Ростислав Алексеев [MS/11693]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный,
городской
Класс: Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Нижегородская обл.
г. Нижний Новгород р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Центр Сормова
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
3.71Нашли: 42
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Судно на подводных крыльях
Судно на подводных крыльях
Без подписи
Без подписи
Автор: MagDi
Создан: 17.11.2013
(отредактирован 22.11.2015)
Компаньоны: DenVut

Описание окружающей местности

     Трудно, наверное, найти в Нижнем Новгороде человека, который никогда не слышал бы о своем великом земляке - Валерии Чкалове и не знал, чем он славен. Иная судьба постигла другого великого нижегородца. Это доныне не оцененный по заслугам гениальный инженер-конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев
     Незаурядных людей всегда окружают мифы, которым верят даже чиновники и журналисты. Образ Ростислава Алексеева сегодня сопровождают два таких мифа: якобы он родился в Нижнем Новгороде и изобрел суда на подводных крыльях. Ростислав Евгеньевич всю жизнь твердил, что он не изобретатель. И крылатые суда, и экранопланы придуманы до него. Но попытки создания этих аппаратов были мало успешными. Здесь нужна была гениальная конструкторская мысль. Именно Алексеев спроектировал и воплотил в жизнь целую флотилию судов на подводных крыльях (СПК). Что же касается экранопланов, то благодаря нижегородскому конструктору Россия до сих пор сохраняет приоритет в области создания этих аппаратов.

     Ростислав Алексеев провел в Нижнем большую часть сознательной жизни. Хотя родился он в Брянской области, на полевой станции. Это был 1916 год. Отец нашего земляка, Евгений Кузьмич, был выдающимся почвоведом. Работой всей его жизни было превращение неплодородных почв в плодородные. Эту черту – делать невозможное возможным – унаследует потом сын. И еще важный момент: вскоре после рождения Ростислава отца репрессировали и отправили в сибирский лагерь. Там, на клочке земли площадью в один квадратный метр, он продолжал свои исследования. Одного этого примера с лихвой хватило, чтобы Ростислав Евгеньевич не сдавался ни при каких обстоятельствах. Ведь спроектировать аппарат – это полдела. Проект нужно было каждый раз отстаивать, доказывать, что он нужен…
     В 1932 году отца оправдали, и семья Алексеевых перебралась в Горький. Здесь, на Волге, Ростислав увидел, как скользит по волнам одна из первых парусных яхт – и загорелся. Он смастерил на чердаке своего дома яхту, парус которой выкрасил в черный цвет. Суденышко Алексеев назвал «Пиратом».
     Потом было множество яхт (одна совершеннее другой), сделанных Алексеевым, и неоднократно он побеждал в регатах. Однажды его судно перевернулось, и наш земляк «заработал» паралич лицевого нерва. Но это его не остановило.
     Юноше хотелось, чтобы его суда скользили по воде еще быстрее. В 1935 году он поступает на кораблестроительный факультет Ждановского индустриального института. Сейчас это Нижегородский технический университет имени Алексеева.
     Именно в студенческие годы он всерьез начинает думать о скорости судов. Это была, казалось бы, неразрешимая проблема. Все виды транспорта тогда «ускорялись», а для кораблей существовал барьер – 40 км/ч. Ведь сопротивление воды в 880 раз больше сопротивления воздуха.
     На ум пришел принцип подводных крыльев, открытый Шарлем де Ламбертом еще в 1890-е годы. Все просто: благодаря большому сопротивлению воды крылья корабля можно сделать очень короткими. А эффект будет такой же, как и при взлете самолета: большая часть судна поднимется над водой. Контакт с водной стихией практически сойдет на нет, и скорость корабля увеличится в разы. Попытки построить такие суда в России и Америке успехом не отличались. В 1940-е годы германский инженер Шертель создал ряд военных катеров на подводных крыльях. Но вплоть до окончания войны Алексеев об этом ничего не знал.
     В 1940 году наш герой защищает диплом «Глиссер на подводных крыльях». Диплом не только одобрили, но и рекомендовали продолжить эту работу, воплотить ее в жизнь. Ростислав Евгеньевич попадает на «Красное Сормово» в качестве инженера-кораблестроителя. Там он учувствует в производстве… танков, так как началась война.
     В 1941 году Алексеев направляет в наркомат ВМФ рапорт и проект будущего катера на подводных крыльях. Инженеру ответили: «предложенная вами схема… является неприемлемой, так как выбранная конструкция в основе своей ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачи». Но с 1943 года руководство завода пошло навстречу инженеру. Ему отводят место в старой будке в конце заводского затона. Вскоре в будке появляется чертежная доска, верстак и два стула. Все это окрестили гидролабораторией. Так началась эра скоростного кораблестроения.

