Если бы не дело случая, которые вывел нас на дорогу Починок – Монастрырщина в районе деревни Мокрядино, не знали бы о таком месте мирового значения, как Тушемлинское городище. Теперь хотим поделиться этим со всеми неравнодушными к собственной истории.
В середине минувшего века возник большой интерес к бассейну Верхнего Днепр, то есть к верховьям рек Днепр, Сож, Хмара и других, где формировались большие группы населения. Перед учёными встал вопрос: а когда же славяне заселили эти территории? Починковский район был выбран в Институте археологии Академии наук, поскольку здесь находилось значительное количество известных памятников, в которых можно было найти какие-то материалы для решения проблемы славянского расселения, чтобы получить максимальное представление о населении между концом первого тысячелетия до нашей эры и периодом включений этой территории в состав Древнерусского государства, то есть первого тысячелетия уже нашей эры.
В 1954 году была создан специальная археологическая экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством члена-корреспондента АН СССР, учёного с мировым именем Петра Николаевича Третьякова.
В течение 6 лет исследования проводились преимущественно в Починковском районе. В результате выявлены совершенно новые группы древнего населения, ране абсолютно неизвестные.
Люди по нашей планете в поисках лучшей жизни перемещались во все времена. В конце IV в н.э очередная волна эмигрантов докатилась до верховье реки Сож и река Хмара и осела среди племен балтского этноязыкового массива. Люди на этой территории обитали с каменного века, занимались первоначально охотой и рыболовством, в дальнейшем земледелием, причём в достаточно развитых формах. Культуры раннего железного века — днепро-двинская и штрихованной керамики прекратили свое существование. Началось становление новой культуры, названной тушемлинской по одному из наиболее полно исследованных памятников — городищу Тушемля в верхнем течении Сожа на Смоленщине.
Городище-убежище Тушемля размещалось на продолговатом мысе между двумя оврагами. Овальная площадка в 800 кв. мбыла обнесена по периметру двумя земляными валами с деревянными оградами на вершинах. На площадке впритык к валу находилась замкнутая постройка шириной 4—4,5 м со стенами столбовой конструкции. Поперечными стенками она подразделялась на помещения размерами 6 х 4 м. Семь или восемь из них имели в середине очаги, остальные использовались для хозяйственных нужд. Перекрытие постройки было двускатным. С восточной стороны был устроен вход на поселение шириной 1,25 м. От него дорожка шла ко второму рву, по которому, обогнув городище, можно было выйти за пределы убежища.
Внутри городища, в его мысовой части находилось языческое святилище в виде круглой утрамбованной площадки диаметром6 м, по краю которой с интервалами стояли столбы, возможно изображавшие языческих богов. В центре возвышался более массивный столб — по всей вероятности, изображение главного божества.
Одним из характерных элементов тушемлинской культуры является керамика, которая изготавливалась исключительно домашним способом, без применения гончарного круга. Самыми распространенными были горшкообразные сосуды тюльпановидной, биконической и усеченно-конической форм, лишенные орнаментации. Внешняя поверхность их имела шероховатость от выступающих зерен дресвы. Вторую, менее многочисленную группу посуды образуют миски и мископодобные горшки. Они выделяются и по характеру обработки поверхности — лощеной или подлощенной.
Материалы раскопок свидетельствуют о развитии на поселениях железообрабатывающего ремесла. Ассортимент изделий довольно разнообразен — топоры, серпы, косы, рыболовные крючки, ножи, шилья и др. На многих селищах найдены глиняные льячки, обломки тиглей с подтеками бронзы и литейные формочки. Среди предметов из цветных металлов встречены браслетообразные височные кольца, о которых речь пойдет ниже, браслеты, спиральки, трапециевидные привески, пряжки, фрагменты шейных гривн и др.
В хозяйственной деятельности населения тушемлинской культуры ведущая роль принадлежала земледелию, о чем говорят находки на поселениях зернового материала (ячмень двурядный и многорядный, мягкая пшеница, рожь, просо, овес, горох, бобы) и орудий труда (серпы, топоры, зернотерки, жернова). Споро-пыльцевые исследования культурных напластований и грунтов из-под насыпей валов на городищах-убежищах указывают на господство подсечного земледелия. Это относится, по-видимому, к ранней фазе тушемлинской культуры. Распространение совершенных по форме серпов и находки жерновов говорят о том, что наряду с подсекой функционировало и пашенное земледелие. Судя по остеологическим материалам, развито было и животноводство. Охота и рыбная ловля имели второстепенное значение.
Тушемлинская культура просуществовала до начала VIII века. Затем в наш край с севера пришла часть славян-кривичей, хотя на территории нынешней Смоленщины они жили и раньше. Главным городом до этого у них был Изборск, ныне Псковская область, а затем Полоцк. Все славянские племена, пришедшие из среднего Приднепровья, стали объединяться в союзы, для совместной защиты от врагов и совместных военных походов.
К IX векам группа тушемлинских племён ославянилась и в летописях известна под именем кривичей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: