Вольно [MS/13834]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Природный
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Беларусь
Брестская обл.
Барановичский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Вольно
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 3
РЕЙТИНГ
Нашли: 5
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Кривич
Создан: 20.04.2013
(отредактирован 18.07.2013)
Компаньоны: Україна, Ириска и Люда

Описание окружающей местности

В письменных источниках Вольно впервые упоминается в 1567 году как шляхетская собственность Юрия Александровича Ходкевича. В 1571 году село переходит во владение Софии Слуцкой. На момент продажи был составлен инвентарь, по которому мы можем сегодня узнать, что усадьба отличалась чёткой планировкой. Выделялись двор, дворок, гумнище (площадка для молотьбы и помещение для хранения снопов), обора (часть подворья, огороженная для скота). В имении было большое количество разнообразных хозяйственных сооружений: амбары и конюшня, каретная и сеновал, пекарня и кухня, пивной бровар с квасной избой, сыродельня, евня (или овин), стодола (сарай для повозок и скота), баня. В планировке усадьбы большое внимание уделялось садам. Возле одного стояли два жилых дома, два других были разбиты около рыбного пруда.

С 1632 года Вольно владел новогрудский подстолий Христофор Каминский. Вместе с женой Еленой Друцкой-Горской они выступили инициаторами основания в селе базилианского монастыря и спонсорами постройки каменного храма. Монастырь сначала был женский, потом мужской. На его территории был открыт госпиталь и школа для детей шляхтичей Каминских, где их учили чтению и письму, основам философии.

В 1711 году часть имения была продана шляхтичам Домасловским. Новый хозяин Михаил Домасловский в 1768 году построил при монастыре новый униатский костёл Святой Троицы.

Храм сегодня является одним из самых совершенных памятников «виленского барокко». По своей архитектонике и сакральной символике храм типично униатский. Трёхнефная двухбашенная базилика была возведена из кирпича. Центральный неф и трансепт равновысокие и равноширокие и образуют в верхнем сечении правильный греческий крест. Одними из главных эстетических характеристик «виленского барокко» многие считают ярусную ажурную форму башен, своеобразное совмещение глубинно-пространственной структуры фасадов с плоскостью архитектурного ордера. Отмечается утончённая пластичность рисунка декоративных элементов и силуэтных контуров.

Региональную особенность стилистике храма добавляют ступенчатые контрфорсы, которые укрепляют главный и боковые фасады строения. Они выполняют определённую конструктивную функцию, но в большей степени подчёркивают волнистую глубинно-пространственную структуру фасада и создают на нём дополнительные светотеневые эффекты. Угловые контрфорсы поставлены под углом в 45 градусов к плоскости фасада. Этот приём и форма контрфорсов заимствовано у другого памятника белорусской готики, Троицкого костёла в деревне Ишкольдь, который старше вольнянской церкви на 300 лет. Церковь в Вольно является ярким примером самостоятельности и национальной особенности «виленского барокко».

По дарственной записи Михаила Домасловского в 1771 году имение перешло в собственность Стефану Слизню. У истоков этого древнего рода стоял Андрей Ратша Слизень, который пользовался привилеями ещё короля Владислава Ягайло. При Слизнях усадьба Вольно пережила свой расцвет.

Общей площадью около 10 гектаров, она размещалась на сложном рельефе: занимала пойму маленькой извивающейся речки Змейки с террасированными склонами разной крутизны. Своеобразием рельефа были определены и особенности усадебной композиции - она не имела выраженной оси. Усадебный дом и другие сооружения были размещены на ровных местах у подножия склонов.

Здание усадьбы было построено в XVII веке Каминскими и представляло собой одноэтажное, прямоугольное в плане строение, сложенное из лиственницы. В первой половине XIX века Слизни перестроили старинное здание, добавив к нему два крыла. По углам были сооружены две шестигранные башенки и две башни с коническим завершением. Дом принял вид усложнённого псевдоренессансного сооружения с многочисленными кабинетами, салонами, жилыми комнатами, библиотекой. Отдельные салоны имели свои названия: «Зелёный», «Розовый», «Турецкий», в которых стояли мраморные камины разного цвета. Дом был наполнен старинной мебелью, хрустальными люстрами. Собрание книг включало французские и польские книги.

Перед домом располагался большой партер с традиционным подъездным кругом и старой лиственницей в центре. На въезде к парадному двору были посажены два больших канадских тополя.

