Что построил архитектор Николаев? [VI/12185]

архитектор Владимир Николаев
архитектор Владимир Николаев
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Киевская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Киев
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 2
РЕЙТИНГ
3.33Нашли: 9
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
памятник Богдану Хмельницкому
памятник Богдану Хмельницкому
Филармония
Филармония
Больница "Охматдет"
Больница "Охматдет"
Покровский монастырь
Покровский монастырь
Автор: glasha
Создан: 11.07.2012
(отредактирован 06.01.2013)

Описание окружающей местности

В Киеве есть множество улиц, которые носят имена великих архитекторов прошлого, но часто даже люди, живущие на этих улицах, не задумываются над деятельностью знаменитых зодчих. Это первый тайник из серии «Великие зодчие Киева».

Архитектор Владимир Николаевич Николаев (1847, Царское Село — 11 ноября 1911, Киев) был одним из самых плодовитых киевских зодчих. Этот тайник расскажет о наиболее интересных его работах.

Биография

Обучался Владимир Николаевичархитектуре в петербургской Академии художеств. В Киеве был городским (1873—1887) и епархиальным архитектором (1875—1898), архитектором Киево-Печерской лавры (1893—1899), гласным городской думы и членом городской управы. Занимал должности председателя правления Киевского литературно-артистического общества и председателя архитектурного отдела Киевского отделения Императорского русского технического общества. Один из основателей (в 1901 г.) и бессменный директор Киевского художественного училища. За почти сорок лет свой деятельности в Киеве архитектор возвёл 18 церквей, 3 монумента, 27 зданий общественного характера и сотни частных домов.

Владимиру Николаеву принадлежит работа над памятниками Николаю Глинке, императору Николаю Первому, Богдану Хмельницкому, памятная доска киевскому генерал-губернатору Дрентельну.

Среди наиболее интересных его работ Купеческое собрание с прекрасным концертным залом (1894), где теперь размещена Национальная филармония Украины; здание городского Кредитного общества (1897, не сохранилось); корпуса Еврейской больницы (1884—1896), ныне часть Киевской областной больницы; больница для чернорабочих (1892—1894), ныне институт охраны материнства и детства («Охмадет»); комплекс Дегтярёвской богадельни (1900—1902) и Трапезная церковь в Киево-Печерской лавре (1893—1895).

Храмы, построенные Николаевым, считаются наиболее ценной частью его наследия. Всего в Киеве и Киевской епархии он построил их более восьмидесяти. Владимир Николаев придерживался «византийского» и «русского» стилей. Образцами его работ в «византийском» стиле служат Вознесенская церковь (1884—1888) на Байковом кладбище, Трапезная церковь в лавре, Сретенская церковь (не сохранилась), Введенская (1880-е годы, не сохранилась), Благовещенская (1885—1887 годы, не сохранилась), Александро-Невская (1888—1889, не сохранилась) церкви. В «русском стиле» выдержан комплекс Покровского монастыря (1896—1911), часовня на Лукьяновке (1891, не сохранилась).

Особняки, построенные Николаевым, поражают убранством и пышностью интерьера:

    * особняк Фёдора Терещенко (1877—1884 годы, вместе с Андреем Гуном; ныне — Киевский музей русского искусства);
    * особняк Маркуса Зайцева (1897);
    * особняк Либермана (1898; ныне — здание Союза писателей Украины);
    * особняк Гальперина (1899; ныне — здание комитетов Верховной рады Украины);
    * особняк Василия Симиренко (1890-е).

К наиболее интересным работам Николаева в жанре доходных домов принадлежат гостиницы «Националь» и «Бель-вю» на Крещатике (не сохранились).

Владимир Николаев является автором нескольких публикаций по вопросам архитектуры, реставрации, архитектурного законодательства. Сын Николаева Ипполит был киевским городским архитектором в 1892—1917 годах, а сын Леонид стал пианистом и педагогом. Похоронен на Аскольдовой могиле (надгробие не сохранилось).

Памятник Богдану Хмельницкому был торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве  в рамках празднования 900-летия Крещения Руси. Является одним из символов Киева, памятником искусства XIX века.

Идея создания памятника возникла в обществе по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах. После получения разрешения от императорского правительства в 1860 году был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем — профессором университета, главой Киевской археографической комиссии. Первый проект памятника, созданного известным скульптором Михаилом Микешиным, был весьма резким — конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.[1]

С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. Из-за того, что собранная сумма оказалась небольшой (лишь 37 тысяч рублей), а также из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно целесообразности антипольского и антиеврейского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя (проект Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома. Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены с помощью консультации Владимира Антоновича.

В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет стояла во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году Владимир Николаев создал более дешёвый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента [2] подарила управа Киевской крепости. Сам Николаев при этом работал бесплатно, и вдобавок на сэкономленные деньги спроектировал ещё изгородь с фонарями.

Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял своё место, оказалось, что конь очень невежливо повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Поэтому постамент был развёрнут, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции [4]. А вот на Москву, вопреки другой распространённой легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.

 Отсчет концертных сезонов Национальная филармония ведет с 1863 года, когда было основано киевское Отделение Императорского Российского Музыкального Общества (ИPMО). Уже в начале XIX ст. музыкальная жизнь Украины и Киева бурно развивается. На киевские контрактовые ярмарки приезжают с концертами известные европейские музыканты: Ференц Лист, братья Венявские и другие. Следовательно, создание музыкального общества было своевременным. Среди его организаторов были такие известные к тому времени общественные деятели и музыканты как Р.Пфениг, Н.Лысенко, П.Селецкий, М.Богданов.

Проект и авторское наблюдение за строительными работами осуществлял архитектор Николаев, который к тому времени занимал должности киевского городского и епархиального архитектора. В 1882 году за один строительный сезон был возведен двухэтажный дом Купеческого собрания.

 Дом Купеческого собрания сразу приобретает популярность у киевлян. Здесь происходили балы-маскарады, семейные праздники, благотворительные лотереи, литературные и музыкальные вечера. Киевские музыканты и гастролеры, которые выступали здесь, были в восторге от акустики зала с колоннами. В.Николаев не только в совершенстве владел законами акустики как архитектор, но и был человеком музыкально одаренным. Через несколько лет после строительства Купеческого собрания академик архитектуры В.Николаев стал одним из членов Директората киевского музыкального Общества. Утренники камерной музыки, организованные этим обществом в начале девяностых годов, происходили в Купеческом клубе.    

Купеческое собрание просуществовало до 1919 года. Потом в его помещении расположился Пролетарский дом искусств. Позже - Дом политического образования, потом клуб "Большевик". А в 30-ые годы - Дворец пионеров и октябрят.

"2-го марта (в 1923 году) концертом под руководством Л.Штейнберга благополучно начала свою деятельность государственная филармония", - так пишет о событии, которое произошло в бывшем Купеческом собрании, его очевидец - музыкальный критик М.Шипович. С 1927 года Государственная филармония работала в столице Украины Харькове, а в 1934 - вернулась в Киев, который опять стал столицей. Своего постоянного помещения у этого творческого коллектива не было. Концерты и музыкально-лекторийная работа проходили в разных залах и рабочих клубах. В 1937 году при госфилармонии под управлением Натана Григорьевича Рахлина стал работать Государственный симфонический оркестр.

В начале войны в 1941 году деятельность Киевской государственной филармонии была прекращена, а бесценные архивы сожгли по приказу "сверху". Во время оккупации Киева в доме бывшего Купеческого собрания расположился немецкий офицерский клуб. Этот дом, один из немногих, уцелел вблизи разрушенного Крещатика.

По генеральному плану послевоенного восстановления Крещатика и после тщательного обследования дома бывшего Купеческого собрания это историческое сооружение назначалось под снос, поскольку находилось в аварийном состоянии. Но дом не стали разрушать. Ведь лучшего помещения с прекрасной акустикой для филармонии нечего было и искать в полуразрушенном городе. Киевская филармония начала здесь свою работу уже в 1944 году.

Особняк Федора Терещенко

Строительство этого дома было связано с общей застройкой нового района на пустыре перед зданием университета. Архитектор Викентий Беретти, по проекту  которого возводился корпус университета, считал необходимым решить общую градостроительную задачу комплексно, строить каменные дома в единой связке - как принято в столичных городах, о чём в 1838 году уведомил киевскую городскую власть. Для проектирования здания был приглашён известный киевский архитектор Владимир Николаев.

Дом был возведён к 1878, а в 1880 его владелица, М. Чаплинская, продала участок земли с особняком и другими сооружениями во дворе коллежскому советнику Фёдору Терещенко. В 1881 году Терещенко обращается к академику архитектуры А. Л. Гунну и заказывает эскизный проект перестройки приобретенного здания и его внутренней отделки.

Работы по перестройке выполнялись в 1882—1884 при участии петербургских подрядчиков, специалистов мебельной фирмы Мельцера, скульпторы Шварц и Ботта, художник Сидиков. Руководил строительством автор первоначального проекта В. М. Николаев.

В законченном виде здание приняло асимметричный вид, поскольку левая часть особняка, возведенного по первоначальному проекту, была сохранена. Третий этаж существует только со двора, а по главному фасаду за его счет была увеличена высота парадных залов второго этажа. Новый центральный вход выдвинут на мостовую и украшен кариатидами (статуями женщин, заменявших колонны). Окна второго этажа выделены пилястрами и верхними филёнками с мифологическими сюжетами, карниз отделан медальонами и львиными маскаронами (маскарон — украшение здания в форме головы человека или животного анфас). В целом фасад выполнен в стиле неогрек.

Внутреннее пространство решено в сочетании торжественности анфилады (ряда последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов, расположенных на одной прямой) парадных залов и домашнего уюта довольно скромных жилых помещений. Интерьеры будуара, диванной, гостиной, кабинета, столовой оформлены лепным и цветным декором и украшенные резьбой. Их убранство стилизовано под различные архитектурные стили. В это же время возникла идея дополнительной пристройки к зданию, включающей специальное помещение для картинной галереи и зимнего сада. Планирование этих помещений выполнил архитектор Николаев.

В 1885 году строительство было завершено, и семья Фёдора Терещенко переехала в особняк. В этом доме Фёдор Артемович проживал со своей второй женой Надеждой, здесь родились их дети Надежда, Фёдор и Наталья.

После смерти Фёдора Терещенко в 1894 году особняк и всё имущество, согласно завещанию, перешли в собственность сына хозяина, но оставлены в пожизненное владение вдове, которая расширяет участок, приобретя в 1903 году соседнюю усадьбу (№7/13). В годы Первой мировой войны в этом доме был организован госпиталь.

Семья Терещенко покинула Киев в 1918. Особняк после отъезда владелицы в годы революции и гражданской войны использовался различными организациями и учреждениями. Здесь располагалось МИД Центральной Рады, правительства Скоропадского и Директории, штабы Красной Армии, деникинской армии, штаб Драгомирова, польской пулеметной роты, Ревтрибунала 14-го корпуса Красной Армии.

В 1919 году Комиссариат народного образования советского правительства выдал охранный лист на помещение, а с 1922 года здесь размещается музей русского искусства.

У дома в 1983 году был установлен памятник Репину работы московского скульптора А. Комова. А в 2001 на фасаде здания появилась мемориальная доска в память об Александре Шульгине — первом министре иностранных дел Украины.

http://ru.wikipedia.org/

http://www.filarmonia.com.ua/

 

Описание тайника

Содержимое тайника

Прикосновение к искусству архитектуры

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Borys (24.03.2015 14:03:20)
Побывали здесь во время прогулки по городу. В этих двориках можно обнаружить много интересного. Советую также заглянуть во дворик дома №13 - просто красиво.
Байдерины (09.02.2015 21:46:55)
Попасть сюда в рождественские дни оказалось непросто - несколько раз заглядывали в ходе прогулок по городу, но музей и двор были закрыты. Но однажды выходные закончились, а наша поездка - ещё нет )) Довольно неожиданный памятник для простого дворика. И для непростого - тоже.
Кельтика (01.06.2014 12:46:06)
dnipro05 (10.03.2014 21:21:17)
andreas (07.08.2013 14:20:50)
Cossacks (13.07.2013 22:46:40)
-nz- (09.05.2013 10:27:44)
zombie (20.04.2013 18:56:14)
Kievlianin (15.08.2012 19:01:46)
DVB (28.07.2012 12:43:40)
Yahid (21.07.2012 18:05:22)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115