Дзiкае паляванне караля Стаха [MS/12199]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Природный
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Беларусь
Гродненская обл.
Новогрудский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Щорсы
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 5
РЕЙТИНГ
5.00Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Библиотека Хрептовичей
Библиотека Хрептовичей
Дуб Мицкевича
Дуб Мицкевича
Коптильня
Коптильня
Пруды
Пруды
Автор: Кривич
Создан: 19.05.2012
(отредактирован 16.10.2012)
Компаньоны: Україна, Ириска и Фантик

Описание окружающей местности

«Але яшчэ і зараз я часам бачу ў сне сівыя верасовыя пусткі, чэзлую траву на паверхні прорваў і дзікае паляванне караля Стаха, якое скача па дрыгве. Не бразгаюць цуглі, моўчкі сядзяць у сёдлах прамыя постаці коннікаў. Вецер развейвае іх валасы, плашчы, грывы коней, і самотная гострая зорка гарыць над іхнімі галовамі. У жахлівым маўчанні шалёна скача над зямлёю дзікае паляванне караля Стаха. Я прачынаюся і думаю, што не прайшоў ягоны час, пакуль ёсць цемра, голад, нераўнапраўе і цёмны жах на зямлі. Яно – сімвал усяго гэтага. Хаваючыся напалову ў тумане, імчыць над змрочнай зямлёй дзікае паляванне».

 

«Дзiкае паляванне караля Стаха» - красивая мистическая повесть Владимира Семёновича Короткевича – признанного классика белорусской литературы. Короткевич один из немногих писателей, который в своих произведениях обратился к истории Великого княжества Литовского – практически запретной теме российской, затем советской, да и современной белорусской истории...

Его произведения всегда читаются на одном дыхании, а особенно – «Дзiкае паляванне». Сюжет захватывает с первых строк. Перед героями встают удивительные загадки, для решения которых понадобятся и решительность, и находчивость, и авантюризм, и конечно удача.

Грустная, немного мрачная и щемяще-романтичная история белорусской земли конца XIX века. Никакой современный учебник истории не даст вам представления об этом времени. Тем более так полно, увлекательно и интересно.

В странах северной Европы в средние века было распространено поверье о шествии мёртвых по воздуху. Скорее всего, это отголосок скандинавского мифа о боге Одине, который во главе всадников скачет по небу со сворой лающих собак. Здесь Один предстаёт как бог мёртвых, а всадники – погибшие воины, населяющие Вальхаллу.

Стоит отметить, что вполне реальные германские воины использовали различные ухищрения для устрашения противников: раскрашивали тела, для сражений выбирали тёмные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска наводили на врагов ужас. Видимо поэтому в сказаниях разных стран упоминается категорический запрет: на Дикую Охоту нельзя смотреть. Встреча с ней всегда сулит людям несчастья и беды, болезни и смерти.

По христианской версии, Охота близка к всадникам апокалипсиса, где жертвами становятся души неправедных. После Реформации и упразднения протестантами Чистилища Дикая Охота стала преследовать некрещеных умерших.

Интересно, что изображение Одина, как всадника на коне, перекликается со старинным государственным символом Беларуси – гербом «Погоня».

«Ўсё лятуць і лятуць тыя коні,

 Срэбнай збруяй далёка грымяць...

 Старадаўняй Літоўскай Пагоні

          Не разьбіць, не спыніць, не стрымаць.»  

Максим Богданович                         

И вот эта страшная и такая непонятная Дикая Охота была перенесена Короткевичем на просторы белорусских болот.

Отдельного внимания заслуживают лошади Дикой Охоты. Процитирую главного героя: «Это были настоящие полесские дрыкганты, порода, от которой теперь ничего не осталось. Все в полосах и пятнах, как рыси или леопарды, с белыми ноздрями и глазами, полыхавшими из глубины красным огнем. Я знал, что эта порода отличается удивительно машистой иноходью и во время галопа мчит огромными, оленьими прыжками. Не удивительно, что в тумане их прыжки казались такими большими».

Дрыкгант со старобелорусского – жеребец, по версии Владимира Короткевича вымершая в начале ХХ века белорусско-польская порода коней.

В 1979 году по повести был снят одноимённый фильм. Съёмки старинного дворца проводились в Подгорецком замке на Львовщине. Сюжет фильма несколько отличается от сюжета романа, по которому он был поставлен. Владимир Короткевич изложил одну из народных легенд Беларуси, основанную на исторических событиях, но с политической, социальной подоплёкой. В фильме же режиссёр сделал основной акцент на мистику. Короткевичу экранизация его произведения не особо понравилась, так как в фильме практически отсутствовала одна из ключевых тем повести — печаль о тяжёлой судьбе белорусского народа.

На волне популярности фильма, Валентиной Щедриной в 1980 году был сделан перевод на русский язык. Также существует перевод на английский язык, выполненный Николаем Халезиным, и на украинский, выполненный К. Скрипченко.

Остановимся на месте, которое мы выбрали для тайника.

Местечко Щорсы известно с XV столетия. Его владельцем был древний род белорусских дворян Хрептовичей. Наибольшего расцвета Щорсы достигли в конце XVIII столетия. Обустройством усадьбы занялся Иоахим Литавор Хрептович (1729 – 1812), последний канцлер Великого княжества Литовского. При нём в Щорсах был построен новый каменный дворец в стиле французского классицизма эпохи Людовика XV, заложен парк с более чем 200 породами растений. Заказ графа выполнили лучшие европейские мастера: итальянцы Джузеппе Сакко и Карло Спампани и француз Якуб Габриэль.

В 1776 году строительство дворца, ставшего центром усадьбы, было закончено. Он представлял собой одноэтажное здание с двухъярусной центральной частью. Вокруг дворца раскинулся пейзажный парк площадью больше 40 гектаров с системой искусственных озер. Вокруг находилось множество других построек: в Т-образном здании с шестиколонным портиком перед центральным водоемом располагался дом управляющего имением; отдельно стояло здание библиотеки, которая стала хранилищем более 20 тысяч книг на разных языках, географических карт Беларуси, Литвы и Польши, уникальных исторических документов.

Главным увлечением Хрептовича были книги. Им была основана крупнейшая частная библиотека в Беларуси. Книги привозились из Франции, Германии, Голландии, Польши, покупались старопечатные книги в закрытых русским правительством католических монастырях, были приобретены часть Варшавской публичной библиотеки епископа Залусского, часть знаменитой библиотеки Иосифа Империали в Риме. Будучи настоящим патриотом родины, Хрептович интересовался прошлым отечества, собирал оригиналы и копии старинных документов. Щорсовский архив содержал более 150 томов источников по истории Речи Посполитой.

Усадьба в Щорсах в начале XIX века была одним из культурных центров Беларуси. Сюда приезжал последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский – заядлый библиофил, тут работали многие ученые, краеведы, поэты. Среди них – астроном Михаил Почобут, историки Игнат Данилович, Иоахим Лелевель, поэты Адам Мицкевич и Владислав Сырокомля. Именно в Щорсах Мицкевич написал свой знаменитый сонет «Dо Niemna» и возможно работал над поэмой «Гражина". Долгое время библиотекарем здесь работал белорусский поэт Ян Чечот.

Иоахим Литавор Хрептович был не только страстным библиофилом, но и рачительным хозяином. В Щорсах почти на сто лет раньше, чем на государственном уровне, графом фактически было отменено крепостное право. В имении делали фурманки, колеса, занимались животноводством; впервые в Беларуси ввели севооборот. Здешние места славились вкуснейшими пивом и хлебом, которые поставлялись в Литву и Пруссию. Именно в Щорсовских сыроварнях, где трудились швейцарские мастера, изготавливались лучшие в Минской губернии сорта сыров, которые затем отправляли в Петербург. На прудах было налажено рыбоводство, в имении работали винокуренный завод, маслобойня, действовали предприятия по производству кирпича, костяной муки для удобрения почвы, дренажных труб. Были в Щорсах водяная лесопилка, три мельницы, откуда торговцы-оптовики отправляли муку в разные города России. Позже на Немане соорудили верфь, на которой делали маленькие суда – витины.

В 1892 году род Хрептовичей угас. Наследниками графской усадьбы стали их родственники – братья Хрептовичи-Бутеневы. В 90-х годах они приводят в порядок библиотеку, по их приглашению петербургский ученый С. Пташицкий делает её опись.

В годы Первой мировой войны дворец сгорел и уже не был восстановлен. На протяжении всего ХХ века имение постепенно приходило в упадок. Хозяйственные постройки были отданы во владение местного колхоза. Сегодня в нескольких уцелевших помещениях бывшего имения размещается местная администрация, одно строение отведено под детский сад. В здании библиотеки раньше располагалась школа, потом там находились художественные мастерские, а сейчас здание пустует и постепенно разрушается. Английский пейзажный парк площадью 40 гектаров сегодня напоминает дикий лес. Каскадная система прудов выглядит как ряд болот неестественной прямоугольной формы.

Сегодня в Щорсах вы сможете увидеть только фрагменты усадьбы: двухэтажное здание библиотеки; квадратный дом, где жила прислуга; коптильню; развалины хозяйского двора и конюшен. Остались тяжелые бетонные столбы основания ограды, которая когда-то опоясывала все поместье. На месте, где стоял дворец, сохранились полуразвалившиеся подвалы.

По материалам:

http://znichk-a.livejournal.com/28677.html?thread=243973

http://news.tut.by/society/216654.html

http://www.palomnik.by/palomnik/sermons/art-61/

В качестве полезной информации:

По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.

 вариант 1, без картинок, облегчённый, можно распечатать с собой

 вариант 2 чуть подробнее и с картинками

часть А и часть В.

Описание тайника

Содержимое тайника

Микроблокнот и карандаш.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

maxspb (26.04.2013 14:23:30)
С удовольствием прочитали роман, тайник обнаружили без проблем. У усадьбы "участники" "Дикой охоты" жарили шашлыки, поэтому решили к тем краям не приближаться, тем более что смотрели в нашу сторону косо. Закладку нашли просто, только она оказалась на очень видном месте.
Автору спасибо!
Darina (23.09.2012 13:38:35)
Нашли 18.08.2012
Шикарная задумка и реализация тайника
Машину сразу оставили около тайника, но саму закладку. искали больше часа.
Крутая коптильня.
Спасибо Автору
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120