Филейка — один из микрорайонов Кирова, расположенный в северной части города.
У края городской чертой начинается высокий яр – Большая гора, растянувшаяся вдоль реки почти на километр, уникальный береговой срез из обнажившихся 48 разных пород палеозойской эры, достигающий в высоту до 60 метров, а возраст которому около 230 млн. лет. Подобные геологические обнажения встречаются только в Африке, да еще где-то в Сибири. Между Большой горой и Северной набережной города лежит глубокий овраг, по дну которого в незапамятные времена протекала речка Филейка, на берегу которой, в последствии, выросла деревушка, получившая такое же название.
Постепенно Филейка объединила вокруг себя несколько деревень, число жителей которых достигало уже трех тысяч. Так деревня превратилась в Филейскую слободу, а затем в новый микрорайон города.
Здесь примерно в семи верстах от центра Вятки в конце XIX века обустраивался мужской монастырь. Возникновение нового монастыря в Вятке было предопределено духовным смыслом и замыслом высокочтимого подвижника земли Вятской преподобного Стефана.
Жил праведник в XIX веке. Прославился не только как известный духовный писатель, но и как подвижник благочестия. Родился в 1830 году в семье Ирины и Петра Куртеевых и был наречен именем Симеон. С детства Симеон был тихим, скромным, усердным и способным учеником. Но прочитанная им книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», навсегда изменила его жизнь. Он оставил учебу и ушел в монахи в Соловецкую обитель. Позже Соловки он покинул и отправился странствовать по Святой Руси. Затем вернулся на родную землю и нес здесь свои аскетические труды в ископанной им в лесной глуши пещерке. Внутреннее помещение его подземной кельи было таким маленьким, что в ней можно было уместиться только сидя, стоя на коленях или лежа. Ни окон, ни дверей не было, только один лаз, через который подвижник и пролезал внутрь. Много унижений и оскорблений пришлось пережить отшельнику в начале его подвижничества, знакомые отворачивались от него, считая, что он тронулся умом. Но он терпеливо сносил обиды и с любовью молился за своих обидчиков.
Особый интерес у людей вызывали его духовные сочинения. Когда в 1874 году открылась Филейская земская школа, его уговорили стать учителем. В первый же год к нему пришло 170 учеников. Пришло бы и больше, но не было помещений для их размещения.
В конце жизни по благословению Вятского епископа Аполосса отец Стефан на месте своих молитвенных подвигов основал вначале монашеский скит, спрятанный в лесной чаще уединенной долины небольшой речки, защищенной от реки Вятки крутым высоким берегом. Это небольшое пространство призвано было стать северным духовным форпостом главного города Вятской земли.
Сюда на постоянное жительство отовсюду стекались насельники, искавшие уединения. Так образовалась общежительская пустынь. Велось активное строительство: расчищались площадки, прокладывались дорожки, была запружена речка, устроен каскад прудов с мельницей.
Возвели первую церковь, деревянную однопрестольную на каменном фундаменте, церковь обшита тесом, покрыта железной крышей, внутри оштукатурена и окрашена краской основателем монастыря о. Стефаном. Церковь была освящена 27 июля 1889 года в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Обитель жила и действовала, и по ее ходатайству в ноябре 1889 года Святейший Синод признал ее и учредил как Филейский мужской общежительный монастырь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.
К началу XX века Филейский Александро-Невский монастырь представлял сложившийся архитектурный ансамбль. Ограда монастыря с трех сторон каменная и с одной юго-западной стороны частью каменная и частью деревянная, со Святыми воротами в ней и одними простыми воротами на передней стороне от проездной дороги и тремя другими воротами с разных сторон. Рядом с пустынью по благословению о. Стефана было построено 13 больших и малых домов, в которых проживали не только паломники, но и бездомные.
30 августа 1904 года началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Возведение нового храма стало главным делом обители. Собор, построенный в русско-византийском стиле, должен был стать главным композиционным центром монастыря и второй после Александро-Невского собора А.Л. Витберга значительной доминантой города Вятки. Этот стиль применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. Силуэт собора удивительно строен и пропорционален. Внушительные габариты здания делали его статным и массивным, в то время как изобилие на стенах кирпичного декора придавало зданию легкость и изящность, наличие вытянутых оконных проемов, венчаемых арками, визуально устремляло здание к небу. Отсутствие колокольни усиливало равнофасадность и строгую симметричность его композиции. В экстерьере большую роль играло мощно выступающие рукава креста. Фасад усложненный выделением центральной части и примыкавшими к ней с двух сторон трехгранными выступами под сомкнутыми полукуполами, облегчавшими переход к основной части. Он выделялся сдержанностью форм, ясностью их членений и обилием декора
Место для строительства Троицкого собора было выбрано очень удачно – на самой высокой точке верхнего плато мысового участка в междуречье живительных ручьев. Путь к новому храму лежал от святых ворот в юго-западном направлении и проходил мимо главной реликвии монастыря – пещеры Стефана и Успенской церкви с Сенью преподобного Стефана, и храма Александро-Невского. Постепенный мерный подъем (разность отметок около 20 м), духовные акценты, смена видовых раскрытий, задуманные автором, открывали в И.А. Чарушине виртуозное владение градостроительной композицией, утонченный вкус.
В 1916 году храм возвели под крышу, но после 1917 года собор начали крушить и разбирать. Храм так и не был освещен и стоял открытый ветрам, дождям и снегу.
А к середине XX века монастырь и вовсе был стерт с лица земли.
Глядя в будущее, мы не замечаем, как в небытие уходят святыни, ставшие свидетелями важных исторических событий.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: