Сумская "полуторка" [VI/13805]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Памятник воинам-автомобилистам
Памятник воинам-автомобилистам
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Местность
Украина
Сумская обл.
Ближайший нас.пункт
Сумы
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
3.25Нашли: 8
Атрибуты[?]
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
Автор: Kavuntur
Создан: 11.07.2013
Опубликован: 15.07.2013
(отредактирован: 14.10.2016)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Через реки, горы и долины
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.

В 1985 г. в Сумах появился памятник воинам-автомобилистам, которые на нелегких дорогах Великой Отечественной войны приближали светлую дату Победы. Знаменитая "полуторка", ГАЗ-АА, установлена на высоком постаменте перед зданием "Сумыоблавтотранса" (ул.Роменская. 79/1)

ГАЗ-АА был первым серийным автомобилем Горьковского автомобильного завода и со временем стал самым массовым грузовиком на территории бывшего СССР. Его можно было встретить буквально в любом уголке страны. Изначально автомобиль представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован. Выбор компании Форда был не случайным. В то время в автомобильном мире не существовало фигуры более известной, чем Генри Форд, заводы которого в 1922 году выпускали каждый второй автомобиль на планете.

В качестве места для строительства нового советского автозавода рассматривались Москва, Ленинград, Ярославль и некоторые другие города. Каждое из этих мест имело определенные преимущества. Но в комплексе они были сконцентрированы только в Нижнем Новгороде: здесь имелась достаточно развитая металлообрабатывающая промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы; можно было также обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, Нижний Новгород уже тогда являлся крупным железнодорожным узлом, находящимся к тому же при слиянии двух судоходных рек — Волги и Оки. Ждать вступления в строй основного завода не стали. В десяти километрах от Нижнего, в Канавине, на заводе "Гудок Октября" установили сборочный конвейер. По договору с Фордом из США через Мурманск туда поступали узлы и детали. 1 февраля 1930 года в автосборочном цехе смонтировали первые 10 грузовиков Форд-АА, а в конце 1931 года наладили выпуск трехосок "Форд-Тимкен". Но вот наступил торжественный день 29 января 1932 года. Под гудок заводской сирены с конвейера сошел первый грузовой автомобиль Нижегородского автозавода НАЗ-АА. К концу года завод ежедневно выпускал по 60 грузовиков и освоил производство легковых автомобилей ГАЗ-А. Да, да, уже ГАЗ, а не НАЗ, так как в октябре 1932 года Нижний Новгород переименовали в Горький. Изменил название и автозавод.

Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирался с 1933 года. В отличие от американского Форд модели АА, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и т. д., а ещё в 1930-м по советским чертежам спроектирован бортовой кузов.

До 1934 года грузовик оснащался кабиной из дерева и прессованного картона. С 1934 года получил металлическую кабину с дерматиновой крышей. В 1938 году ГАЗ-АА был модернизирован и получил 50-сильный мотор и название ГАЗ-ММ. Внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было. После начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатаной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММВ, у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колесах, оставлена только одна фара головного света и неоткидными боковыми бортами. Особым дефицитом были шины, отличавшиеся низкой ходимостью, поэтому во время войны "полуторки" часто сходили с конвейера только с двумя задними колесами, то есть с одинарной ошиновкой заднего моста, что, соответственно, снижало грузоподъёмность.

Именно на период Отечественной войны и приходится самая яркая страница биографии "полуторки". Исключительно важную роль ГАЗ-АА сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая связь осаждённого города с внешним миром. Более 40 млн километров наездили газовские "полуторки" по знаменитой Дороге жизни только в 1941 году. Эвакуировали более полумиллиона человек и доставили 361 тыс. тонн различных грузов. Многие сейчас ругают эту машину, считая ее технически отсталой по сравнению с автомобилями, применявшимися в германской армии. Однако все недостатки "полуторки" с началом войны превратились в ее достоинства. Дело в том, что, применявшиеся нацистами автомобили производства Германии, Франции, Италии, Чехословакии и Австрии не были приспособлены к работе в зимних условиях, имели недостаточную проходимость, были очень сложными в ремонте и обслуживании, а большое разнообразие их моделей значительно затрудняло снабжение запчастями, обучение личного состава и ремонт. Автомобили же Красной Армии были лишены этих недостатков. Кроме того, несложная конструкция и высокая надежность значительно упрощали их эксплуатацию и обслуживание.

Технические характеристики
Двигатель: ГАЗ-АА — 3,28 л, 40 л.с.; ГАЗ-ММ — 3,28 л, 50 л.с.
Длина: 5,33 м
Ширина: 2,04 м
Высота (по кабине): 1,97 м
Собственная масса: 1810 кг
Максимальная скорость: 70 км/ч
Расход топлива, контрольный: 19,5 л/100 км

На грузовике устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 куб. см, который при 2600 об/мин развивал мощность в 42 л. с. Это был тот же двигатель, что ставился и на легковой "Газ-А". Мощность свою он передавал на ведущую ось через однодисковое сцепление сухого трения и четырехступенчатую коробку передач. Подвеска колес была зависимой. Передние колеса подвешивались на одной поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму. Задние же держались на двух продольных кантилеверных рессорах вообще без каких-либо амортизаторов. Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовался карданный вал, упиравшийся в бронзовую втулку. Рабочий тормоз имел механический привод. Благодаря крайне низкой степени сжатия, составлявшей всего 4,25, в качестве топлива применялся низкооктановый бензин, что было очень важно в те годы. Дело в том, что высоококтанового топлива советская промышленность не выпускала, и даже самолеты летали на бензине с октановым числом в 70 единиц. "Полуторка" же могла ездить и на тракторном лигроине, и на светильном керосине. Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины. Топливо из него поступало в карбюратор самотеком. Запас хода по топливу составлял 215 км. Грузоподъемность автомобиля при собственной массе в снаряженном состоянии 1810 кг равнялась полторы тонны. Отсюда и происходит его прозвище "полуторка". Несмотря на это, "полуторки" почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трех тонн. Низким ресурсом отличались дефицитные стартер с аккумулятором – редко на какой машине они служили свыше полугода. Поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили "кривым стартером", то есть, заводной ручкой.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) полуторку собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.

Всего же было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.

Источники:

Википедия
Портал о России


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

MiG_76 (11.01.2018 20:53:56)
Посетили 5-го июня 2017 г. во время трехдневного геокешинг-тура уже по пути домой.
Очередной, четвертый как минимум, тайник с "полуторкой" в коллекцию.
Описание тайника не только еще раз напомнило мне историю этой славной машины, но и один из уроков в институте по "Истории отечественного автомобилестроения" : )
Спасибо. Фото в альбоме.

Кельтика (29.01.2017 21:24:44)
Были 21.01.2017
Ответ отправлен, зачёт получен.
nikvas (03.06.2014 19:10:33)
Beda (29.10.2013 10:40:20)
gremling (31.07.2013 17:05:57)
Andy_ (21.07.2013 21:44:13)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.