Железнодорожный музей на станции Александров [VI/13058]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Владимирская обл.
Ближайший нас.пункт
г. Александров
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 4Нашли: 13
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Кузя, Муся и СВИнкА
Создан: 18.01.2013
Опубликован: 18.01.2013
(отредактирован: 06.10.2019)

Описание окружающей местности

   В начале 1859 г. было организовано общество по сооружению железной дороги от Москвы до Сергиева Посада. Возникновение общества связано с именем профессора Московского университета, друга Герцена и Гоголя - Федора Васильевича Чижова. Это был разносторонне одаренный человек: крупный ученый в области физики и механики, писатель, историк литературы и искусства. К строительству "первой русской" (без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада Ф В. Чижов привлек московских купцов. Среди них были братья Шиповы, И. Ф. Мамонтов.
   В июне 1858 года учредители внесли в уставный капитал по три тысячи рублей серебром, таким образом, общий капитал для строительства дороги составил 15 тысяч рублей серебром. Председателем правления общества стал Ф. В. Чижов.
31 марта 1858 в Главное управление путей сообщения и публичных зданий был представлен проект будущей дороги. 8 мая 1858 года Главное управление путей сообщения и публичных зданий выдало разрешение на концессию постройки железной дороги от Москвы до Сергиева Посада.
   29 мая 1859 г. был высочайше утвержден Устав общества Московско-Ярославской железной дороги. В Уставе говорилось: "Для устройства сообщения от Москвы на Ярославль посредством паровозной тяги железной дороги через Сергиевский Посад учреждается общество под названием "Общество Московско-Ярославской железной дороги". На продолжение дороги от Сергиева Посада до Ярославля общество должно было получить дополнительное разрешение от правительства. В Уставе также указывалось, что капитал создается путем выпуска акций.
   В 1859 году началось строительство Троице-Сергиевской железной дороги, протяжением 65,7 версты. В 1862 году строительство было окончено, и на дороге началось движение поездов.

   К открытию дороги в Германии были закуплены трехосные пассажирские вагоны фирм "Пфлуг" и "Лауэнштайн", которые не имели тамбура, и пассажиры из торцевой двери вагона выходили на открытую площадку с поручнями. Немецкие вагоны имели одинарную обшивку, и уже осенью в них было холодно. Позднее появились более удобные вагоны мастерских Коврова. Движение товарных поездов от Москвы до Сергиева Посада открылось с 3 октября 1862 г. Везли дрова для отопления столицы, древесный уголь для самоваров и паровых утюгов, торф, кирпич и камень.
В 1867 году правление общества обратилось в правительство с просьбой о продолжении дороги до Ярославля. Предполагалось построить трассу по сложившемуся гужевому тракту на Переславль. В 1868 году было выдано разрешение на строительство, но устав, представленный правлением общества, был изменен. Изменилась и длина трассы: она должна была пройти на Александров, а не на Переславль как предполагалось ранее. По тем временам темпы строительства можно было назвать скоростными - за два года построили 200 верст путей. Трасса пересекала реки Серую (см. ниже про «Чугунный мост»), Нерль, Сару, Устье и другие, почти через все построили металлические мосты. На крупных станциях, таких, как Александров, Ростов, Ярославль, были возведены каменные здания вокзалов.
   Соединив Москву с крупным губернским городом Ярославлем, дорога приобрела значение магистральной.

   Дорога была построена к 1 января 1870, а 18 февраля 1870 года введен в эксплуатацию участок железной дороги Сергиево (нынешний Сергиев Посад) – Ярославль. Протяженность этого участка составляла 196 верст 10 сажень. На этом участке находилась и станция Александров.

      Обществом было приобретено 8 паровозов фирмы "Борзиг" серии "Бп". 
   Московско-Ярославская дорога связала столицу с Волгой. Это в значительной мере способствовало развитию промышленности в городах Поволжья. Объем перевозок постоянно рос, со временем была развита сеть подъездных путей. После смерти старшего Мамонтова, по рекомендации Ф.В.Чижова, ставшего на многие годы покровителем и наставником Саввы Ивановича, младший Мамонтов занимает ответственный пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1872 г. построена узкоколейная линия Ярославль - Вологда, в 1877 г. - ветка Александров - Карабаново, а в 1887 г. - Ярославль - Кострома. 6 ноября 1894 г. открылось временное, а в 1895 г. - постоянное движение по линии Мытищи - Щелково.

   До 1895 года, железная дорога, в состав которой входили эти участки, назывались по-разному, но вот вплоть до 1907 года она имела название Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, а уж впоследствии Северной. Только в 50-х годах 20 века Северная дорога разделилась на собственно Северную и Московскую.

   В настоящее время в состав Московской железной дороги входит участок от Москвы до ст. Александров, последняя является «стыковой» станцией Московской и Северной железных дорог. Сейчас это  довольно крупный железнодорожный узел, работающий на 5 направлений, и имеющий в своем составе три парка путей, старинное локомотивное депо с поворотным кругом, и многие другие элементы железнодорожной инфраструктуры.

