Усть-Цильма [VI/1383]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Не определен
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Коми респ.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Ижма, Ухта
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 4
РЕЙТИНГ
2.00Нашли: 3
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Gek Finn
Создан: 05.01.2006
(отредактирован 05.05.2006)
Компаньоны: LSDinka

Описание окружающей местности

Усть-Цильма -это старейший населенный пункт на территории республики Коми, был основан в 1542 г. выходцами из Великого Новгорода на берегу Печоры напротив устья реки Цильмы.
Места печорские были известны русским людям издавна. Известен был путь и на нижнюю Печору. Он шел с низовий Мезени по ее притоку Пезе, по притоку Пезы Рочуге и далее через волок на реку Цильму, впадающую в Печору. Этой дорогой в 1542 г. новгородский уроженец Ивашка Дмитриев (сын Ластка) пришел с Нижней Мезени и здесь, на левом берегу Печоры, поселился, но вскоре нашел более удобным правый берег, под горкой и на гари, где лес выгорел, и облюбовал место для жилья. Бил Ивашка челом перед московским грозным царем, и была пожалована ему грамота на земли по Печоре от устья Цильмы вверх и по Ижме. Иван Грозный повелел слободчику Ивашке «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати». Дата эта и считается датой основания села Усть-Цильма.
На левом берегу в местечке Старое Дворище спустя почти четыре с половиной столетия, в 1982 г. благодарные потомки соорудили памятный знак Ивану Дмитриевичу Ластке там, где в отдаленные времена были срублены новгородцами первые дома слободки. Новая слободка начала «жить и копиться». В 1547 г. была поставлена церковь Николая Чудотворца. Первопоселенцы ставили дворы, разводили скот, ловили рыбу, занимались пушным промыслом. Население росло медленно, принимали далеко не каждого пришельца. Жизнь не баловала усть-цилемцев, слабые духом здесь не выдерживали, и в древних рукописях не раз отмечались такие случаи: «Жилецкие люди разбрелись кормиться в русские и сибирские города». Природа заставляла переносить неслыханные лишения. Но ни пропасти, ни леса, ни снега не остановили смелых людей. Через 20 лет в Усть-Цильме числилось уже 14 дворов с населением 19 человек (взрослых мужчин). «А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов, рыбная ловля на реке Печоре ... и всего 14 тонь, а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют», — сообщает документ того времени.
Новая миграционная волна в Печорский край связана с историей раскола. Прилив русского населения на нижнюю Печору начался с конца XVII века. В истории России это был период, вызванный реформами патриарха Никона. Высылка главы раскола протопопа Аввакума в Пустозерск вызвала бегство старообрядцев на Север ближе к своему вожаку и подальше от преследований властей и церкви. Усть-Цильма становится старообрядческим гнездом на Печоре. В 1745 г. Усть-Цильму постигло большое бедствие — пожар уничтожил все его строения. Однако село не погибло, а быстро стало возрождаться. Русский писатель С. В. Максимов, посетивший в 1856 г. Усть-Цильму, писал: «В начале нынешнего столетия домов считалось в Усть-Цильме уже 120, а жителей 417 душ, церквей — 2, обе деревянные, из которых одна, построенная в 1752 г., обветшала, другая, новая построена в 1853 году». К этому времени на Печоре стала развиваться торговля. Каждое лето сюда приезжали чердынские купцы. К середине XIX века Усть-Цильма стала центром обширного Печорского уезда. Население испытывало постоянную потребность в расширении своих угодий. И в XVIII—XIX веках жители Усть-Цильмы начали в массовом порядке расселяться вверх и вниз по Печоре на 2—3 км друг от друга. Так появились населенные пункты Коровий Ручей, Чукчино, Высокая Гора, Рощинский Ручей, Алехино, Сергеево-Щелье, Барашки, Низева и Мыза. В наши дни некоторые из них уже вошли в административный состав Усть-Цильмы. Возможность строиться вверх или, как говорят местные жители, в гору — исчерпана. Перспектива строительства определена по берегу реки Печоры. Верхним концом села станет деревня Гарево, а нижним— Сергеево-Щелье.

В начале XX века Усть-Цильма стала местом политической ссылки. Усть-Цилемская колония политссыльных в 1910—1912 гг. насчитывала 50 человек. Главенствовали в ней большевики. Среди них были член ЦК РСДРП И. С. Белостоцкий, связная В. И. Ленина Е. Н. Адамович, делегат V (Лондонского) съезда РСДРП Н. Е. Сапрыгин, рабочий Путиловского завода Г. М. Шкалин, поэт Е. М. Тарасов, С. Н. Калмыков и многие другие.
Усть-Цильма являлась боевым центром в период установления Советской власти на Печоре. В начале марта 1918 г. здесь по инициативе демобилизованного солдата А. Хатанзейского была создана партийная ячейка. Она назвала себя «Печорской уездной фракцией большевиков». 20 марта 1918 г. в Усть-Цильме состоялся первый Печорский уездный съезд Советов. Осенью 1918г. Печора оказалась одним из участков развернувшейся в стране гражданской войны. В ноябре 1918 г. Усть-Цильма была захвачена белогвардейцами, здесь ими был зверски убит председатель Печорского уездного исполнительного комитета В. Ф. Батманов. После освобождения Печоры от белогвардейцев Печорский уездный комитет РКП (б) приступил к работе. В 1929 г. были организованы первые колхозы.
Прославили жители Усть-Цильмы себя в трудные годы Великой Отечественной войны. В двадцать четыре года отважный парень из Усть-Цильмы М. А. Бабиков стал Героем, награды находили его в самых горячих точках войны. В сентябре 1942 г. в составе особого разведывательного отряда Северного флота он участвовал в разгроме врага на мысе Могильный, в 1944 г. на мысе Крестовый, а в сентябре 1945 г. за выполнение задания в десантной операции (Сейсинская в Корее) Макару Андреевичу Бабикову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В честь знатных людей района — Героев Советского Союза и кавалеров ордена Ленина посажена в Усть-Цильме аллея Славы и сооружена стела «За власть Советов», установлен памятник первому председателю уездного исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов Василию Батманову, погибшему в период установления Советской власти в уезде. Около полутора тысяч жителей района отдали свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны. Об увековечении их памяти говорят установленные в деревнях и селах памятники погибшим за свободу и независимость нашей Родины в схватке с фашизмом.
В 1986 году недалеко от Усть-Цильмы было открыто подземное месторождение нефти.
Это стало заслугой большой группы первопроходцев Севера и специалистов, в числе которых главные геологи Ухтинского территориального геологического управления А. Головань и шестой нефтегазоразведочной экспедиции А. Ляшев, участковые геологи А. Куранов и А. Левин, буровые мастера П. Бабиков и А. Налимов. Ну а самыми первыми «застолбили» месторождение, разумеется, сейсмики из полевых партий №№ 7820 и 839 М. Замилов и А. Канев. Через три года поблизости было открыто Южно-Низевое месторождение нефти, которое удалось ввести в промышленную эксплуатацию раньше его предшественника. А в целом благодаря этим двум открытиям в Усть-Цилемском районе к настоящему времени добыто уже более 360 тыс. тонн «черного золота».

Усть-Цильма известна в республике и за ее пределами как край самобытной культуры.
В Усть-Цильме находится единоверческая церковь св. Николая, построенная в 1871 г., молельный дом сторообрядцев.
Главным народным праздником села является Красная горка, проводимая с Иванова дня по Петров день (с 7 по 12 июля); по мнению фольклористов именно здесь этот праздник сохранился до наших дней в полном живом обрядовом действии.
Имеется в Усть-Цильме народный музей, с великим множеством уникальных экспонатов — произведений народного творчества. Еще раз удивляешься талантам и народной самобытной культуре местного населения. Здесь можно увидеть и атрибуты далекого времени, предметы национального быта. В экспозиции музея представлены также материалы о большевиках, до революции отбывавших в этих местах ссылку, об ученом-исследователе А. В. Журавском, открывшем здесь сельскохозяйственную опытную станцию.

Т.к. в наши дни Усть-Цильма активно развивается и расширяется, то удержаться и не рассказать историю близлежащих деревень, которые скоро, как, например, Чукчино, станут районами Усть-Цильмы, мы не можем. Тем более, что история их настолько интересна, что, возможно, что именно наш рассказ послужит тому, что в упомянутых деревнях появятся новые тайники.

