Полонечка известна с XVI века как городок, принадлежавший роду Дуцяцких-Рудоминовых. Свой первый расцвет местечко пережило, являясь собственностью богатейшей фамилии Великого княжества Литовского – Радзивиллов.
Своей резиденцией Полонечку выбрал младший сын Леона Михала Радзивилла – Матей. По тем временам это было довольно глухое место, зато находилось по соседству с родными для Матея с самого детства землями – до Мира от его новой резиденции было всего двадцать километров, до магнацкой резиденции, Несвижа – менее пятидесяти.
Решающим фактором в жизни Матея стала его дружба с, вероятно, самым известным из Радзивиллов – Каролем Станиславом Пане Каханку. Он стал тем влиятельным покровителем, который помог Матею добиться успехов на политическом и государственном уровне. Помимо этого Матей был одарённым композитором и драматургом, автором оперы "Агатка, или Приезд пана".
Во второй половине XVIII века по приказу Матея Радзивилла в Полонечке началось строительство дворца. Его прообразом послужила вилла Тривулзино на озере Комо рядом с итальянским городом Беладжио.
На берегу реки Змейки был возведён шикарный дворцово-парковый комплекс. Кроме дворца он включал часовню-усыпальницу, оранжерею, въездную браму, мельницу. В парк регулярно-пейзажного типа входила живописная система водоемов.
Двухэтажный дворец соединялся с флигелями крытыми галереями с высокими «французскими» окнами. Главным декоративным элементом центральной части парадного и паркового фасадов были оригинальной формы гермы, размещенные на уровне второго этажа. Четырёхгранные колонны были завершены скульптурным изображением головы какого-либо древнегреческого героя или философа. Наличие таких элементов во внешнем оформлении дворца в Полонечке является уникальным фактом в истории белорусской архитектуры.
Анфилада залов, зеркальное покрытие стен создавали впечатление бесконечности пространства. Кроме череды парадных залов и гостиных, в главном корпусе размещались несколько рабочих кабинетов, а также личные покои. Уникальность внутреннему убранству дворца придавали бесценные произведения искусства – красивейшие гравюры, гобелены, а также часть родовой картинной галереи Радзивиллов, нумизматическая коллекция и богатая библиотека, насчитывавшая более 4-х тысяч томов.
Парк дворца делился на две половины: регулярный «французский» и пейзажный «английский». Первый был разбит за дворцом и имел довольно скромные размеры. Главной его достопримечательностью были оригинально подстриженные деревья и кустарники, расположенные по бокам геометрически распланированной сетки аллей. Здесь же находились обширный плодовый сад и огород.
Куда как больший интерес представлял «английский» парк. Он находился перед дворцом и включал в себя четыре террасы с пирамидальными тополями, полого спускающимися к берегу реки. Непосредственно перед самим дворцом имелся традиционный зеленый партер, в центре которого были установлены солнечные часы. Центральная аллея вела к деревянной часовне-усыпальнице. В парке имелась система искусственных каналов, что позволяло создать укромные уголки для отдыха.
Небольшая деревенька стала крупным культурным центром, который часто посещали именитые гости. Так, например, в 1777 году в Полонечке побывал друг Матея известный русский писатель Денис Фонвизин. Ходят легенды о том, как после обильных возлияний Фонвизин и Пане Каханку выходили охотиться на местных красавиц. В дневниках классика гостеприимная Полонечка удостоилось нескольких строк: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечка к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие».
В первой половине 1790-х годов Матей Радзивилл был среди тех, кто решительно встал на защиту страны от внешней агрессии. Он передал всё свое недвижимое имущество в собственность армии, заявив: «Вначале Родину, а уж потом радзивилловский дом хочу видеть счастливым». Но Речь Посполитую уже ничто не могло спасти. Владелец Полонечки в 1795 году поселился в Польше, которая отошла к Пруссии. После его смерти в 1800 году его владения, в том числе и в современной Беларуси, отошли детям – Константину и Антонине.
При камергере императорского двора Константине Радзивилле в начале XIX века Полонечка пережила второе рождение. По приказу Константина дворец был перестроен в стиле позднего классицизма, более известного по своим французским названием «ампир». И вновь Полонечка гостеприимно распахнула свои двери перед известными политическими и культурными деятелями того времени, а сам хозяин усадьбы увлекся научно-исследовательской деятельностью.
После смерти Константина в 1869 году его сын Матей, унаследовавший имение в Полонечке, не пожелал переезжать в отцовский дом и перевёз все ценности из резиденции в Полонечке в свою усадьбу Загже под Варшавой.
Только в конце XIX века Радзивиллы вновь вернулись в Полонечку. Дедовское имение пришлось по сердцу внуку Константина Радзивилла – Альберту Станиславу, который и жил тут до начала Первой мировой войны. По его приказу были изменены внутренние интерьеры дворца, пристроен зимний сад в неоготическом стиле и достроена широкая парадная лестница, которая придала дворцу еще более величественный вид.
В 1919 году Альберт Станислав эмигрировал в Америку, и хозяином дворца в Полонечке стал его племянник Владислав, который жил здесь вплоть до 1939 года. Во времена Второй мировой войны дворец в Полонечке сильно пострадал, но, как ни странно, был восстановлен. В его стенах разместилась школа-интернат. Была полностью изменена планировка: окна в галерее заложили кирпичом, оранжерею разобрали, убрали герб Радзивиллов с главного фасада. Частично был застроен парк. В 90-е годы из-за долгого отсутствия капитального ремонта в здании провалилась крыша. Школу-интернат перевели в другое место, а дворец оказался заброшенным.
Сегодня сохранились некоторые элементы наружного декора. Потерян треугольный фронтон, отмечавший центр композиции, но чудом уцелели шесть герм, которые изначально делали дворец уникальным, а также наличники окон с сандриками и кронштейнами. Расположение комплекса в центральной части деревни также привело к частичной застройке парка, в нем установили памятник погибшим односельчанам.
В 1751 году в Полонечке, неподалёку от дворца Радзивиллов, был построен деревянный католический храм, освящённый во имя святого Юрия. Знаменит он тем, что в начале XIX века в нём крестили будущего выдающегося геолога, минералога, географа и этнолога, долголетнего ректора Чилийского университета и члена многих научных обществ, а также будущего национального героя Чили Игнатия Домейко.
В 1899 году старое здание было полностью перестроено. Новый деревянный храм был возведён по проекту варшавского архитектора Константина Войцеховского и имел черты неоготики и модерна.
Главный западный фасад строения украшен по бокам двумя башнями. К прямоугольному в плане основному объёму примыкает пятигранная апсида с симметричными низкими ризницами под односкатной крышей. Неф накрыт двускатной крышей с прогибом. Главный вход оформлен декоративным крыльцом с двускатным навесом. В архитектуре присутствует ряд характерных для неоготики элементов — стрельчатые окна, декоративные ступенчатые контрфорсы, фронтон с окном-розой. Двухъярусные, квадратные в плане башни имеют шатровые завершения. В декоре использован накладной геометрический орнамент.
Внутри зал перекрыт балочным потолком. Хоры поддерживаются шестью столбами, орган на хорах выполнен вильнюсским мастером Ф. Остроменцким в 1897 году. Резной деревянный алтарь является образцом народного искусства. В алтарном пространстве находятся две чугунные мемориальные доски 1829 и 1836, посвященные роду Радзивиллов.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: