - пока мы возились, стараясь прикрыть камнями получше, никого не было. Но! Камень, под которым нашел убежище тайник, очень непрочно лежал. Наших женских сил ( я была одна из команды , но с подругой)- на укрепление не хватило. Кто будет следующий- имейте в виду. За тайник спасибо- очень интересная история.
sour-cream (18.04.2017 23:26:16)
UNOR (08.04.2017 12:12:48)
Паяльник (24.03.2017 13:29:22)
delia и shimp (10.03.2017 13:40:15)
Anika96 (28.02.2017 20:58:23)
apv (10.08.2016 09:34:19)
Marazm (07.05.2016 15:14:05)
lmi (02.10.2015 22:47:53)
Alextt (24.09.2015 21:21:14)
макс и сцветка (20.09.2015 23:32:38)
Pumkad (21.08.2014 17:39:28)
Силкины (29.04.2014 10:06:53)
alan-k (21.08.2013 22:20:53)
Pachita (04.08.2013 00:04:51)
Сергей Б. (03.08.2013 23:00:38)
rextop (03.08.2013 10:40:43)
Pachita (22.04.2013 21:03:38)
Katerin-ka (03.04.2013 13:22:54)
Raindger (27.11.2012 12:54:11)
гюльчатай (19.08.2012 16:20:48)
medicus (24.07.2012 22:18:00)
Wham! (17.06.2012 09:08:10)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117