По следам авиакатастрофы (гибель ф/к "Пахтакор") [MS/1320]

Мемориальное надгробие.
Мемориальное надгробие.
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Не определен
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Днепропетровская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
с. Куриловка
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.28Рекомендаций: 1Нашли: 34
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Место падения белорусского авиалайнера. На нем до сих пор не растут деревья.
Место падения белорусского авиалайнера. На нем до сих пор не растут деревья.
Обгоревшие части самолета
Обгоревшие части самолета
Накладка подлокотника пассажирского кресла
Накладка подлокотника пассажирского кресла
Поле у с. Николаевка (N 48°33,66 E 34°39,50) на которое упали обломки молдавского "борта".
Поле у с. Николаевка (N 48°33,66 E 34°39,50) на которое упали обломки молдавского "борта".
Автор: G-H
Создан: 08.04.2006
(отредактирован 05.04.2010)

Описание окружающей местности

При использовании данного тайника в условиях диплома предварительное согласование с автором обязательно.

Почти 27 лет назад под Днепродзержинском произошла одна из самых громких авиакатастроф XX века. И хотя в то время в СССР о различных катастрофах писали с большой неохотой, это событие было такого масштаба, что утаить его было просто невозможно. Ведь не каждый же день в одночасье гибнет одна из лучших футбольных команд страны, причем практически в полном составе. Вспомним события тех далеких дней...

Из оперативной сводки: 11 августа 1979 г. в 13.35 на высоте 8400 м в районе Днепродзержинска столкнулись два самолета Ту-134А. Погибли 178 человек - 13 членов экипажа и 165 пассажиров, в том числе футболисты команды "Пахтакор".

В тот день погода в юго-западном секторе Харьковского районного центра Единой системы УВД (РЦ ЕС УВД) была далеко не лучшей. Небо затянули многослойные облака с редкими просветами, вершины кучевых облаков достигали высоты 8-9 км. Тем не менее, по воздушным трассам, пролегавшим над Харьковской областью, довольно плотно шли самолеты. Среди них был и Ту-134А Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735. Самолет выполнял рейс по маршруту «Ташкент - Гурьев - Донецк - Минск». В 13.11 по московскому времени лайнер вылетел из Донецка и взял курс на Минск. Пилотировал самолет экипаж под командованием командира корабля А.С. Комарова. В самолете было 77 пассажиров. Почти треть салона "тушки" занимала футбольная команда "Пахтакор", летевшая в Минск на игру с местными динамовцами.

Немногим ранее, в 12.53 из аэропорта города Воронежа взлетел другой Ту-134А № 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс «Челябинск - Воронеж - Кишинев», под началом командира корабля А. А. Тараненко. В молдавском самолете летели 88 пассажиров, из них 16 - дети в возрасте до 12 лет.

В 7.50 в Харьковском РЦ ЕС УВД заступила на дежурство смена диспетчеров исполняющего обязанности руководителя полетов Центра С. С. Сергеева. В смене было 7 человек, включая одного стажера. Несмотря на то, что воздушная обстановка в районе Центра обещала быть очень сложной, и.о. руководителя полетов расставил диспетчерский состав смены довольно странным образом. Чрезвычайно напряженный юго-западный сектор достался молодому диспетчеру III класса Н. В. Жуковскому. Контролировать работу Жуковского Сергеев поручил диспетчеру I класса В. А. Сумскому.

В 13.17 на шестом часу напряженной работы смены на связь с Харьковским РЦ вышел молдавский Ту-134А. Командир экипажа доложил расчетное время прохода Харькова и запросил разрешение на занятие эшелона 9600 м. Но Н. В. Жуковский отказал ему, сославшись на то, что на 9600 м идет попутный самолет.

Затем на связь с ним вышел командир минского Ту-134А А. С. Комаров, который доложил, что самолет идет на высоте 5700 м, и сообщил свой подписанный эшелон 9600 м. Маршруты полета белорусского и молдавского лайнеров пересекались под прямым углом в районе Днепродзержинска, причем истинный интервал прохождения самолетами "воздушного перекрестка" составлял менее минуты. Но диспетчер Жуковский ошибочно рассчитал, что два самолета по времени разделяют положенные 3 минуты, поэтому без проверки взаимного положения самолетов с помощью радиолокатора дал команду Комарову занимать эшелон 7200 м.

В 13.34 после подтверждения прохода Днепропетровска минский экипаж получил разрешение подняться на 8400 м и ждать разрешения на продолжение набора, потому что навстречу борту 65735 шел Ил-62. И опять Жуковский не удосужился взглянуть на индикатор воздушной обстановки и проконтролировать расположение минского и кишиневского Ту-134А.
Тем временем диспетчер Сумской услышал в динамиках доклад командира борта 65735 о пролете Днепропетровска на высоте 8400 м и понял, что происходит что-то неладное. Два самолета быстро сближались друг с другом на одной высоте - их следовало немедленно развести по высоте. Сумской, забрав у Жуковского микрофон, произнес:

13.34.07: "676-й (позывные Ил-62), займите эшелон 9600».

13.34.28: "735-й, а вы 9000 займите. Над Днепродзержинском 8400 пересекающий».
В ответ в динамике раздалось:

"Понял... (неразборчиво), 8400". Приняв последнюю фразу как подтверждение экипажа минского самолета о занятии эшелона 9000м, диспетчер В. А. Сумской решил, что он разрядил обстановку. До катастрофы оставалась 1 минута 10 секунд. И за это время ни Жуковский, ни Сумской не удосужились хотя бы раз проконтролировать исполнение бортом 65735 приказа о перемене эшелона или просто взглянуть на локатор.

Ровно в 13.35.38 Ту-134А №65816 врезался под углом 95° в своего "близнеца" №65735. Оба самолета шли в облаках и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. На высоте 8300 метров молдавский самолет вынырнул из облаков и врезался в минский, отсек ему часть крыла и хвостовое оперение и тут же взорвался. Его обломки потом находили в радиусе 20 км от места падения в районе села Николаевка. Опытный пилот минского лайнера даже при разгерметизированном корпусе еще какое-то время планировал, но на высоте 4500 метров машина стала резко падать и упала в районе с. Елизаветовка.

В 14.08 из аэропорта Подгородное уже вылетал Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе сел Куриловка, Николаевка и Елизаветовка разбросаны металлические обломки, а на земле догорают два самолета. Район катастрофы был немедленно оцеплен милицией и войсками, а через несколько дней государственная комиссия приступила к расследованию причин трагедии.

Уже с самого начала расследования стало ясно, что непосредственной причиной столкновения самолетов была ошибка, допущенная диспетчерами. Все упиралось в людей, а именно - в диспетчеров Харьковского РЦ.

Роковая ошибка бьша допущена В. А. Сумским в тот момент, когда он решил, что фраза "Понял... 8400", которую он услышал в ответ на свой приказ борту 65735 занять эшелон 9000 м, была произнесена командиром минского самолета и означала подтверждение о занятии нового эшелона. Экспертиза установила, что фраза принадлежала не борту № 65735, а другому - Ил-62, борт № 86676, и полностью звучала так: "Понял, 676-й, 8400". Это означало, что экипаж А. С. Комарова указание диспетчера об изменении эшелона не слышал и подтверждения о приеме информации не давал.

Оба диспетчера были осуждены народным судом к 15 годам лишения свободы каждый.

(По материалам www.ddz.dp.ua)

Это официальная версия катастрофы, основанная на выводах комиссии по расследованию обстоятельств гибели, которые, в свою очередь, легли в основу приговора суда.

Однако, в канун 29-й годовщины со дня гибели футболистов, журналистом еженедельника "Футбол" Евгением Панкратовым было проведено свое, независимое, расследование. Оно в некоторой степени противоречит официальной версии трагедии. Основанное на информации из открытых источников, подкрепленное комментариями одного из специалистов, принимавшего участие в работе комиссии, оно позволяет по иному взглянуть на обстоятельства катастрофы, которая произошла на этом месте. Свои выводы автор изложил в статье "Оставшиеся на небесах: http://www.ua-football.com/blogs/pankratov/49074831.htm


В лесу на месте, где упал самолет с футболистами, до сих пор не растут деревья. До сих пор то тут, то там попадаются искореженные и оплавленные куски металла - детали и куски обшивки самолета. А кое-где и личные вещи погибших пассажиров. Дело в том, что после катастрофы крупные части самолета увезли. А мелкие, в том числе и вещи, не имеющие ценности, закопали в нескольких могильниках прямо на месте падения самолета. В середине 90-х, когда началась "охота" за металлом, местные жители раскапывали эти могильники в поисках дюралюминиевой обшивки самолета, заодно извлекая на поверхность и вещи погибших.

На месте падения кем-то из родственников установлено мемориальное надгробие и оградка. Местные говорят, что раньше сюда часто приезжали родные погибших, но в последние годы никого не было. Так и стоит это надгробие в запустении, зарастая мхом и травой.

А вокруг шумит прекрасный лес. Остановись. Послушай пение птиц, вдохни этот прекрасный воздух и почти память тех людей, чья жизнь оборвалась на этом месте пасмурным субботним днем 11 августа 1979 года.

В августе 2007 г. автором данного тайника, совместно с собратом-геокешером Евгением - еее, на месте трагедии был установлен мемориальный крест, а руководителем днепропетровской студии православных программ отцом Игорем (Собко) была отслужена панихида по погибшим в авиакатастрофе.

В августе 2009 года, в канун 30-й годовщины со дня трагедии, здесь был установлен мраморный обелиск, а в расположенном рядом с. Куриловка - памятник футболистам "Пахтакора".

К месту катастрофы и тайнику можно добраться на автомобиле по лесным, довольно хорошим просекам со стороны с. Куриловка. Будьте внимательны - надгробие со стороны просеки видно плохо, поэтому ориентируйтесь на показания GPS. В лесу прибор нормально работает.

Описание тайника

Содержимое тайника

- MP-3 CD "Наутилус Помпилиус";
- AVI CD "Сволочи"
- Купюра СССР достоинством 3 рубля
- Шнур-удлинитель USB
- Блокнот, карандаш (НЕ ЗАБИРАТЬ)

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

малой1990 (09.03.2016 15:29:29)
тайник взяли 26го февраля, тайник на месте, целый. было интересно, тайник брали на велосипедах.
YomaX (25.10.2015 17:44:22)
тайник найден. Осень + тема авиакатастрофы немного убрали веселое настроение, но в целом было интересно :)
Кошачье семейство (29.04.2014 17:19:43)
ruman (31.03.2014 20:46:37)
S.O.T.U (22.03.2014 23:52:09)
Vladislav2002 (14.04.2013 20:38:50)
kirsanov (19.06.2012 11:55:13)
fire-dpo (23.10.2011 01:45:13)
G-H (26.09.2011 19:49:22)
romankirsanov (23.09.2011 21:48:47)
Рутения (гость) (13.09.2011 21:11:58)
Челюскинец (гость) (30.05.2011 00:50:19)
Geka.95 (27.08.2010 19:50:23)
G-H (21.04.2010 01:07:15)
Lady Frozen (19.04.2010 20:50:04)
SmitLP (17.04.2010 22:12:38)
dombrovskii_а (22.03.2010 19:25:42)
SV (05.08.2009 06:18:04)
igor-kochet (05.08.2009 02:59:49)
Super_nova (20.07.2009 08:12:03)
Nubaseg (09.06.2009 11:16:04)
igorka (09.06.2009 00:58:25)
chernok (07.06.2009 14:16:01)
GarikDnepr (26.05.2009 17:09:47)
baltima (01.04.2009 14:35:37)
Каллен (гость) (01.04.2009 02:15:02)
baltima (22.03.2009 21:29:44)
NARAJANA (22.03.2009 20:11:41)
.:Jeka:. (04.03.2009 20:08:31)
Maks Paine (27.02.2009 23:16:09)
Будьмо (18.03.2008 13:07:45)
SV (02.07.2007 08:58:43)
G-H (12.06.2007 01:07:45)
petrov-vodkin (10.06.2007 10:17:50)
igor-kochet (11.03.2007 21:23:49)
VLAD-G (10.03.2007 23:48:04)
G-H (10.03.2007 23:10:03)
Hovard (18.02.2007 03:53:38)
Djohar (11.02.2007 15:45:09)
Lawyerdnepr (26.10.2006 22:29:29)
eee (01.10.2006 23:46:21)
СкиталецЪ (15.09.2006 15:12:33)
Stealth (03.07.2006 10:41:55)
igor-kochet (24.04.2006 08:03:50)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118