Второе воскресение сентября вся страна отмечает День Танкиста. Да, этот день надо писать с большой буквы. И к этому дню я решил сделать тайник посвященный малоизвестным событиям в нашем городе.
Этот праздник был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 г. «Об установлении ежегодного праздника «Дня танкистов» в ознаменование особо важного значения танковых войск и их выдающихся заслуг в Великой Отечественной войне, а также заслуг танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил бронетанковой техникой.
Эти заслуги завоеваны на полях войны, где советские танкисты покрыли свои имена неувядаемой славой. Они горели в танках, шли на танковый таран (за годы войны было совершено 59 танковых таранов), но до конца выполняли свой воинский долг и побеждали врага. За боевые подвиги многие тысячи из них были награждены орденами и медалями. 1142 танкистам было присвоено звание Героя Советского Союза, а 16 из них удостоены этого звания дважды, 200 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Имевшиеся к концу войны в составе советских войск все 6 танковых армий стали гвардейскими, 12 танковых и 9 механизированных корпусов получили наименование гвардейских, около половины танковых бригад, принимавших участие в боевых действиях, стали гвардейскими, 112 танковым бригадам присвоены почетные наименования. Так Родина отметила мужество, героизм и отвагу воинов-танкистов, которые навечно вписаны в летопись танковых войск нашей страны.
Мы в разных уголках страны видали: Застыли танки на почетном пьедестале – Они родную землю защищали, С танкистами, бывало, погибали. Когда мы День танкиста отмечаем, То в честь погибших головы склоняем, А всех живых сердечно поздравляем. Удачи и победы им желаем.
Эти заслуги завоеваны и тружениками танковой промышленности. Всего за годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность выпустила около 102,8 тыс. танков и САУ, что более чем в 2 раза превысило объем производства германской танковой промышленности за тот же период. Более 9 тыс. танкостроителей и всех, кто создавал грозные боевые машины, удостоены высоких наград. А на полях сражений ремонтники возвращали в строй поврежденные машины. Всего за годы войны было отремонтировано 430 тыс. танков и САУ.
В феврале 1942 г. по решению ГКО в городе Слободском Кировской области была сформирована 114-я отдельная танковая бригада резерва главного командования (РГК). Перед отправкой бригады на фронт, председатель Кировского городского Совета А. Солкин от имени трудящихся города, вручил ей Красное Знамя и пожелал боевых успехов. 15 мая 1942 г. бригада прибыла на Юго-Западный фронт, войска которого с 12 мая наступали под Харьковом. 14 мая немцы сами перешли в наступление и 22 мая окружили наши войска. 114 отбр, действовавшая в составе 38-ой армии, вела упорные бои с целью прорыва фронта окружения. В этих боях с 21 по 27 мая кировчане проявили образцы мужества и отваги. Исключительное мужество, боевое мастерство в выполнении поставленных задач, проявили танкисты бригады. Они атаковали противника на большой скорости, и ведя огонь из орудий и пулеметов, наносили врагу большой урон. Так командир орудия 320-го танкового батальона А.А. Ковалев в боях 21-25 мая подбил 2 и поджег 4 немецких танка, уничтожил до 40 солдат и офицеров противника. Командир танкового взвода того же батальона А.Д. Милютин в этих боях уничтожил 4 немецких танка и 1 миномет. Командир другого танкового взвода Недесавва во время боев поджег и подбил 6 танков противника. Но, несмотря на упорство и стойкость, нашим войскам не удалось прорвать вражеское кольцо. Сил было недостаточно. Воины бригады были вынуждены перейти к обороне. Не смотря на стойкость бойцов, бригада не смогла долго сдерживать напор врага, и как другие части, стала отступать, прикрывая отход армии. В июле 1942 г. бригада изымается из Юго-Западного фронта и направляется на переформирование в Саратов, с одновременной передачей Сталинградском фронту. 16 июля 1942 г. бригада в составе войск Сталинградского фронта вышла к своим войскам в районе г. Калач и участвовала в боях за Сталинград. 10 октября 1942 г. убыла в резерв Ставки на переформирование. 30 октября 1942 г. переформирована в 114-й танковый полк
Впервые праздник праздновался 8 сентября 1946 г., когда в соответствии с Приказом Министра Вооруженных Сил СССР, в честь танкистов и танкостроителей по Красной площади Москвы прошла торжественным маршем 4-я гвардейская Кантемировская ордена Ленина, Краснознаменная танковая дивизия, а вечером прозвучал артиллерийский салют. Данный профессиональный праздник с тех самых пор являлся одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. Некоторое время (в период с 40-х по 50-е годы) в крупных городах Советского Союза День танкистов даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом. Долгие годы, до 1980 года праздник «День танкиста» отмечался 11 сентября, поскольку именно в этот день в 1944 году советские войска добились серьёзных успехов во время проведения Восточно-Карпатской операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» была установлена текущая дата – второе воскресенье сентября. Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 549 “Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» праздников и памятных дней в Вооруженных силах РФ» в частности сказано: В целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы и в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Установить в Вооруженных Силах Российской Федерации: а) профессиональные праздники: ...День танкиста — второе воскресенье сентября.
Обратите внимание, что в этом году (2013) праздник снова отмечается 8 сентября, как и 67 лет назад.
В нелегких условиях служат сегодня танкисты – дети, внуки и правнуки фронтовиков, обеспечивая своим ратным трудом безопасность России, достойно выполняя свой воинский долг:
Там, за толщей брони, В мыслях, в деле единый, Бровь к прицелу прижав И припав к рычагам, Боевой экипаж – Сердце грозной машины, Повелитель ее И гроза для врага. *** “Броня от солнца горяча, И пыль похода на одежде. Стянув комбинезон с плеча – И в тень, в траву, но только прежде Проверь мотор и люк открой: Пускай машина остывает. Мы все перенесем с тобой – Мы люди, а она стальная…” (С. Орлов)
Среди многих знаков памяти о войне – самолетов, пушек, «катюш» и танков – танк Т-34 по количеству памятников занимает первое место в мире. Даже там, где этот танк не производился и не воевал, можно встретиться с ним. В центре города Кирова на Октябрьском проспекте стоит памятник «Кировчане – фронту», открытие которого состоялось в субботу 29 апреля 1967 г. (газета Кировская Правда от 1 мая 1967 г.) Авторы памятника — скульптор А. И. Веселое, архитектор Ю. И. Кармазин. На постаменте танк Т-34 – символ великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Танк этот не воевал и взошел на пьедестал не своим ходом. Его подняли 2-мя кранами ночью. Информация из первых рук, из музея завода. Фото есть.
Вятку связывает с этим танком еще одна любопытная деталь. Оказывается, главный конструктор Т-34 Михаил Кошкин жил и работал в нашем городе с 1925-го по 1929 год. Затем уехал в Ленинград учиться в машиностроительном институте. Разумеется, в те годы он еще и не помышлял о том, что станет конструировать военные машины.
В 1925 г. М. И. Кошкин приехал в Вятку. Здесь сначала руководил кондитерской фабрикой, а затем был переведен на работу в райком партии. С 1926 г. Михаил Ильич заведовал губернской совпартшколой и агитационно-пропагандистским отделом губкома ВКП(б). В августе 1929 г. его в числе парттысячи направляют учиться в Ленинград. М. И. Кошкина в 1937 г. назначают главным конструктором одного из машиностроительных заводов. Возглавив конструкторское бюро, он проявил себя как талантливый конструктор и организатор. Здесь под его руководством велась работа по модернизации и созданию новых образцов боевых машин.
В конце 1930-х гг. группой конструкторов завода во главе с ним был создан новый средний танк Т-34, по своим боевым и техническим качествам намного превосходивший известные в то время танки этого класса.
После испытаний и показа в Москве танк Т-34 был в марте 1940 г. принят на вооружение Советской Армии. Легендарная «тридцатьчетверка» сыграла большую роль в разгроме гитлеровской Германии, в достижении победы в Великой Отечественной войне. И.В. Сталину понравилась изящная быстрая машина. Его слова разные источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках», по словам других, фраза звучала иначе: «Это первая ласточка танковых войск».
Дом, в котором в 20-х гг. жил в Вятке М. И. Кошкин, будущий талантливый конструктор, лауреат Государственной премии СССР, поставлен на государственную охрану. Этот дом построен в 1806 г, по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова. Второй этаж надстроен в 1950-е гг. В 1977 г. на доме установлена мемориальная доска.
К сожалению он так и не узнал судьбу своего творения и роль в Великой Победе народа над захватчиками. 26 сентября 1940 года в санатории «Липки» под Харьковом Михаил Ильич Кошкин умер. Ему не исполнилось и 42 лет. За его гробом шел весть коллектив завода в г. Харьков, без него остались жена Вера и трое детей. Работы над освоением танка Т-34 продолжал товарищ Кошкина новый Главный конструктор А.А. Морозов. В 1942 году М.И. Кошкин, А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко за создание Т-34 стали лауреатами Сталинской премии, для Михаила Ильича она оказалась посмертной.
Похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк), которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти). Могила не восстановлена.
Говоря о танке и его создателе, несправедливо было бы не упомянуть о Кировском заводе 1 мая. Завод является крупнейшим в РФ и СНГ разработчиком и производителем железнодорожных грузоподъёмных кранов с гидравлическим и дизель-электрическим приводом, а также другой вспомогательной техники для железных дорог. Существует с 1899 года в виде тогда еще железнодорожных мастерских. Во время войны ремонтировал бронетехнику и выпускал легкие танки Т-60, Е-70 и легендарные "Катюши" БМ-12, одна из них стоит на территории завода. Ее можно увидеть в ходе посещения музея завода.
Всего в Кирове во время войны в период с января 1942 г. по 1944 г. специалистами эвакуированного на базу завода им. 1 Мая коломенского паровозостроительного завода № 38 выпущено 4176 танков Т-60, Т-70 и самоходок СУ-76.
Долгое время руководителем завода был один человек. Им, Вячеславом Васильевичем Синцовым завод был фактически спасен от развала в годы застоя. На своем посту он был 19 лет. Вспоминают его добрым словом все, кто был знаком с этим человеком. В честь его установлена мемориальная доска около проходной завода и выпущена книга "ОАО Кировский машзавод 1 Мая, Время перемен”.
На заводе в здании заводоуправления есть музей завода. Работает с 9 до 12-ти. В данный момент ремонт закончен, по вопросам посещения можно договориться с Чураковой Юлией Николаевной, т. (8332) 23-86-51, она же и проведет вас до "Катюши".
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: