Музей Карийе (Церковь Хора) [VI/11861]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Турция
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Стамбул
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 4
РЕЙТИНГ
3.00Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: delia и shimp
Создан: 16.05.2012
(отредактирован 16.05.2012)

Описание окружающей местности

     «… добраться до этой очень интересной маленькой мечети почти подвиг: сколько нужно пройти (ехать в экипаже невозможно) улиц, переулков и закоулков, мимо грязных базаров и тысяч лавок»

                                                                                                               Русский путешественник. Конец XIX в.

     Благодаря книге С. А. Иванова «В поисках Константинополя. Путеводитель по Византийскому Стамбулу и окрестностям», мы узнали, что на ряду с известными всему миру достопримечательностям этого овеянного славой и могуществом города, имеется один из интереснейших музеев – Музей Кариийе (Кархие Джами). Кархие Джами – редкая удача, счастливый случай для всякого, кто приехал в Город в поисках Византии. Это поразительно целый и цельный памятник, хоть он и служил мечетью на протяжении очень долгого времени – с 1511 по1945 г.

     Полное название храма церковь Христа Спасителя в Хоре. Первый монастырь появился на этом месте еще в VI в. или в начале VII в., и его греческое название «Хора» или турецкое kariye, означает пригород, земля вне городских стен. Действительно, монастырь, вошел в городскую черту только после строительства стен Феодосия. Монастырь резко вырос в своем значении, когда по соседству обосновалась императорская резиденция: высокопоставленные лица часто дожидались тут приема во Влахернском дворце. Именно из-за такого соседства около1315 г. за восстановление храма за свои средства взялся Феодор Метохит – великий логофет (первый министр и главный казначей) императора Андроника II, литератор и философ. Изображение Феодора Вы можете увидеть перед проходом в основное помещение храма по центральной оси нартекса (нартекс – притвор, входное помещение, обычно примыкавшее к западной стене византийского храма). Для большего понимания, при покупке билета, возьмите брошюрку в кассе на русском языке, где указаны названия всех мозаик и фресок. Итак, на мозаике изображен Спаситель с коленопреклоненным Феодором Метохитом, преподносящим маленькую модель церкви Хора. Если кого смущает вид логофета – огромный тюрбан и длинный кафтан, не волнуйтесь, Византия не стыдилась подражать соседям: там были в ходу даже молельные коврики – подсмотрели у мусульман.

      Феодор был сыном опального вельможи, сосланного в Никею, и рисковал остаться провинциальным эрудитом, не сведи его судьба с императором Анроником II – в1290 г. Василевс, совершая поездку по империи, заметил красноречивого юношу. Потом была дипломатическая карьера, за которой последовал пост великого логофета, то есть премьер-министра. Метохит стал несметно богат, выдал дочь за императорского племянника и сделался самым влиятельным человеком Империи. Это не сказалось на его привычках книжного червя: проводя день в гуще придворных интриг, ночи он посвящал чтению и сочинительству. Современники называли его «ходячей библиотекой». В1328 г. Андроник III захватил Город и смена власти ударила по Метохиту в первую очередь. «Тот, кто всем казался самым богатым после императора, мгновенно сделался нищим». Вернувшись из ссылки, Феодор принял постриг и провел последние два года в своем любимом детище, монастыре Хора, где и был захоронен.

        Под руководством Метохита подвергся переделке центральный купол Хоры, а в остальном главное здание осталось преждним, получив лишь мозаику мраморную отделку и новые полы. Зато оба нартекса и все остальные пристройки были возведены с нуля. Реконструкция завершилась весной1321 г.

        Примерно через 50 лет после падения Константинополя Хадым Али-паша, великий везир султана Баязида II, распорядился построить над галереей церкви минарет, замазать побелкой фрески и мозаики, противоречащие догматам ислама, и превратить храм в мечеть Карийе (KariyeCamii). Этому человеку мы должны быть благодарны не меньше, чем Феодору Метохиту. Ведь только благодаря штукатурке Хадым Али-паши – жемчужина византийского искусства сохранилась до наших дней.

       Новая жизнь этого прекрасного памятника человечества началась благодаря стараниям энтузиаста Византии и одновременно предприимчивого дельца, американца Томаса Виттемора, который в свое время убедил Ататюрка сделать музеем и Св. Софию. В 1948 году мечеть закрыли для реставрационных работ, проводимых специалистами Византийского института (США), а в 1958 г. в ней открыли музей Карийе. Памятник изучен с образцовой тщательностью, причем первым его исследователем еще в конце XIX в. был другой энтузиаст, русский искусствовед Федор Иванович Шмит (1877-1937) – страстно увлекавшийся человек, сделавшийся потом большевиком, а потом, естественно, расстрелянный. (Соч.: Мозаика и фрески Кахриэ-джами // Изв. РАИ в Константинополе. 1903. Кахриэ-джами I: История монастыря // Там же. 1906.).

         Храм-музей состоит из трех основных помещений – вестибюля (нартекса), основного помещения храма (нефа или наоса) и погребальной капеллы (параклисия) с фресками, написанными сразу после завершения работ над мозаиками (1320).

         Тематическому разнообразию и богатой детализации мозаик, украшающих нартекс и неф (более 50), нет равных. Мозаичные изображения посвящены четырем темам, представленными в более или менее хронологическом порядке. Это генеалогия Христа, рождение и детство Христа, жизнь Богоматери (из апокрифических Евангелий) и пасторское служение Христа. Фрески, украшающие параклисий, в стенах которого расположены ниши для гробниц (аркасолии), связанны с темой смерти и загробной жизни.

         Что еще? В кассе можно взять небольшие брошюры (есть на русском языке) с кратким описанием истории храма и планами расположений мозаик и фресок, а так же их названиями. Кто захочет купить книги-альбомы с более подробной информацией и качественными фотографиями, то можно воспользоваться лавочкой в музее и сувенирными палатками возле церкви.

Информация:

Адрес:                                       Karie Cami Sokak (Edimekadi)

Автобус:                                   28,86,90

Телефон:                                   +90 (212) 534 84 14

Режим работы:                         09:30 – 16:00 ежедневно кроме среды

Стоимость билета (входа):     15YTL (на 06.05.2012г)

Источники информации:

С.А. Иванов "В поисках Константинополя. Путеводитель по Византийскому Стамбулу и окресностям"

www.tourister.ru

 

Описание тайника

Содержимое тайника

Творение, которое Вы раньше не видели!

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

deli kaplan (28.11.2015 16:20:02)
Увидев фото фресок и поковырявшись в поисковике , очень захотелось увидеть их " в натуре". Красотища! Там нет того блеска, как в других туристических музеях. Ничто не мешает ходить и глядеть.
Из туристов была только одна группа китайцев, а они мне по "пояс". и никак не мешали созерцанию.

НА ЗАМЕТКУ.
Жители Стамбула и даже таксисты, не все знают об этом музее. Муж /он местный/ долго пытался понять, куда мне надо , отчаялся, и взял такси. От Капалы чарши до музея такси стоит 12-15 лир. Дорога заняла 5-8 минут.
Часы работы летом- зимой разные, заранее "мышкуйте" в интернете., чтоб не "целовать" замок. Пускать последних посетителей обычно прекращают за 30 - 60 мин. до официального времени закрытия.
Сейчас /ноябрь 2015г./ музей находится на реставрации. Снаружи закрыт лесами. Центральные залы тоже реставрируют. Но и то, что открыто-заслуживает внимания.
Фрески с вирт. вопросом доступны для посещения.
Почти все фрески -на потолке, поэтому нужна "крепкая" шея.
Фото вспышка запрещена, поэтому фото могут "смазаться".

Когда "ужму" фото - выложу в альбом.
kevi (26.09.2014 09:55:25)
Взяли тайник 25.09.2014 церковь удивительна, великолепные фрески и атмосфера, вот только туристов как и везде многовато
wit_1 (08.09.2013 00:28:33)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115