Маяк Лайдунина = Маяк Кахтла. Kahtla = kahtlane = подозрительный или сомнительный.
Навигационный знак на мысе Лайдунина был построен в царствование императора Николая II, в 1907 году. Высота этого маячного сооружения из красного кирпича - 27 метров над уровнем моря и 24 - от земли.
В маячный же комплекс входили и другие здания: жилой дом смотрителей, баня и прачечная, караульное и кладовое здание, склад для пиронафта (керосинохранилище), сарай и погреб - словом, целый городок.
На маяке был установлен белый проблесковый огонь. Но свет этого огня был недостаточно виден, поэтому в 1915 году маяк Лайдунина переосветили. Тогда здесь был сооружен светооптический аппарат Фрезнеля 6-го разряда, работавший на ацетилене. Но оказалось, что и эта мера недостаточна. Было признано, что место для строительства маяка все-таки выбрано неудачно, так как теперь его свет не освещал необходимых районов, важных для императорского Балтийского флота, оперировавшего в Рижском заливе. Таким образом, Первая мировая война внесла свои коррективы - светооптический аппарат с маяка был демонтирован и перенесен на спешно построенный деревянный маяк Кюбоссааре. С тех пор маяк Лайдунина стал несветящим навигационным знаком. Им он числится в лоции и поныне. Но вся беда в том, что башня без надлежащего присмотра ветшает.
Сегодня из всего комплекса маячного городка более-менее сохранился лишь сам маяк. Но продолжая нести свою навигационную вахту в таком жалком виде - без крыши, дверей и окон, долго ли так прослужит он людям? Увы, не только время нещадно, но и человек, к сожалению, бесхозно относится к творениям своим. Конечно, будем надеяться, что участь маяка Лайдунина будет все-таки счастливой, что он будет востребован благодарными потомками и приобретет свой первоначальный неповторимый изящный вид.
"МЭ" 16.02.02 Юри РЕВАЛЬШТЕЙН
В настоящее время строительство у маяка уже идёт. Туда ведет очень плохая дорога.