Небольшая дощечка на деревянной стене гласит: «В этом доме 4 апреля 1932 года родился кинорежиссёр Андрей Тарковский»
Истинная картина открывается нам вскоре, из уст очень любезной «хозяйки» музея Галины — от того, настоящего дома, в котором родился Тарковский, здесь всего одна стена — из брёвен второго этажа «того» дома.
Мы пьём чай с земляникой, неожиданные гости из Москвы...
Катастрофические наводнения охватывали многие места этой страны, в разные времена 20-го века. И природа здесь не при чём — кроме того, что она заставляет воду течь...
Горьковское водохранилище скрыло большую часть Юрьевца — другого места, которое также ощущалось Тарковским как «родина» - и большую часть Завражья, где он, собственно и родился в тот, указанный на табличке год.
От дома, приговорённого к затоплению, люди взяли то, что представлялось ценным — крепкие брёвна второго этажа.
Музей открылся в 2004 г. Здание, в котором сейчас находится музей, раньше служило школе-интернату. Теперь, кроме музея Тарковского, здесь также размещена экспозиция, посвящённая Павлу Флоренскому.
Мать Андрея, Мария Вишнякова специально приехала в Завражье рожать — в апреле 1932 г. Бабушка Андрея — мать Марии, жила тут, а её муж был земским врачом и принял роды. В дальнейшем, Андрей бывал здесь и в Юрьевце неоднократно в детском возрасте, в том числе во время военной эвакуации.
Мы смотрим, слушаем, ходим по музею, — ясно, что он посещается значительно реже, чем основной, более известный музей в Юрьевце (насколько я понимаю, вот совсем недавно в Юрьевец привезли архив Тарковского, купленный на аукционе у Ольги Сурковой..).
В Юрьевце мы были накануне, там, среди улиц Советской, Интернациональной, 25-го Октября, Рабочей, Трудовой и Парижской Коммуны — есть теперь и улица Тарковского...
Но сегодня утром мы переплыли «море» и мы здесь...
Спасибо за гостеприимство! Кстати, спасибо и за возможность прикоснуться к истории Павла Флоренского — личности необычайно интересной.
Мы подъезжаем к храму в честь Рождества Богородицы, стоящему в Завражье на самом берегу. Здесь крестили Андрея Тарковского вскоре после рождения. Разрушение и ветер...
Чувство родного дома как источника и средоточия глубинных и первородных личностных констант требовало воплощения в картинах и рождало кинозамыслы у Андрея Тарковского. Сюда, в эти края, он приезжал потом в поиске натуры для съёмки «Зеркала». Увы, наведённые катаклизмы смыли эту натуру с лица земли — но, конечно, не из памяти — и то, что должно было, воплотилось в пронзительные кинообразы. И хутор Горчакова, воспроизведённый в Игнатьеве для «Зеркала», несёт в фильме и художественные черты этого дома в Завражье.
Хорошо, если в нашей памяти есть свой собственный дом детства...
Мы искали место для контейнера и не находили. Но любое дело надо завершать, не так ли? Закладка создана, а нас ещё ждала дорога вдоль Нёмды и поиск места стоянки.
Ночью будет гроза...