   Интересно описание станции Александров, взятое из книги П.П. Канчаловского «От Москвы до Архангельска по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге», вышедшей в 1897 году:

   «Станция Александров. Станция  II класса, красивое деревянное здание. Залы для помещения I и II классов, и отдельная для III класса. Буфет с горячими кушаньями. При станции приемный покой, находящийся под ведением железно-дорожнаго врача; при последнем состоят фельдшер и акушерка.  Ко времени прихода и отхода поездов всегда имеются извощики (до города 15-20 к., до монастыря 30 коп.)

   Станция Александров находится возле уездного города Александрова Владимирской губернии. Прямо от станции, по правую сторону полотна дороги, начинается широкая и длинная улица (Московская), пересекающая весь город на протяжении полутора верст...»

   В 1889 году вокзал удостоился особой благости – рядом с ним на земле, выкупленной Саввой Мамонтовым для железной дороги, возвели кирпичную часовню в память чудесного спасения семьи царя Александра III при крушении поезда в Борках. А спасение царской семьи действительно было «чудесным». Авария Императорского поезда произошла 17 октября 1888 года в 14 часов 14 минут на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов, южнее Харькова. Царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена Мария Фёдоровна, с детьми и свитой, потерпел полное крушение. Интересно изложение фактов очевидцами: «Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица, наследник цесаревич Николай Александрович — будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашенные к завтраку. Большинство лиц этого вагона отделалось легкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева, которому раздробило палец руки». А всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Стоит, однако отметить, что на территории бывшей царской России это далеко не единственное сооружение, посвященное данному событию.

   В 1903 году в архитектурный ансамбль станции Александров вошло каменное здание вокзала. Оно стало одним из наиболее представительных общественных зданий города, в эклектичных формах которого преобладают формы классицизма.

   Еще о часовне:

"По коллективной просьбе служащих железной дороги предполагается в текущем году сооружение пристройки к существующей часовне для образования храма для молящихся, причём часовня будет приспособлена для алтаря будущей церкви" (из протокола строительного отделения Владимирского губернского правления за 1904 г.). И в этом же 1904 г. церковь была построена. Название она получила: во имя Прп. Серафима Саровского. С 1928 по 1958 год церковь была приспособлена под помещение коммунального отдела, а до 2001 года под столовую железнодорожного ОРСа. Ныне церковь отреставрирована и используется по назначению. Ее координаты: N56о23,889 E38о42,327 (это на всякий случай - ведь найти ее не представляет никаких проблем – она рядом с вокзалом).

   Согласно расписания движения поездов 1897 года, поезд от Москвы до Александрова шел 3 часа 20 минут. Сейчас этот процесс длится до 2 часов 20 минут. Совсем неплохая участковая скорость в 34 км/час, против 48 в настоящее время. И билет в 3-й класс стоил 1 руб. 51 к. (почти как в Советское время – 1р. 25к.). 

   Так как в городе сохранилась масса интересных объектов, связанных с историей создания и развития станции, прокладкой железной дороги,  все нижеприведенные точки необязательны для посещения, но кому будет интересно – пожалуйста!

 Тайна старинной фотографии.

   В музее выставлена фотография, где здание возле торговых рядов на площади названо «Вокзалом ст. Александров Сев.ж.д.». Может быть это ошибка допущенная в старой типографии? Может быть… Но вот есть доказательства, что первоначальный проект прокладки трассы железной дороги, проходил прямо по центральной улице (по настоянию местного купечества). Ведь в те времена железную дорогу представляли неким подобием трамвая, и поэтому несведующим в железной дороге купцам, в какой-то степени, было удобно «подогнать» состав с товарами прямо к торговым рядам. В истории железных дорог было много примеров, когда строились железнодорожные здания и даже мосты, в тех местах, где никогда в последствии и не пролегала железная дорога (см., например тайники TR/11059 и VI/397). Так что, дом на (нынешней) Советской, 1, (N56о23,862 E38о43,748) вполне мог быть изначально построен «под» вокзал. Здание это сохранилось, и Вы сегодня можете его осмотреть, кроме того, оно запечатлено в картине местного художника-примитивиста Л. Банакина, находящейся в доме-музее М. Цветаевой. (см. 2 фото в фотоальбоме).

Версты – версты…

   На Ярославском вокзале в Москве установлен памятный знак «Нулевой версте» Транссиба; в Александрове имеется аналогичный верстовой столб с двуглавым орлом, установленный на границе Московской и Северной железных дорог (N56о24,45 E38о44,301 )

  Чуть дальше к северу (буквально метров 500) находится мощная насыпь с водопропускным сооружением (N56о24,555 E38о44,85). Насыпь усилена в 2000 году современной каменной подпорной стенкой, но «тоннель» трубы – так это сооружение называется по-науке – возведен во времена прокладки Транссиба. Объект интересен с инженерной точки зрения, и вообще можно «поймать» красивый фотоснимок. 

Потому, что без воды…

   Для того, чтобы из паровозов валил собственно пар, необходима была, как минимум, вода. На территории станции до сих пор находятся сразу две водонапорные башни (вот координаты ближайшей к музею N56о23,965 E38о42,411), а вода к ним поступала по трубам из водонасосной станции, расположенной у «чугунного моста» (про этот мост чуть ниже). Руины водонасосной станции в настоящее время являются, разве что местом проведения «фотосессий», из-за интересных архитектурных деталей, до сих пор еще сохранившихся на полуразрушенных стенах (N56о24,43 E38о43,999 ).

   Почти напротив водонапорной башни на станции (нужно перейти пути), расположена проходная локомотивного (бывшего паровозного) депо, основанного в 1869 году. У входа находится арт-объект, выполняющий функцию названия этого предприятия. (см. 2 фото в фотоальбоме).

«Чугунный мост»…

теперь его изображение можно найти лишь только на четырех фотографиях, «дрейфующих» во всемирной сети, а ведь он прослужил верой и правдой с 1869 по 2000 год. «Чугунным» он назывался так, как называлась собственно «чугунка», то есть железная дорога вообще. С обеих сторон реки Серой, сохранились лишь части насыпи, продолжением которой и был этот «старичок». Кстати, с моста открывается красивая панорама на Александровский кремль и пойму реки Серой. Даем координаты моста, на тот случай, если вдруг будут проблемы с его поиском - N56о24,392 E38о44,081. (см. фотоальбом)

Эхо войны.

   В годы Великой Отечественной войны в городе работало два эвакогоспиталя. Через станцию Александров проходили эшелоны с эвакуируемыми жителями блокадного Ленинграда. Особенно тяжелым оказалось начало 1942 года. Те несчастные Ленинградцы, которые умирали в поездах во время движения, снимались на станции Александров. Большая часть этих людей, была захоронена на так называемом «Ленинградском кладбище». По сути это братская могила, за которой до сего дня ухаживают железнодорожники, и каждый год в День Победы совершают сюда паломничество. Идея существующего оформления монумента на могиле, принадлежит как раз основателю данного музея Родителеву Анатолию Владимировичу. Памятник расположен на красивом склоне с видом на Дичковское (в прошлом Ликоушинское) озеро – посетите это место (N56о24,731 E38о42,765 ).

После долгой подготовки, сбора документов, фотографий, экспонатов, в декабре 2012 года в северной части здания ж.д. вокзала станции Александров открылся музей истории Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и прилегающих регионов – так он официально называется. Этот музей получил статус филиала музея ж.д. транспорта на Павелецком вокзале в г.Москве.

По подготовке открытия этого музея, даем несколько ссылок на Интернет-ресурсы:

- http://zdr.gudok.ru/pub/20/206029/

- http://zdr.gudok.ru/pub/20/176361/
- http://www.dprof.ru/ss-pp-101212.php

- http://александровскийрайон.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=1463:2012-12-24-07-39-23&catid=10:2010-06-15-09-12-31&Itemid=1

А здесь "история" монтажа макета и фото-репортаж об открытии музея

- http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?t=7556

   Музей имеет множество подлинных экспонатов железнодорожной техники и приспособлений, очень часто «не видимых» непосвященным человеком. Есть ценные фотографии, документы, карты, стенд с портретами всех министров и наркомов путей сообщений за всю историю Российских и советских железных дорог.

   Одно из центральных мест занимает довольно приличных размеров действующий макет железной дороги в масштабе 1:120. Автор и исполнитель этого проекта – Ваш покорный слуга.

   Впрочем, рассказывать здесь о музее – неблагодарная задача: приезжайте – сами все увидите. К сожалению, музей ведомственный и работает только по рабочим дням  с 9-00 до 13-00.

Для данного описания были использованы материалы с официального сайта ОАО «РЖД», а также с Википедии.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

хрущёв (30.04.2021 15:51:32)
Музей наконец-то открыт, мы давно хотели в него попасть!
Интересная история прокладки железной дороги! Детям конечно же понравилось катание на импровизированном вагоне и большой колокол!
hank (22.08.2020 21:24:16)
Музей закрыт от вируса. Когда откроется, неизвестно.
Кузя, Муся и СВИнкА (13.10.2019 19:10:05)
Кузя, Муся и СВИнкА (06.10.2019 10:57:53)
Detroit (25.02.2019 21:12:54)
KomiKi (10.05.2018 12:34:01)
Vlad374 (26.02.2018 10:10:08)
SanSanchoz (10.02.2018 23:41:04)
A&Y (21.06.2017 18:08:58)
Linden (02.03.2017 11:43:46)
OrangeJu (07.01.2015 23:56:22)
Lёva&Lёpa (24.09.2014 11:35:38)
Мартиша Адмс (15.08.2014 12:16:16)
Yolka (09.06.2014 15:07:16)
Сергей Б. (19.10.2013 20:17:20)
Сергей Б. (14.10.2013 01:02:24)
Кузя, Муся и СВИнкА (10.07.2013 09:45:04)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.