Особенности подачи исторического материала Владимиром Семёновичем Короткевичем, его художественный литературный язык побуждают меня снова и снова обращаться к его творчеству. Яркие образы, созданные им, отражают самобытность белорусского народа, особенности его характера.
Роман “Хрыстос прызямліўся ў Гародні" занимает в белорусской прозе особое место благодаря оригинальности образного воплощения событий далёкого прошлого. Автор умело переосмыслил их с позиций современности, придал фактам исторической действительности неповторимый национальный колорит. Стоит отметить, что события, описанные в романе, основаны на фактах, изложенных в известном труде историографа Матея Стрыйковского «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси».
Вместе с тем, автор рассматривает острые социально-общественные проблемы первой половины XVI века. Его герои действуют в конкретных обстоятельствах. Читатель узнаёт про их быт, знакомится с особенностями архитектуры, местностью, её топонимикой. Смещение временных пластов не нарушает правдивого звучания произведения, но даёт возможность писателю подтвердить мысль, что ложь и жестокость во все времена были одинаковыми и имели одну цель: борьбу со «страшной ересью» - желанием человека мыслить. Герои произведения выглядят живыми, а события, описанные в нём – убедительными и правдивыми.
Мастер авантюрно-приключенческой фабулы, Владимир Короткевич не ограничился показом отдельных событий, происходивших с Христом и его апостолами. Писатель создал образы, широко используя гротеск, иронию, сатиру. Наиболее убедителен в психологическом отношении образ Марии Магдалины, чья библейская судьба перенесена писателем на драматические жизненные ситуации героини Марины Кривиц. Её история распадается на три этапа: до Христа, подле Христа, с Христом. Последнее надо понимать метафорически – с Христом в сердце.
С первых страниц произведения Короткевич в описании натуры и поведения героини показывает всю неоднозначность восприятия её окружающими людьми. Путешествуя с Христом по деревням, местечкам и городам Беларуси, у Марины постепенно меняется восприятие окружающего мира, отношение к людям, пробуждается чувство жалости и сострадания. На этом фоне она начинает испытывать незнакомое ей доселе чувство любви. В этот момент перед героиней встаёт глубоко освещённая в библейских текстах и существенно разработанная Короткевичем проблема выбора. Такой выбор делает каждый человек в своей жизни: сохранить в себе человеческое или потерять.
На одной чаше весов – гарантированное, ставшее уже привычным, пусть только внешне, но не внутренне ощущаемое благополучие, на другой - скитания, лишения, вероятный суд и смерть в подземелье или на костре. Марина делает осознанный выбор в пользу достоинства, что бы этот выбор за собою не повлёк. Символично, что выбор Марина делает в результате пути, пройденного вместе с Христом. Особое значение приобретают обращённые к ней слова: «Гэ, ды ты зусім паганая. Кепская, як беларускае жыццё». Так её судьба уподобляется судьбе многострадальной Родины.
Момент полного признания Марины становится и моментом отпущения ей грехов. В то же время, своим поступком, Марина показала Христу, что стоит гибнуть за маленьких обыкновенных людей, которым ещё предстоит трудное преодоление в самих себе пороков и слабостей и восхождение к доброте и жертвенности. В отличие от библейской Марии Магдалины, у Короткевича Марина Кривиц духовно растёт, как и сам Христос, как и жители Гародни, многие из которых, нищие и обездоленные, из толпы превращаются в народ.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: