В Кретингском районе находится один из самых уникальных, созданных человеком, музеев композиций мистической силы усадьба-музей Орвидасов. Вилюс Орвидас - настойчивый жямайтиец, проживший всего 40 лет (1952 - 1999), всю свою жизнь создавал в усадьбе своих предков каменные и деревянные скульптуры и кресты. Творения природы и его рук, составленные в странные, загадочные, величественные и осмысленные композиции, сопровождаемые символами и надписями, производят необыкновенно сильное эмоциональное впечатление. Эту экспозицию недалеко от Паланги, в городке Салантай, советские чиновники называли свалкой. Но ее посетил Михаил Горбачев. Затем выставку стали "громить". Впрочем, ее удалось сохранить. В мире существует немало экзотических музеев, однако более странного вернисажа, наверное, не отыскать. Впечатление необычное. Это не парк и не сад, хотя летом все в зелени. Какие-то причудливые лабиринты, пещеры, сараи, землянки. Экспонаты разбросаны по всей территории в 16 га. Тут и гигантские камни, и кресты, и деревянные языческие идолы, и сломанные мельницы, и старые ржавые флюгеры, прочий металлолом, даже дырявые ведра, кружки, части детских игрушек. Но это вовсе не свалка. Все расставлено в соответствии с неким замыслом, который трудно угадать, но - чувствуешь. Как создавалась эта странная экспозиция? Для чего она? В начале 70-х отец семейства Казис стал свозить пни, камни, кресты, старые вещи, выброшенные скульптуры... Потом его дело продолжил сын Вилюс. В советское время усадьба Орвидасов была для чиновников словно кость в горле. Но и слава о ней уже пошла: люди что-то чувствовали, тянулись сюда. В 1980 году здесь побывал даже будущий генсек и президент СССР Михаил Горбачев. Говорят, именно с его легкой руки усадьбу многие стали называть "Музеем абсурда". Было ли это философским определением содержания экспозиции или являлось негативной оценкой? Видимо, чиновники поняли эти слова по-своему. Вскоре музей посетила государственная комиссия во главе с тогдашним министром культуры республики. Установили: экспозиция - низкого художественного уровня, усадьба - образец антисанитарии. И без предупреждения владельцев с территории вывезли самосвалами многочисленные камни и кресты. А однажды ночью в усадьбу ворвались люди в масках, избили тех, кто находился в это время в доме Орвидасов. Что-то чиновникам явно не нравилось. Как будто в экспозиции они усматривали некий диссидентский смысл. Хозяевам пришлось все восстанавливать. Пожалуй, добавил смысла еще один необычный экспонат - старый советский танк. По мнению Орвидасов, это ненужный, вредный для жизни атрибут. Ну а что они все-таки хотят сказать своей экспозицией? Один из литовских историков считает, что "усадьба Орвидасов - это памятник индивидуализму, манифест против всего, что может стиснуть человеческую личность". Придет время, писал он, "когда студенты со всего мира, изучающие мировое искусство, потянутся в Салантай". Так ли это? Каждый, наверное, найдет свой ответ. Покинув музей, я сел на велосипед, поехал по аккуратным дорожкам вдоль полей, лугов. Останавливался, чтобы посмотреть на аистов, ложился в траву, чтобы сфотографировать красивых бабочек. И подумал: многое из того, что было представлено в "Музее абсурда", как бы противоречит гармоничной природе. Вернувшись в Палангу, увидел черный "мерседес" с номером "666". И вспомнил: такой же номер Орвидасы намалевали на танке. (Источник газета "Труд" Trud.ru № 242 за 24.12.2005 ) Этот музей имеет историческую, мемориальную, ландшафтную и религиозную ценность. Географическое общество Великобритании внесло этот музей в свой список как один из самых больших уникальных объектов в мире.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: