На берегу пролива Лаперуза. Мыс Крильон [TR/13175]

Братская могила воинов, погибших при освобождении Южного Сахалина. Крайняя южная точка острова
Братская могила воинов, погибших при освобождении Южного Сахалина. Крайняя южная точка острова
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Археологические памятники
Исторический
Природный
Прогулка
Техноген
Фортификация
Размер: Микро
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Сахалинская обл.
Ближайший нас.пункт
Шебунино, Таранай
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 4
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 2Нашли: 2
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Мыс Крильон, вид с севера
Мыс Крильон, вид с севера
Почта... Прилетела с материка!!! :)
Почта... Прилетела с материка!!! :)
Вид от маяка на юг
Вид от маяка на юг
Вид с южной точки мыса на маяк
Вид с южной точки мыса на маяк
Автор: DisaV
Создан: 03.08.2012
Опубликован: 06.03.2013
(отредактирован: 08.06.2023)

Описание окружающей местности

А почта с пересадками летит с материка
До самой дальней гавани Союза,
И я швыряю камушки с крутого бережка
Далёкого пролива Лаперуза…
(Ян Френкель, «Ну что тебе сказать про Сахалин»)

И пусть самая дальняя гавань Союза никак не может находиться здесь, на Сахалине, ибо находится на Шикотане (если считать от столицы), но песня всё равно хорошая, и побывать в ней, по-моему, довольно интересно… ;-)

Как всем нам известно, пролив Лаперуза находится между южной оконечностью о. Сахалин и северной оконечностью о. Хоккайдо, и соединяет Японское и Охотское моря.

Протяжённость пролива около 94 км при глубинах до 120 метров. В самом узком месте – между мысом Крильон на Сахалине и мысом Соя на Хоккайдо – ширина его составляет 43 км. В ясную погоду (которая здесь бывает не так часто, как хотелось бы) с Крильона видно побережье Японии. Посреди пролива, недалеко от мыса Крильон, есть скалистый островок Камень Опасности с автономным маяком.

Через пролив Лаперуза проходят важные пути сообщения, связывающие порты Японского моря с портами северной части Тихого океана, Охотского и Берингова морей.

Исчерпывающую информацию по гео- и гидрографии пролива Лаперуза можно получить здесь.

Современное название закрепилось за проливом с тех пор, как 225 лет назад, в августе 1787 года, через него прошёл Жан-Франсуа наш де Лаперуз, следуя из Японского моря в гавань святых апостолов Петра и Павла. Ну и попутно назвал пролив в честь себя, а неизвестный мыс, являющийся самой южной точкой Сахалина – в честь французского военачальника Луи де Крильона… Лаперуз оказался первым европейцем, прошедшим этим проливом, но первые люди здесь появились за многие века до Лаперуза.

Первое известное нам поселение на Крильонском полуострове возникло в пятом тысячелетии до нашей эры. Сегодня оно причислено к памятникам археологии, а увидеть его вы сможете в деревне Кузнецово, что находится у мыса Кузнецова (это северо-западный входной мыс в пролив Лаперуза).

В начале XIX века на территории Сахалина произошло столкновение интересов России и Японии, расширяющих свои границы с севера на юг и с юга на север, соответственно.

Крильонский полуостров, ввиду географической близости, долгое время находился под влиянием Японии, до тех пор, пока в 1875 году весь Сахалин целиком не вошёл в состав России.

Плавание в окрестностях мыса Крильон было сопряжено с опасностями из-за частых густых туманов, течений и сулоев, что вызывало потребность в маяке. В 1883 г. на Крильоне был построен первый, деревянный, маяк, а в 1894 году начато возведение нового маяка из красного японского кирпича. По проекту здание маяка было совмещено с жилыми помещениями для смотрителей маяка. К 1 августа 1896 года работы по строительству нового здания были закончены, и на маяке был установлен новый осветительный прибор французской фирмы «Барбье ет Бернад», изготовленный в Париже. Он имел всего лишь одну керосиновую горелку вместо 15 масляных ламп, и давал пучок света силой в 150 тысяч свечей вместо нескольких сотен, выдаваемых старым прибором. Свет горелки фокусировался в линзе диаметром полтора метра, состоящей из нескольких рядов стеклянных колец, установленных в бронзовом каркасе осветительного прибора. Для подачи сигналов в туманную погоду маяк был оборудован новой пневматической сиреной с керосиновым двигателем, а также новым 488-килограммовым колоколом, установленным как резерв на случай поломки сирены.

В советское время маяк был переоборудован электрическими лампами, но основная часть французского осветительного прибора осталась неизменной.

Сегодня этот старинный маяк является одной из достопримечательностей мыса Крильон.

22 сентября 1895 года маяк был посещён знаменитым исследователем, учёным и флотоводцем адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, по распоряжению которого с западной стороны мыса был установлен футшток и выбита его вековая марка. Слово «МАРКА», высеченное на скале, сохранилось до наших дней, представляя собой ещё один исторический памятник Крильона. Во время отлива к нему можно подойти, спустившись с берега. При отливе, кстати, вода очень далеко уходит от южной оконечности мыса, обнажая дно, представляющее собой ровную каменную плиту...

Ещё в 1893 году рядом с маяком была открыта первая метеостанция. Собственно, с тех пор и по сей день на Крильоне ведутся метеонаблюдения.

Потом была Русско-японская война 1904-1905 гг… По её результатам Япония отхватила южную половину Сахалина (до 50-й параллели), и владела ею последующие 40 лет. С японских времён на мысе Крильон и прилегающей к нему части полуострова осталось немало следов – японцы любили рыть всякие окопы и строить всяческие укрепрайоны. Если хорошенько поискать в бамбуковых зарослях, здесь можно найти много таких следов. Помимо всего прочего, над мысом сохранился в отличном состоянии японский командный пункт.

Потом японцев прогнали наши… А надо сказать, что наши любят строить всяческие укрепрайоны ничуть не меньше японцев – рядом с японским КП была построена артиллерийская батарея береговой обороны, подобная тем, что установлены на острове Шумшу и мысе Лопатка. Орудия, подземные тоннели – всё на радость любителям техногена, и расположено это гораздо доступней, чем на Лопатке или Шумшу. Кроме того, на прибрежных возвышенностях по обеим сторонам полуострова стоят батареи из танков ИС-3. В послевоенные годы их расставили в качестве ДОТов – прикрывать удобные для высадки вражеского десанта пляжи. Координаты одной такой группы в 5 км от тайника: N45 55.720 E142 02.450. Там же находится старый японский памятник исследователям острова. Томские веломаньяки, «проезжавшие» по Крильону сразу после меня, обнаружили аналогичную батарею и на восточном берегу. Кстати, рекомендую почитать их отчёт – интересный и информативный.

Кроме уже упомянутых маяка и метеостанции непосредственно на мысе Крильон имеется погранзастава, а выше, на сопке, расположилась действующая часть радиотехнических войск ПВО.

Много чего ещё можно увидеть на Крильоне, но всех секретов я вам раскрывать не буду, потому что и сам многого не знаю. Приходите, приезжайте – сами всё увидите… ;-)

Ввиду того, что Крильонский полуостров, как и Южный Сахалин в целом, катастрофически зарос труднопроходимым бамбучником, добираться до его оконечности можно либо по западному, либо по восточному побережью. Лично я туда шёл от Анивы через мыс Канабеева, а обратно возвращался по западному побережью, через пос. Шебунино. От Шебунино в цивилизацию ходят автобусы. Также поездки на мыс Крильон по западному побережью очень популярны у сахалинских джиперов. Севернее мыса Кузнецова, по дороге в сторону Шебунино, примечателен мыс Виндис (г. Коврижка), представляющий собой естественную крепость. Его защитными свойствами пользовались ещё айны. Попробуйте туда взобраться, это очень увлекательно. ;)

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Вера (05.07.2023 16:18:07)
Я сегодня осуществила свою детскую мечту!!! Я добралась до пролива Лаперуза!!! Камушки пошваряла, бережок крутой, тайник найден!!! Спасибо за тайник! Ну и конечно...за сбычу мечт!!!
Das Boot (04.06.2023 16:50:31)
Восстановили 03.06.23 в новом месте, совсем рядом с авторским. Пошвырять камешки и проверить тайник - одна из главных целей нашей поездки на Дальний Восток этого года и главная цель на Острове. Вдоволь налюбовавшись видами с края земли, отправились на экскурсию по маяку. Виды с маяка - ещё более впечатляющие! Смотритель провёл для нас экскурсию, предварительно заставив выложить все смартфоны из карманов - фотографировать нельзя, режимный объект, тем более рядом ещё погранзастава и радиотехнический пост МО РФ. И всё это состоялось благодаря замечательным ребятам, которые помогли нам осуществить задуманное! Месяца за два договорились через Tripster с командой джиперов, организующих поездки на полуостров Крильон. Илья, Юрий и Анна оказались отличной командой! Всё было организовано и прошло так, как будто мы были знакомы много лет и вновь встретились! А компания попутчиков подобралась веселая и шебутная (особенно Галя🤪). В первый день, исследовав полуостров, встали лагерем практически под самым маяком на берегу. Местные пёсели были тут как тут и добавили в нашу бесшабашную компанию не только попрошайничества и бестолковости, но и уверенности в защите от непрошенных гостей. Потом была баня на берегу океана, рыбалка, приготовление и поедание всевозможных вкусностей на мангале и в казане с распитием согревающих напитков. Утром, проснувшись и позавтракав обалденной яичницей, которую приготовила Аня, отправились на дальнейший осмотр полуострова. Пушки, танки, японские доты, мостик и остатки храма, заброшенный маяк на мысе Кузнецова (тайник, посвященный которому скоро появится на сайте), скала Коврижка, печальный медведь Алексей, питающихся бананами и сгущенкой - это лишь малая часть всего, что успели посмотреть за два дня. Отдельного упоминания заслуживает сама дорога по берегу океана и через перевалы, которую проехать можно только на подготовленных внедорожниках, укомплектованных грязевой резиной соответствующего размера.
Жаль, что тайник в авторском исполнении, так и не дождался своего первого посетителя. Стенку, в которой была преформа, снесли, по всей видимости, когда устанавливали крест - кирпичи от неё валяются неподалеку в траве. Восстановили средней пэт-формой из геомагазина в заброшенном здании дизельной подстанции, внутри одного из агрегатов. Фото в фотоальбоме. Искать внутри, справа у стенки, сверху прикрыт камушком. В капсуле (для первых нашедших) маленький приз - набор минералов с Кольского полуострова. Однозначная рекомендация к посещению мыса - это надо видеть! Автору спасибо и семь футов под килем! Жаль нельзя поставить пять звезд с плюсом - это именно тот случай!
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.