     Первые опытные катера на подводных крыльях созданы Алексеевым в последние годы войны, и они показывали блестящие результаты. Поступили заказы от военных – и началось проектирование крылатых катеров для ВМФ. В 1951 году коллектив лаборатории получает государственную премию, и тут началось… сопротивление. Алексеев увидел в списке награжденных фамилию чиновника, который никакого отношения не имел к созданию СПК, и вычеркнул ее. В ответ министерства и организации стали давать отрицательные заключения насчет СПК. Нужно было судно, которое не оставляло бы сомнений. Так в 1956 году родилась «Ракета» - первый гражданский теплоход на подводных крыльях. Чтобы воплотить этот проект в жизнь, состоялось расширенное совещание парткома.
     "Ракета», рассчитанная на 64 пассажира, достигала скорости 60 км/ч. Для сравнения: обычный теплоход доходил от Горького до Казани за 30 часов, а «Ракета» преодолевала это расстояние за 8 часов. Алексеев сам привел это судно в Москву на 6-й фестиваль молодежи (1957 год). Прибытие в столицу белоснежного крылатого аппарата, который по форме своей поражал самое смелое воображение, произвело фурор. Секретарь ЦК Суслов оставил в книге почетных посетителей фестиваля такую запись: «Замечательный теплоход «Ракета» будет особенно полезен на больших реках, где он может конкурировать с авиацией. Желаем конструктору тов. Алексееву успехов в этом деле».
     В 1959 году начался серийный выпуск этого теплохода, в этом же году создан «Метеор» (70 км/ч), на котором Ростислав Евгеньевич доплыл до Черного моря, испытал его там и вернулся водным путем обратно. А крохотная лаборатория превратилась в здание из стекла и бетона – Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК
). Коллектив ЦКБ создал целую флотилию крылатых судов – и речных, и морских. Наиболее совершенным СПК считается «Буревестник», способный вместить 150 пассажиров и развить скорость 90 км/ч. К сожалению, сегодня об этом детище Алексеева забыли, ни одного «Буревестника» не осталось…

     Сказать о том, что работа конструкторов была напряженной – ничего не сказать. Яркий факт: в семьях работников ЦКБ регулярно происходили конфликты, доходило и до разводов. Наконец Алексеев вынужден был смягчить условия и объявил… воскресенье выходным днем.
     - Отец выписывал все научные журналы, связанные с кораблестроением и авиацией, - рассказывает дочь конструктора, Татьяна Ростиславна, - дома он, конечно, часто был занят работой. Но нельзя сказать, чтобы я была обделена отцовским вниманием. Между нами существовала какая-то неуловимая связь, какое-то прочное взаимопонимание даже тогда, когда он был сильно занят. Если я в это время пыталась отвлечь отцовское внимание, он давал мне головоломки, которые сам мастерил из проволоки. У нас было так заведено, что я не должна мешать отцу, пока не решу головоломку. Но сказать, что он совсем мной не занимался, тоже нельзя. Отец делал мне игрушки – например, посуду из жести, которую мы вместе потом расписывали.
     Татьяна Ростиславна вспоминает, что Алексеев никогда не бездельничал, то есть не сидел просто так. Отдых у него, само собой, был активный. Помимо яхт, конструктор увлекался горными лыжами, прыгал с парашютом, автомобиль водил «с закрытыми глазами», управлял самолетом. У Ростислава Евгеньевича было жесткое правило: за руль вновь созданного судна первый раз садился он сам. Алексеев в совершенстве управлял СПК и был одним из немногих людей, которые могли грамотно управлять экранопланом. 