На берегах Пижмы находили пристанище беглые старообрядцы во времена раскола церкви. В начале XVIII века около 1715 г. возник на Великой Пожне на Пижме старообрядческий скит, известный в истории как Велико-поженский. Существование скитников мало, чем отличалось от крестьянского: корчевали лес под поля, расчищали пожни от кустарника. Жили трудно и голодно. В скитском помяннике, обнаруженном В. И. Малышевым, отмечено немало «гладом скончавшихся». Иные из пижемских новоселов зарились на хорошие скитские луга и хотели бы отнять их у скита. Страшные события разыгрались в этом месте. В 1743 г. один из местных жителей Артемий Ванюков, чье имя многими поколениями пижемцев произносилось с проклятиями, донес из-за мелкой обиды архангельскому архиепископу Варсонофию, что в лесных скитах скрывается много людей, которые «на дальнем расстоянии от мирских жителей» находятся якобы «для промыслу», «притом оленей содержат», а на самом деле это раскольники. Варсонофий потребовал вмешательства губернатора, и в пижемские леса, находившиеся тогда в границах Мезенского уезда, отправился воинский отряд под командой майора Ильищева и прапорщика Бородина вместе с «доносителем» Ванюковым, имея инструкцию скит уничтожить. В одной из рукописных повестей говорилось об указе, что он велит «людей, по лесам живущих, потаенных сыскивати, а сыскав и оковав их в крепости, и пожитки их отвозить в Губернскую...». Хотя приказ о том майору подписали держать в тайне, крестьяне, жившие в лесах, при помощи верных людей получили «список» или копию и, не желая покидать обжитые места, по-своему подготовились к встрече карателей. В ночь 7 декабря 1743 г. часть архангельского отряда подошла к селению. В избах не оказалось ни одной живой души: все жители от мала до велика набились в высокую бревенчатую часовню, отломали крыльцо и лестницы и заперлись там. А потом подпалили нарочно для того собранную бересту и свезенные со всей округи старинные рукописные книги и, как свидетельствует один документ того времени, «зажглись собою, загорели, всего мужеска и женска пола с малолетними детьми семьдесят пять человек. А как зажглись, то великий учинился меж ними крык и визг». Сенат, едва дошло до него это дело, осудил посылку такой экспедиции и приказал ее прекратить. Люди сгорели, печальная память об этом «мезенском самосожжении» и других подобных случаях жива и сейчас. На месте разоренного монастырька возникла деревня Скитская. В этой самой деревне Скитской живут сейчас потомки спасшихся обитателей Великопожинского общежития, возрожденного после страшного пожара и просуществовавшего до середины XIX века. Теперь в деревне создана бригада совхоза, есть школа. Но самое притягательное для нас то, что, по всеобщему признанию усть-цилемцев, здесь красивее, чем где-либо поют народные песни.
Деревня Гарево. «Гарья» — этот топоним входит в названия многих деревень Коми республики. Русское «гарь» — выгоревшее место в лесу. «Гарья» — место с гарью. Существует предание, что в этих местах были частые лесные пожары. Может быть, в этом предании отражены отголоски старого подсечного земледелия. Но деревня Гарево живет и строится. На этом же высоком берегу располагается хозяйство «Опытное поле». Район этот на Печоре в прошлом был пионером развития сельского хозяйства. Многолетним трудом исследователя Севера А. В. Журавского было доказано, что земля северная — кладовая больших возможностей. За большой вклад в науку А. В. Журавский награжден тремя медалями Русского географического общества. Имя А. В. Журавского дорого печорцам, ибо в судьбе Печорского края роль его велика. Он организовал и провел около 30 экспедиций и длительных научных командировок по исследованию Севера, более 42 тысяч рублей личных средств затратил на проведение экспедиций. Около 500 научных и публицистических трудов и статей посвятил А. В. Журавский вопросам комплексного развития Севера. 12 лет отдал он Северу и его людям. Форпостом науки на Севере явилась организованная и созданная А. В. Журавским в селе Усть-Цильма в 1905 г. зоологическая станция, переименованная в 1908 г. в Печорскую естественно-историческую станцию, а в 1911 г. на ее базе создана Печорская сельскохозяйственная опытная станция. Это было первое научное учреждение в России в приполярных условиях. Далеко заглядывал в будущее подлинный революционер науки. Но на 32-м году жизни в 1914 г. А. В. Журавский погиб. В памяти народной он остался молодым. Дело, начатое им, продолжили советские ученые. На Печорской опытной станции в результате многолетней целенаправленной селекционно-племенной работы создан новый, печорский тип скота холмогорской породы. Научно-исследовательскую и технологическую работу Печорской станции продолжает в настоящее время на новом уровне Государственная сельскохозяйственная опытная станция Коми АССР имени А. В. Журавского. По увековечению памяти энтузиаста ученого сделано много. Перенесен в Усть-Цильму и реставрирован дом А. В. Журавского. В 1980г. в нем открыт народный музей. На одном из домов райцентра установлена мемориальная доска. Поселок Опытное поле переименован в поселок Журавский. Улица Набережная в Усть-Цильме переименована в улицу Журавского. 25 октября 1981 г. в Усть-Цильме открыт скульптурный памятник А. В. Журавскому (скульптор В. А. Рохин).
Ниже по течению, являясь как бы продолжением деревни Гарево и Опытного поля, стоит деревня Карпушовка. Основана была одновременно с селом Усть-Цильма в 1542 г. выходцем из верховьев Печоры Карпушкой Носовым. На бугре у ручья Каменский, что разделяет Карпушовку на две части, высится обелиск, посвященный полярным летчикам, стартовавшим в холодное небо Севера, первопроходцам воздушных трасс, погибшим в 30-е годы. В Карпушовке похоронен писатель земли северной В. С. Журавлев-Печорский.

Описание тайника

Содержимое тайника

виртуальное

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

beiker86 (25.08.2013 03:02:11)
В ходе велоэкспедиции к г.Пустозерску 09.08.2013г. побывал в Усть-Цильме.
Оригинальный, самобытный и , к сожалению, уже почти современный город.
Но посмотреть есть чего! И памятник Журавскому (и музей!) , а люди?!
(Не в каждом музее тебе дадут подержать столетнее ружье и посидеть за столом Журавского...)
Очень рекомендую!!!
Jacobs (21.09.2011 20:34:51)
С удовольствием посетил село Усть-Цильму, ну и конечно же воспользовался возможностью "найти" тайник. Если будете в Усть-Цильме обязательно посетите местный историко-краеведческий музей. Очень красивые места!
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116