Дом полностью сгорел в годы второй мировой войны. Сегодня на его месте построен Вольновский сельский дом культуры. Он имеет очень необычный для таких строений архитектурный облик и местными жителями называется просто «дом Слизней».

 На стене дома культуры установлена памятная доска в память о Рафаиле Слизне, талантливом графике, скульпторе и архитекторе. Родился Рафаил в 1804 году в соседнем с Вольно имением Бартники. Искусству рисования, архитектуре, естествознанию и философии он обучался в школе, которая функционировала при базилианском монастыре в Вольно. Затем было обучение в знаменитой Полоцкой иезуитской академии, где под влиянием Яна Рустема Рафаил увлёкся изобразительным искусством. Будучи студентом юридического факультета Виленского университета, он обучался скульптурному мастерству у известного Казимира Ельского. Рафаил Слизень был знаком и поддерживал дружеские отношения с Адамом Мицкевичем, Томашом Заном, Яном Чечотом, Игнатом Домейко, Франтишеком Малевским. В 1830 году, вернувшись из Петербурга в родное Вольно, Рафаил полностью отдался любимому делу. Прославили мастера медальоны и барельефы известных деятелей культуры того времени.

До нашего времени от всего комплекса усадьбы сохранились здания официны и бровара, построенного ещё в 1830 году. Партер перед усадебным домом с подъездным кругом и парком за ним утрачен в 1983 году при установке обелиска, увековечившего память о 182 земляках, погибших в годы последней войны.

За усадебным домом, по большому слегка вытянутому пересечённому почти сплошным массивом склону, расположен парк. Он постепенно спускается к пойме реки. Пейзажный парк был перепланирован одновременно с перестройкой старого усадебного дома. Сегодня в нём преобладают двухсотлетние и более старые деревья. В парке имелось несколько аллей, по которым свободно проезжала одноконка. Сегодня они частично затерялись в древостое. Несколько аллей прослеживается лишь в виде небольших фрагментов.

Из разных мест парка просматривается величественное здание униатской Троицкой церкви. В 1895 году её переосвятили в православную. Обращает на себя внимание интересное лепное панно с военной атрибутикой и короной на фасаде храма.

Претерпела изменения и водная система усадебного комплекса. Центральное положение в ней занимает большой пруд с островом, насыпанным вручную в 1848 году. По словам местных жителей, ива ломкая появилась на острове естественным путём. Смотрится она очень живописно.

На одной оси с главным прудом имелся второй водоём с домиком для лебедей, служивший маточником. На его месте построен склад спиртзавода. Также спущен и третий пруд, располагавший далее.

Питались водоёмы водой Змейки, размещаясь в её излучинах. Просто устроенная дамба, задерживала воду, регулируя её уровень в системе. При необходимости вода по каналу поступала на мельницу, обеспечивая её работу. Сегодня плотина полуразрушена.

Водоёмы имели не только декоративное, но и утилитарное значение. В них выращивалась рыба. Сегодня впечатление от единственного оставшегося пруда стираются загрязнённостью прилегающей территории. Растительный покров острова превратился в сплошные неухоженные заросли.

Слизни выделялись умелым хозяйствованием. Помимо разведения рыбы, они выращивали скот и занимались производством спирта. В имении работали три водяные мельницы. Для обработки полевой земли содержали 18 пар рабочих лошадей.

Усадьба Слизней выделяется компактностью и экзотичностью рельефа. Сохранившись примерно в тех же границах, она приспособлена для современных нужд.

По материалам:

http://orda.of.by/.add/gallery.php?volno/manor_main/art/sub

http://www.ekskursii.by/?exkursobj=1047

В качестве полезной информации:

По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.

вариант 1, без картинок, облегчённый, можно распечатать с собой

вариант 2 чуть подробнее и с картинками

часть А и часть В

Описание тайника

Содержимое тайника

Призы

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Святланка (28.08.2016 21:48:13)
Все шаги пройдены, однако ни пня, ни закладкиа не оказалось. Отправила сообщение автору, но, может, я что не так посчитала и увидела...
Тайник посещен в рамках велопокатушки по Барановичскому району (Хвоево-Барановичи).
Yolka (27.07.2014 22:54:53)
Тайник найден 23 июля нами: Мартишей Адмс, ЛиМоНом и мной в компании нашего постоянного спутника бигля Миледи.
Троицкая церковь действительно впечатлила :-) А гуси там наглые! Пытались ущипнуть машинку.
Спасибо автору!
Мартиша Адмс (27.07.2014 14:59:10)
maxspb (28.04.2014 11:10:42)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118