«Раскол» в русской православной церкви грянул вслед за реформами патриарха Никона. Поводом к реформам послужили накопившиеся разночтения в богослужебных книгах и обрядах. В результате нововведений важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение "аллилуйя" вместо двукратного и др. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению. Эти изменения, оказавшиеся для многих верующих и части священнослужителей принципиально неприемлемыми, «раскололи» православие на Руси на два антагонистически настроенные друг по отношению к другу лагеря – никониан и старообрядцев. В разные времена отношение официальной церкви (и власти) к староверам было нестабильным: от массовых жестоких репрессий, направленных против представителей «истинной веры», до временных «оттепелей». Поэтому сторонники раскола стали скрываться в труднодоступных и глухих лесах Севера, Заволжья и Урала, где появилось множество монастырей-скитов, в которых богослужения продолжали совершаться по старым книгам и обрядам.
Одним из таких духовных центров старообрядчества стал Керженец. Серьёзную финансовую поддержку скиты получали с Рогожского кладбища в Москве, с начала XIX века ставшего руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Связь Керженца с Москвой осуществлялась через волжское село Городец. Потому и родилась поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том Керженец». О влиятельности городецких староверов свидетельствует и тот факт, что первым в России старообрядческим монастырём, открытым вскоре после революции 1905 года (когда раскольники были уравнены в правах с обычными православными), стал мужской монастырь в Митрофановской волости – на севере современного Городецкого района (это место попало в зону затопления Горьковского водохранилища). Поэтому Городец можно с полным правом назвать старообрядческой столицей Поволжья. До сегодняшнего времени в Городце – этом удивительном небольшом старинном городке – сохранились объекты, самым тесным образом связанные с историей развития старообрядчества в Нижегородском крае. К каждому из них привязана точка нашего пошагового тайника.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: