На о.Черновом (Mustasaari) находится Пильская передовая батарея, входившая в морскую позицию крепости Выборг и призванная прикрывать огибающий остров с трех сторон Пильский (Северный Транзундский) фарватер. Это самый северный, самый глубокий и самый извилистый из трех фарватеров, идущих через группу Транзундских островов к Выборгу. Ближайший населенный пункт - поселок Подборовье Выборгского района Ленинградской области. От поселка дорога ведет на мыс Шатунок, или как его называют местные жители и рыбаки - Форелевую косу. С оконечности косы или с узкой перемычки в ее середине до восточного берега о.Черновой - меньше километра. На перемычке есть удобное место для парковки машины N60 40.069 E28 31.604. Идти нужно на развалины пристани, держась левее хорошо видной издалека трапеции тыльного траверса батарей. Или ориентируясь по навигаторы, вот координаты пирса: N60 39.569 E28 31.182 Внимание ! Ни при каких условиях, ни при каких морозах не следует идти по льду правее пристани и тем более обходить остров по Пильскому проливу между о.Черновой и о.Клёст ! Не следует приближаться по льду к западному берегу о.Черновой ! Из-за большого перепада глубин в проливе и вдоль западного берега о.Чернового ледовое покрытие из-за сильных течений там крайне неравномерное. Кроме того в этих местах, в том числе и на подходе к восточному берегу острова, много рыбацких майн, проделанных во льду при установке сетей. Майны обозначены прутиками, не следует подходить к ним слишком близко. Правда мы попытали пробить лед ботинком в такой проруби. Ничего не вышло – слишком толстый. Передовая Пильская батарея на острове Мустасаари была построена в 1860-1870х годах в составе новой морской позиции Выборгской крепости, которая развивала схему первой линии обороны периода Крымской войны и образовала ее правый, северный, фланг. Батарея включала 27 орудий различных калибров и была возведена на скальной возвышенности в западной части острова так, чтобы быть обращенной к фарватеру,проходившему в 300 метрах. Укрепления батареи представляли собой сложные инженерные сооружения, возведенные на скальных основаниях. Батарея была открытого типа с установкой орудий на барбетках по периметру земляных валов. Внутри укрепления были выстроены казарма, пороховые погреба, вспомогательные помещения. Был также построен каменный пирс для судов, осуществлявших связь с материком. После первой мировой войны пороховые погреба батареи использовались как динамитные склады. После революции с этим связан забавный эпизод. 8-го января 1918г. в записке за номером 176 отправлен следующий рапорт начальнику инженеров Выборгской Крепости : "Доношу, что караул от 9-ой роты Выборгского Крепостного Артиллерийского полка для охраны динамитного склада на о-ве Мустасаари ушелъ и склад остался без охраны ..." ( ЦГАВМФ, ф.1350, оп.1, д.78 ). Если от пирса подняться по дороге вверх и посмотреть налево, то легко обнаруживается здание гарнизонной казармы. Как и все основные сооружения на острове, оно сложено из кирпича. Казарма имеет характерные оштукатуренные кирпичные контрфорсы вдоль фасада. Появились контрфорсы, судя по всему, позже, изначально их не было. Видимо фронтальная стенка стала отваливаться (там болото рядом), вот и пришлось укреплять. Внутри казарма представляет собой несколько сводчатых помещений, соединенных между собой двумя проходами, идущими параллельно фасаду. Один - это коридор вдоль фасада, а второй - это вентиляционный коридор, разделявший внутреннюю кирпичную стену и наружную из валунов. Он нужен для того, чтобы кирпичная стена дышала и не сосала влагу. Такие же коридоры и вент.каналы есть во всех остальных кирпичных подземных сооружениях. Именно поэтому кирпичи и сохранились, что проветривались. Задние стены помещений выложены из камня. Ближняя к пирсу часть казармы сохранилась лучше, хотя некоторые помещений частично засыпаны землей и имеют обрушения. Дальняя часть казармы разрушена сильно, свод не сохранился. Сохранность строительного кирпича вызывает удивление, все-таки уже 150 лет на открытом воздухе, из них почти 90 - без всякого обслуживания. Кирпичи хорошо сохранились во многом благодаря тому, что помещения хорошо проветривались. Металлические предметы сохранились хуже, это хорошо видно по трухлявым металлическим "серьгам" в потолке. Видимо надо помянуть добрым словом начальника выборгской инженерной команды инженера-капитана Жураковского, начавшего строительные работы в 1863 году и продолжившего их с 1864 года инженера-полковника Зверева. (Использованы материалы с сайта :http://www.terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=33)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: