Верхнеуслонский район Татарстана, как и многие, очень богат на заброшенные православные церкви и храмы. Остановим своё внимание на трех из них.
Тихий Плес. Церковь Ризоположения
Деревянная церковь в Тихом Плесе была построена в 1780 году иждивением прихожан. Сторожилы утверждали, что раньше деревянной церкви в селе их существовала тоже деревянная церковь. Но когда она была разобрана - неизвестно. Первая тихоплесская церковь сгорела.
Построенный в 1780 году храм с течением времени пришел в ветхость, но так как прихожане не имели средств на капитальную поправку церкви, то дело о строительстве нового храма постоянно откладывалось. В 1876 году для упрочения здания решено было подвести под всю церковь каменный фундамент. А снаружи обшить ее новым тесом и выкрасить масляной краской Свияжский купец Ф.Г.Каменев предложил поставить для предполагаемого фундамента кирпич со своего завода. Но стены церкви оказались настолько ветхими, что решили строить каменный храм заново.
В 1877 году по изготовлении плана и фасада на новый храм 12 июня по благословлению казанского архиепископа Антония местный священник Иоанн Матвеевский освятил место закладки нового храма.
В 1882 году новый храм был построен. Храм по плану вышел одноглавый, с фонарем на куполе «об восьми оконах». Главы на церкви и колокольне были покрыты белым листовым железом. Высота церкви от поверхности земли до креста составила 14 саженей и 1 аршин, а колокольня вознеслась на 17 саженей. Внутри церковь была украшена трехъярусным иконостасом с резными колоннами, царские врата были вызолочены. Иконостасы резаны были в Казани мастером Тюфилиным, местные иконы были писаны живописцем Спиридоновым в византийском стиле.
Словом, новый храм по изяществу отделки, удобства и прочности был во всех отношениях образцовым и мог бы служить украшением не только села, но и всякого города (Волж.новь, 2000, 27 января)
Храм построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича. Прибытков был и заказчиком проекта, и организатором строительства. Кирпич для храма пожертвовал свияжский купец Федор Тихонович Каменев.
Главной святыней храма была частица Ризы Господней, помещавшаяся в серебряном кресте. По преданию, она завещана храму иноком, скончавшимся в Тихом Плесе, но время этого события неизвестно.
Каинки. Церковь Воздвижения Креста Господня
Однопрестольный каменный храм построен в 1890-1903 гг. вместо существовавшего с 1861 г. деревянного храма. С 1890 г. по приговору сельского схода на постройку нового храма ежегодно собиралось по одному рублю с души.
Крупные денежные пожертвования сделали свияжский купец Федор Тихонович Каменев и елабужский купец Иван Иванович Стахеев. Крестьянин Фаддей Емельянов безвозмездно изготовил 30 тысяч кирпичей для храма. Каинковский приход был невелик и состоял из одного села. Консистория пошла на создание нового прихода лишь потому, что помещица, владевшая Каинками в 1861 г., Мария Константиновна Шишелова обеспечила содержание причта ценными бумагами. В конце XIX в. местным помещиком был известный ученый-китаевед, профессор Казанского университета Василий Павлович Васильев. В 1852 году он женился на 20-летней дочери ректора Казанского университета И.Симонова – Софье Ивановне. В качестве приданого Софья получила от отца небольшое имение в селе Каинки Свияжского уезда Казанской губернии. С 1852 — 1855 год Васильевы жили в этом селе. И вложили немало средств на постройку храма.
В 1904 г. в храме венчались Александр Федорович Керенский и внучка В.П. Васильева Ольга Барановская.
Но самое главное, что этот храм хранится в памяти людей проживающих на территории села Каинки, да и всего района. Это память, передаваемая из поколения в поколение.
Клянчино. Смоленско-Богородицкая церковь
Однопрестольный каменный храм построен в 1848 г. на средства местного помещика — полковника Дмитрия Андреяновича Лаптева (приход существовал с середины XVIII в.). С конца 70-х гг. XIX в. до 1882 г. на средства прихожан и местных помещиков Михаила Михайловича и Александра Михайловича Салтыковых отстраивается каменная двухъярусная колокольня. Храм одноэтажный, с прямоугольным молельным залом и небольшой, также прямоугольной в плане апсидой. Через переход храм соединен с невысокой двухъярусной колокольней. Завершение колокольни и деревянный купол храма утрачены, не сохранились и четырехколонные портики тосканского ордера на северном и южном фасадах. Храм построен в стиле ранней эклектики с элементами позднего классицизма.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: