"Катюша" под Лебедином [TR/12500]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Сумская обл.
Лебединский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Лебедин, Михайловка
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.50Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Автор: NeposedЫ
Создан: 24.08.2012
(отредактирован 05.09.2012)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Возле дороги Лебедин - Михайловка, на природном возвышении, установлен памятник "Катюше". Табличка, закрепленная на пъедестале памятника, гласит, что 28 сентября 1941 года первый дивизион 6-го гвардейского минометного полка на этом участке фронта произвел первый залп по немецко-фашистской группировке.

15 сентября немецкие 1-я и 2-я танковые группы, наступавшие навстречу друг другу, соединились в районе Лохвицы. В результате войска четырех армий Юго-Западного фронта оказались в окружении. Советское командование предприняло попытки деблокировать их. В окрестностях Лебедина создавалась ударная группировка для наступления в направлении Ромны выходящим из окружения частям.

Однако обстановка осложнилась и наступающая 1-я гвардейская ордена Ленина стрелковая дивизия получила приказ отойти на рубеж реки Псел, западнее города Лебедина. Отойдя на левый берег реки Псел, части дивизии заняли оборону в полосе Межиричи, Каменное, что по фронту составляло более 35 км. Противник упорно пытался форсировать реку и развить наступление в направлении Лебедин, Белгород.

Наивысшего накала бои достигли в период с 25 по 28 сентября. Главные усилия гитлеровцы сосредоточили против правофлангового 331-го и центрального 355-го стрелковых полков, оборонявших город Лебедин. Однако гвардейцы частей майоров В. А. Когана и З. С. Багдасарова при поддержке артиллеристов дивизионов капитанов Колесникова и Помельникова, старшего лейтенанта Шишкова, а также дивизиона гвардейских минометов капитана Кислицкого отражали все атаки противника.

28 сентября 1941 года гитлеровцам удалось вклиниться в оборону 331-го стрелкового полка, к участку вклинения враг стягивал резервы, готовясь развить успех. Оценив обстановку, командир дивизии генерал-майор Руссиянов И. Н. принял решение накрыть гитлеровский клин залпом гвардейского минометного дивизиона. Фашисты, очевидно впервые испробовавшие мощь огня "катюш", в панике бежали. В последующие дни на этом участке обороны противник значительно снизил активность. Воспользовавшись этим, части дивизии нанесли несколько сильных ударов по врагу, а 331-й стрелковый полк и третий батальон Воронежского полка участвовали вместе с частями других соединений в ликвидации прорыва гитлеровцев на Штеповку.

За хорошую организацию работы в бою 28.09.41 г. командиру 1-го дивизиона 6-го гвардейского минометного полка капитану Кислицкому и комиссару дивизиона политруку Юнак приказом №28/09 командира 1-й ордена Ленина гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора И. Н. Руссиянова была объявлена благодарность.

Источник: [Мемуары] Руссиянов И.Н. В боях рожденная...

БМ-13 Историческая справка
В 1916 году профессор Иван Платонович Граве, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля, создал желатиновый порох. На основе этого пороха в 1921 году в Газодинамической лаборатории сотрудники Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев приступили к разработке реактивных снарядов. Их многолетний труд завершился большим успехом советского ракетостроения — в 1928 году были проведены успешные испытания первой в мире ракеты на бездымном порохе. К 1933 году были созданы два образца реактивных снарядов — осколочный РС-82 и осколочно-фугасный РС-132. В это же время объединяются усилия лабораторий работающих по данной тематике — в Москве создается Реактивный научно-исследовательский институт. Вскоре, в его стенах, было изготовлено несколько сот опытных образцов снарядов и пусковые устройства, предназначенные для установки под крыло самолета. В 1935 году начинаются первые запуски реактивных снарядов РС-82 с истребителей И-15 на полигоне, а в 1937 году начались войсковые испытания. Их успешное завершение позволило в декабре 1937 года принять на вооружение истребителей И-15 и И-16 реактивный снаряд класса "воздух-воздух" РС-82 и в июле 1938 года снаряды класса "воздух-земля" РС-132 для бомбардировщиков СБ.

После принятия реактивных снарядов на вооружение в авиации Главное артиллерийское управление поставило перед Реактивным НИИ задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 г. В соответствии с этим заданием к осени 1939 г. институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13 и пусковую установку МУ-2. Корпус реактивного снаряда (ракеты) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Снаряд РС-132 имел длину 0,8 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,5 кг. Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза. Масса боевой части — 22 кг. Масса взрывчатого вещества 4,9 кг — "как три противотанковые гранаты". Дальность стрельбы — до 8,5 км.

Летом 1939 года, реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в воздушных боях на Халхин-Голе. Боевые успехи "эрэсов" утвердили необходимость и ускорили разработку ракетного оружия для сухопутных войск.

В 1939—1941 годах сотрудники Реактивного НИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и другие создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. После доработок в марте 1941 года первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня успешно прошла заводские и полигонные испытания. Она получила армейское обозначение БМ-13-16 или просто БМ-13 (боевая машина 132 мм снарядов). Реактивный НИИ получил заказ на изготовление пяти таких установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний.

Тактико-технические характеристики боевой машины реактивной артиллерии БМ-13
Калибр реактивного снаряда, мм — 132
Количество направляющих, шт — 16
Наибольший угол подъема, град. — 45
Наименьший угол подъема, град. — 7
Поле (сектор) стрельбы в горизонтальной плоскости (направление к цели), град. ±10
Время производства залпа, с 7 —10
Дальность стрельбы, м — 8470
Вес пусковой установки БМ-13,кг — 2200 кг
Вес боевой машины БМ-13 (вместе с пусковой установкой),кг — 6200 кг

15-17 июня 1941 года пять машин, изготовленные в опытных мастерских Реактивного НИИ по заказу Главного артиллерийского управления, были выставлены на смотре новых образцов вооружения Красной Армии, проходившем опять же под Москвой. БМ-13 осматривали маршал Тимошенко, нарком вооружения Устинов, нарком боеприпасов Ванников и начальник Генерального штаба Жуков. В ходе смотров был произведен залп из четырех боевых машин, которые получили высокую оценку руководителей партии и правительства. И 21 июня, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, по итогам смотра правительство приняло решение о срочном развертывании массового серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13. Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор" (главный конструктор — В. П. Бармин). Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведённых испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в Реактивном НИИ установками в батарею для отправки на фронт.

Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова, как свидетельствует военный историк и очевидец первого залпа "Катюш" Андрей Сапронов, была впервые задействована 14 июля 1941 года для нанесения ударов немцам в районе железнодорожной станции Орша.

С момента появления реактивной артиллерии её подразделения находились в подчинении Верховного Командования. Они использовались для усиления стрелковых дивизий, оборонявшихся в первом эшелоне, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в оборонительном бою. Гвардейский миномётный полк по штату состоял из трёх дивизионов трёхбатарейного состава. Каждая батарея имела четыре боевые машины. Таким образом залп только одного дивизиона из 12 машин БМ-13 по силе мог сравнится с залпом 12 тяжёлых гаубичных полков (по 48 гаубиц калибра 152 мм в полку) или 18 тяжёлых гаубичных бригад (по 32 гаубицы калибра 152 мм в бригаде). Требования к применению нового оружия — массированность и внезапность. Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивали реактивные снаряды. Подвижность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника.

Известно, почему установки БМ-13 стали в одно время именоваться "гвардейскими миномётами". Установки БМ-13 в действительности не являлись миномётами, но командование стремилось как можно дольше сохранять их конструкцию в секрете. Зато нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться "Катюшами". Наиболее вероятными являются два предположения:
- по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского "Катюша". Версия убедительная, поскольку впервые батарея капитана Флёрова стреляла по врагу 14 июля 1941 года в 10 часов утра, сделав залп по Базарной площади города Рудня. Это было первое боевое применение "Катюш", подтверждаемое и в исторической литературе. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, ныне — военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: "Вот это песенка!" "Катюша", — ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете "Россия" № 23 от 21-27 июня 2001 года и в "Парламентской газете" № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и "крёстному отцу" "Катюши" исполнился 91 год.
- название связано с индексом "К" на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени имени Коминтерна. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали "Матушкой", пушку-гаубицу МЛ-20 — "Емелькой". Да и БМ-13 поначалу иногда именовали "Раисой Сергеевной", таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

Популярность прозвища оказалась столь большой, что "Катюшами" в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные ракетные системы залпового огня на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 "Град". За годы Великой Отечественной войны советская промышленность изготовила около 30 тыс. боевых машин "Катюша" и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров). Первые машины изготовлялись на базе шасси автомобиля ЗИС-6 (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала "ленд-лизовских" поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик фирмы "Студебеккер" (Studebaker US6) — около 20 тыс. автомобилей было поставлено США. Практически все выставленные в настоящее время в различных музеях "катюши" на шасси ЗИС-6, оснащённые угловатыми крыльями не аутентичны — такие крылья серийно не устанавливались и могли появиться только в результате последующих капремонтов. Установленная под Лебедином "Катюша" смонтирована на базе грузовика ЗИС-5.

Источники: Википедия, Воронежская Катюша

Описание тайника

Содержимое тайника

призы для геокэшеров

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

MiG_76 (02.05.2014 22:40:54)
Посетили тайник 26 апреля.
Не один раз проезжал мимо этой «Катюши» и ни о чем особо не задумывался. И лишь сейчас узнал историю ее создания, с интересом прочитал эпизод обороны родного края.
Из тайника взяли свисток, а взамен оставили машинку.
Спасибо. Фото в альбоме.
Декабрь (04.07.2013 00:25:13)
Похоже, я первый посетитель тайника :) Первым мне еще не приходилось быть )))))
Тайник прекрасно замаскирован и в отличном состоянии :)
Катюша тоже на месте :)
Комары летом присутствуют :)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116