     Идея создания экранопланов пришла сама собой. Ведь у СПК тоже существовал скоростной барьер – около 100 км/ч. Все упиралось в крылья, которые оставались погруженными в воду. Между тем, на заре возникновения авиации был обнаружен эффект экрана: низколетящий самолет удерживается над землей, и для его движения не требуется особых затрат энергии. Это принцип и был положен в основу работы экранопланов.
     После испытаний ряда моделей у Алексеева родился грандиозный и дерзкий замысел – создать экраноплан, знаменитый впоследствии под именем КМ (корабль-макет). В 1966 году КМ водоизмещением в 500 тонн был спущен на воду. До сих пор на планете не создано более крупного экраноплана. Его скорость – 500 км/час. Рыбаки были просто в шоке, когда мимо них, всего в метре над водой, проносился этот чудо-аппарат. Вскоре алексеевское детище «засекла» западная разведка. Получив спуктниковые снимки экраноплана, американцы прозвали его «Каспийским монстром». И опять посыпались заказы от военных. В начале 70-х создан транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок», уцелевший экземпляр которого находится сегодня в музее ВМФ.
     В 1974 году удалось «пробить» проект «Чайки» - гражданского экраноплана. Но в этом же году случилась авария с «Орленком». У аппарата отвалился хвост, создалась критическая ситуация. Алексеев выхватил штурвал у пилота и довел экраноплан до базы. После этой аварии чиновники поставили на «Чайке» крест. - Я помню, как мы сидели и целый день занимались только тем, что по приказу начальства уничтожали документы, связанные с «Чайкой», - вспоминает Татьяна Ростиславна, которая в то время уже работала в ЦКБ по СПК.
     У Алексеева и у созданных им судов было немало доброжелателей, но много было и противников. Авария «Орленка» была формальным поводом, чтобы отстранить Ростислава Евгеньевича от руководства ЦКБ. И это было сделано. В последние годы Алексеев руководит созданием только судов на динамической воздушной подушке. СДВП «Волга-2»
, «Ракета-2»,» Метеор-2», созданные под руководством Алексеева, предназначались для пассажирских перевозок. Сегодня эти суда используют на Волге для переправы с одного берега на другой.
     В 1980 году Алексеев собирается отправиться на «Волге-2» в Москву на Олимпиаду – но так и попадает туда. В результате тяжелой болезни гениальный конструктор скончался.

     Сегодня созданное Алексеевым ЦКБ уже не проектирует крылатые суда, да и на волжских берегах их почти не видать. Существует мнение, что этот вид транспорта не рентабелен. Вопрос довольно спорный. Во-первых, без государственных дотаций автобусные перевозки тоже будут не рентабельны. Во-вторых, на участках с извилистыми берегами автобусы уступают СПК – и по возможностям, и по экономической эффективности. Не случайно Греция использовала наши «Кометы» - до тех пор, пока не был окончательнго исчерпан ресурс этих судов...
     Гражданские экранопланы до сих пор многим в диковинку – настолько эти аппараты редки. И до сих пор их называют судами будущего. Ведь экраноплан – внесезонное транспортное средство. Он может носиться над водой, над землей, над снегом… На балансе ВМФ до сих пор числится экраноплан «Лунь», созданный сподвижником Алексеева Владимиром Кирилловых. Еще один штучный экземпляр – «Орленок» - хранится, как мы уже сказали, в музее ВМФ.
     Проекты наших военных экранопланов пока что засекречены. Говорят, что в Америке уже несколько лет подряд создают огромный экраноплан водоизмещением в 1000 тонн. Правда, говорят давно, уже несколько лет подряд, так что это, скорее всего, только слухи. Как бы там ни было, пока что «КМ» Ростислава Алексеева остается непревзойденным аппаратом.
     

   Это интересно:
- Портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева находится в библиотеке конгресса Соединенных Штатов в портретной галерее выдающихся деятелей мира, внесших наибольший вклад в развитие человечества в ХХ веке.
- Внуки Р. Алексеева профессионально занимаются парусным спортом, учавствуют и побеждают в международных соревнованиях.

Источник: статья Егора Верещагина
Дополнительно рекомендую ознакомиться: статья Из истории скоростного судостроения http://www.attk.ru/Rus/history/history.htm

Описание тайника

Содержимое тайника

Знакомство с судами на подводных крыльях

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

delia и shimp (11.04.2017 11:01:48)
Под начавшим дождем осматривали памятник конструктору и летящий по волнам корабль, под которым собралась большая толпа, употребляющая разные алкогольные напитки. Если честно давно не видел такого количества народа, в открытую распивающих на улице. Долго мудрили с отверстиями, но потом плюнули и потопали в ночь. Наверное, тарелка излучала некие сигналы, которые помогли нам выйти точно в точку. Микрик на месте. Авторам спасибо! Всем успехов!
MagDi (11.03.2017 17:21:09)
Вместе с DenVut проинспектировали закладку. Всё в порядке.
GeorgA1971 (20.11.2016 19:16:47)
volchisa (09.11.2016 14:20:45)
Boogier (08.09.2016 23:36:54)
MagDi (09.07.2016 23:10:48)
1kon (09.07.2016 11:48:09)
Lepoli (13.05.2016 22:18:21)
pupanoid (05.03.2016 22:07:07)
lastochka491 (27.01.2016 15:46:47)
volchisa (10.01.2016 13:41:54)
lega4 (13.12.2015 22:39:25)
MagDi (22.11.2015 09:47:38)
регистрации.нет (03.11.2015 22:58:57)
MagDi (01.08.2015 16:59:45)
lega4 (31.07.2015 09:20:12)
Kesha&Ko (11.05.2015 22:09:09)
MagDi (09.05.2015 22:16:27)
Alexandr_U (08.05.2015 13:49:51)
ЖЖ и Chuma (07.05.2015 13:09:20)
MagDi (09.01.2015 20:15:10)
Andriss (06.01.2015 23:51:25)
Zёbra и Бобр (01.01.2015 22:27:54)
denisns (10.12.2014 20:47:15)
alien (13.11.2014 12:43:37)
ivah1 (08.11.2014 20:28:38)
Байдерины (04.11.2014 18:55:12)
макс и сцветка (26.08.2014 19:35:35)
Katerin-ka (26.07.2014 23:39:28)
EZD_OK (23.05.2014 21:19:28)
slvital (18.05.2014 22:23:53)
007007007 (18.05.2014 20:51:12)
goondel (18.05.2014 19:51:11)
Crazymax (03.05.2014 08:50:18)
O.ES (07.04.2014 13:15:09)
ilasica (14.03.2014 23:23:54)
DisaV (10.03.2014 21:46:10)
Dionis57 (22.02.2014 23:39:57)
Проезжал мимо (20.02.2014 23:24:22)
eagle (26.01.2014 10:38:03)
perun_nn (10.01.2014 21:00:44)
Kazaam (31.12.2013 15:27:34)
mr_bo (23.12.2013 06:39:20)
RaFaeL (22.12.2013 20:42:02)
mr_bo (20.12.2013 12:01:27)
Trankvill (17.12.2013 18:49:34)
Aleslav (16.12.2013 21:23:24)
-nz- (16.12.2013 16:41:45)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117