Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович в Шуйнаволоке [TR/12632]

Богатыри, Васнецов В.М.
Богатыри, Васнецов В.М.
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Техноген
Экстремальный
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Карелия респ.
Петрозаводск р-н
Ближайший нас.пункт
Бараний берег, Немецкий наволок, Окунья тоня
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 4
Рейтинг
4.00Нашли: 6
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Тёплый Мишин пляж
Тёплый Мишин пляж
Сосна трех богатырей
Сосна трех богатырей
Откуда будут экскурсии
Откуда будут экскурсии
Карельская - самая южная в Шуйнаволоке
Карельская - самая южная в Шуйнаволоке
Автор: tve
Создан: 23.09.2012
Опубликован: 23.09.2012
(отредактирован: 02.03.2024)
Компаньоны: aleg

Описание окружающей местности

…богатыри на защите родной земли.
Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глас неистового Бурушки. Суров богатырь.
Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль.
Насторожены други его – Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина.
Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется.
Спокойны, дружелюбны богатыри.
И рады бы мирно почивать в домах своих. Но лезет, лезет к нам всякая нечисть. Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: „Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". И ведь не раз сбывалось пророчество.
Однако неймется блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую.
Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями.
Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне.  

Виктор Михайлович Васнецов, картина „Богатыри"

   В конце марта субботним теплым уютным вечером я сел просматривать свою любимую газету «Карелия», чтобы быть в курсе близких событий, знать чем живут и что делают известные люди в городе и Республике, и поискать знакомые фамилии и имена. Просматриваю газету и на последних страницах делаю для себя неожиданное открытие – оказывается большая часть русских былин была собрана в Карелии Павлом Рыбниковым, молодым этнографом, сосланным в 1859 году в Петрозаводск за принадлежность к революционно-демократическому кружку. А начиналось в «двенадцати верстах» от Петрозаводска на полуострове Бараний Берег, а точнее на мысу Шуйнаволок (О богатырской заставе в краю «Калевалы»,  газета «Карелия» №21 от 22 марта 2012 года, Сергей Хохлов). Это так меня потрясло, что я за летний отпускной август «перепахал» весь Бараний Берег вдоль и поперек: проползал по болотам в средней части полуострова, начертил треками треугольники по побережью, помечтал о даче в этих интересных местах, насобирал грибов – от белых до опят, измотал себя и свою собаку, оторвал несколько дачных выходных у супруги, но получил яркие впечатления от всего этого. Физические нагрузки чередовал с чтением былин (и чтение было очень занимательным), штудировал Олонецкие Губернские Ведомости 1862 года, изучал истории русской словесности: 1880 года Алексея Дмитриевича Галахова, 1903 года Петра Николаевича Полевого, чтобы окончательно оставаться в радостном состоянии от этого открытия.

    Так было со мной, а о том, что произошло с Павлом Рыбниковым в Шуйнаволоке 150 лет назад, он сам писал в газете "Олонецкие Губернские ведомости", №43-44, 1862 год в цикле статей аметки с дороги":

   "Летом 60г. я получил от своего начальства официальное поручение – собрать данные об источниках, из которых составляются ведомости статистического отчета. Командировка эта представляла мне возможность заглянуть в деревенский быт. И так в свежее майское утро отправился я на общественную пристань в Петрозаводске и стал приискивать лодку для переезда на Пудожский берег. Хотя лед еще не вполне потонул на озере, однако у пристани виднелось уже много сойм и лодок. На этот раз из Пудожского побережья была только одна сойма. В светлую и холодную весеннюю ночь мы простились с милым городком и поехали к Ивановским островам. Поднялся «стретный» ветер. Чем дальше мы подвигались вперед, тем сильнее он разыгрывался, и только к утру, часов через шесть самой утомительной работы, измученные гребцы пристали к Шуйнаволоку, пустынному, болотистому и лесистому острову – в 12 верстах от Петрозаводска. На острове стоит закопченная «фатера», домик, куда в меженную и осеннюю пору, при затишье, противном ветре и буре, проезжие укрываются на ночь. Около пристани было много лодок из Заонежья и «фатера» народом полным-полна. Правду сказать, она была черезчур смрадна и грязна, и, хоть было очень холодно, но не похотелось мне взойти в неё на отдых. Я улегся на межке около тощего костра, заварил себе чаю в кастрюле, выпил и поел из дорожного запаса и, пригревшись у огонька, незаметно заснул.

   Меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что в шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице. Присоседившись на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому, и пел свою песню, прерывая её иногда усмешкою. Кончил певец, и начал петь другую песнь: тут я разобрал, что поется былина о Садко купце богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Стал расспрашивать, не знает ли он еще чего-нибудь. Мой новый знакомец, Леонтий Богданович (Богданов) из деревни Середка Кижской волости пообещал мне сказать много былин".

   Эта встреча в Шуйнаволоке заставила Павла Рыбникова проехать по Заонежью и в мае-июне 1860 года, он записал 80 былин от лучших сказителей – Леонтия Богданова, Козьмы Романова, Трофима Рябинина, Василия Щеголенкова, Никифора Прохорова. Роль былин для русского народа и дальнейшая активная деятельность молодого этнографа в "цифрах" была отражена в "Истории русской словесности, древней и новой", 1880 года, Алексея Галахова:

   "Высшая ступень развития, достижимая для народной песни, проявляется в том, что носит вообще название героического эпоса, т.е. слова, сказаний о героях. Эти герои известны у нас под особым названием богатырей, а сказания о них называются у нас былинами.

   Если мы обратим внимание (по главным, имеющимся у нас сборникам) на статистику былин про богатырей киевских, то окажутся следующие главные цифры: 

  • из Московской губернии  -  
  • Нижегородской  -  6 
  • Саратовской  -  10
  • Симбирской  -  22 
  • Сибири  -  29 
  • Архангельской  -  34 
  • Олонецкой  -  до 300 

   При этом, конечно, не надобно забывать, что громадный избыток былин Олонецкой губернии отчасти объясняется тем, что в ней, по особому случаю, особенно много собирали".

   А вот что писалось о героях былин в начале 20-го века в "Истории русской словесности", 1903 года, Петра Полевого:

   "Главное содержание эпических песен  или былин, которыми очень богата русская народная поэзия, составляет рассказ о подвигах русских богатырей стародавнего времени, которые группируются в народной памяти около личности князя Владимира Красного Солнышка в «славном городе стольном Kиеве», который в былинах представляется не только центром «земли Свято-Русской», но чуть ли не центром всего света белого. Важ­нейшими из этих богатырей, — наиболее близкими к князю Владимиру, изображаются в былинах: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Около каждого из подобных былинных героев скопляется целый ряд сказаний, составляющих темы отдельных былин; и в этих былинах каждый из поименованных нами богатырей является цельною, вполне определенною, типическою личностью.

   Илья Муромец рисуется в былинах прямодушным и неподкупно-честным в своих отношениях и к князю Владимиру, и ко всем богатырям, своим сотоварищам. Как истый крестьянский сын, он несколько грубоват в своих приемах и речах, невоздержен в пированье и не прочь пошуметь и подраться во хмелю; но спокоен и справедлив даже и в порыве гнева. Он сильнее всех богатырей киевских, и отличен при этом некоторыми особенностями, которых не видим ни в одном из остальных богатырей, его товарищей; так мы знаем, что он получает силу от трех вещих старцев, которые предсказывают ему, что «смерть ему на бою не писана» — т.е. другими словами, дают ему право бесстрашно и уверенно вступать в битву с кем бы то ни было... И Илья свято хра­нить их завет и не щадить ни поту, ни крови в борьбе с врагами земли русской...

   Прямою противоположностью Илье Муромцу является другой любимец князя Владимира Красного Солнышка — Добрыня Ники­тич, по роду принадлежащей к дружинной среде. Отличитель­ною чертою Добрыни, кроме мужества и храбрости, является особая черта его характера — прирожденное важество, уменье говорить красиво и умно, уменье очаровывать своею любезностью. Глубоко-нравственным настроением отзывается одна из былин о  Добрыне,   в  которой рассказывается,   как он, уезжая в дальний поход, даль жене своей волю, по истечении известного срока, выйти замуж за кого ей вздумается, с одним исключением: «не выходи только за смелого Алёшу По­повича». Верная жена ждала своего мужа и долее назначенного срока, и всем отказывала; но, наконец, сдалась на уговоры князя Владимира и его супруги-княгини, которые и просватали ее именно за Алёшу Поповича. В самый день свадьбы возвра­щается Добрыня из дальнего похода, узнает обо всем, переря­жается «удалым скоморошиной», берет в руки гуселки-яворчатые, и является на свадебное пиршество. Никем не узнанный, он садится сначала "на печке на запечьи",  где есть место скомо­рошеское, и начинает наигрывать на своих гуслях. Его игра нравится, ее хвалят и оценивают по достоинству и приглашают «скоморошину» сесть поближе; потом приглашают сесть за стол. Он соглашается только с тем уговором, что ему предоставлен будет выбор места по его вкусу — и выбирает место как раз против своей жены. Подготовив ее темными намеками и иносказаниями, он, наконец, подает ей кубок, в который опустил свой перстень, и жена, узнав его по перстню, бросается к его ногам с мольбою о прощении... Жену он прощает, но обращается с горькою, укоризненною речью к князю Владимиру и его княгине, и эта речь проник­нута глубоким сознанием собственного достоинства...

  • Говорил Добрыня, сын Никитинич:
  • «Что не дивую я разуму-то женскому,
  • Что волос долог, да ум короток:
  • Их куда ведут, они туда идут,
  • Их куда везут, они туда едут;
  • А дивую я солнышку-Владимиру
  • С молодой княгиней со Апраксией:
  • Солнышко-Владимир, тот тут сватом был,
  • А княгиня Апраксия свахою —
  • Они у живого мужа жену просватали».

   И только уже закончив эту речь, Добрыня решается «по­учить» Алёшу Поповича: берет его за «желты кудри, бьет о кирпичен пол», но и тут довольствуется лишь весьма снисхо­дительною расправою, благодаря заступничеству Ильи Муромца, который является миротворцем между обоими богатырями.

   Алёша Попович (следовательно, происходящей   из духовного сословия)  опять-таки живая противоположность и Добрыне, и Илье Муромцу. Отличительною чертою его нравственного типа является непомерная — и часто даже излишняя и неуместная смелость, молодечество, хвастовство своею удалью. При этом он неразборчив и в средствах, избираемых для достижения известной цели, и нередко прибегает к уловкам и даже к обману. "Не возьмет где силою, так возьмет хитростью"—го­ворить о нем Илья Муромец. В то же время Алёша и женолюбив, и не тверд в своем слове..."

   Вот такие главные герои песен в том Шуйнаволоке, да и в нынешнем тоже.

   А теперь предлагаю и вам, уважаемые геокэшеры, погрузиться в атмосферу былин (послушайте!).

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Sergio79 (02.03.2024 10:46:25)
Взяли тайник 24.02.2024 в компании с Задохликовым тупиком, Lucy.geo, Santa, IVasi, Geo.toxa433. Всего 10 человек или 5 пар. Это был традиционный лыжный поход в честь Дня защитника Отечества 23 февраля. Шли на лыжах с Бараньего Берега 3,5 км. Не смотря на оттепель +1 и мелкий дождь в начале пути лыжи катили отлично. Снег еще не успел растаять. Я раскатал новые лыжи. Вокруг дерева оттаяло и мы смогли извлечь коробку. Ничего не брали. Заселили 2 геокрота. Как редко, однако, находят этот тайник. Мы пятые за 12 лет!
Далее покатили еще 6 км до Ивановского маяка. А на обратном пути я проверил виртвопрос. Изделие еще на месте, хотя изрядно обветшало. А вот богатырей я нашел только двоих. Такое ощущение, что Алешу свалила сила несметная.
Автору спасибо! Классная получилась прогулка.
Задохликовый тупик (29.02.2024 17:20:25)
Взяли тайник в ходе лыжного похода на Ивановский маяк. Стартовали от Бараньего берега. Погодка была так себе - небольшой плюс и даже дождик накрапывал поначалу. Лыжи скользили отлично, на льду ровный снежок и никаких торосов. Много рыбаков и утрамбованных дорожек от мотосаней, по ним и шли. Три км дошли без проблем. Ходили мы большой геокешерской компанией в десять человек, так что было весело. Нашли тайник и пошли дальше, нас ждали Ивановские острова и маяк.
Автору спасибо!
DisaV (02.04.2023 06:14:52)
jamget (14.06.2022 00:22:28)
mawritanec (03.08.2014 14:07:04)
BELKIR aka Night-WOLF (15.07.2013 00:59:34)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.