Музей истории и культуры Уймонской долины (музей старообрядчества) [VI/14109]

Музей истории и культуры Уймонской долины
Музей истории и культуры Уймонской долины
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Природный
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Алтай респ.
Усть-Коксинский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Верх-Уймон
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
РЕЙТИНГ
5.00Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Музей истории и культуры Уймонской долины
Музей истории и культуры Уймонской долины
Музей истории и культуры Уймонской долины
Музей истории и культуры Уймонской долины
Музей истории и культуры Уймонской долины
Музей истории и культуры Уймонской долины
Автор: Sladge
Создан: 16.08.2013
(отредактирован 18.08.2016)
Компаньоны: Sibiria, Elle girl

Описание окружающей местности

По соседству с казахской границей, в Уймонской долине, раскинулся известный анклав староверов. Они пришли сюда уже очень давно, гонимые церковью, в поисках Беловодья — легендарной страны свободы и справедливости.
История русских крестьян-старообрядцев — одна из интереснейших страниц прошлого Алтая. Заселения Алтая русскими началось еще в допетровскую эпоху. В середине 17 в., когда на Руси произошел раскол церкви, сторонников старых устоев стали жестоко преследовать, в результате чего они тоже были вынуждены уходить в горы Алтая. Но даже здесь не нашли они покоя. Церковные и светские власти продолжали преследовать их за веру и за незаконное, самовольное переселение. Только в 1792 году Екатерина Великая издала приказ о прощении старообрядцев за побег и предоставлении им права на жительство при условии уплаты подати — ясака. С тех пор староверы были приравнены к местному алтайскому населению и освобождены от рекрутской повинности. В советские годы многие из старообрядцев были репрессированы как середняки и враги народа.
На Алтае староверы освоили значительные территории, образовывали целые селения. Горные деревни раскольников с пашенным земледелием, маральниками, горными пасеками, сенокосными и лесными угодьями были цветущими оазисами. Почти за два поколения они сумели приспособиться к большим температурным перепадам, быстротечному лету и длительной зиме, сезонным разливам Катуни и других речек. Постепенно отбирались наиболее надежные способы хозяйского отношения к окружающему миру.
Уймонские старообрядцы-земледельцы в Алтайских горах превратились в прекрасных охотников, метких стрелков, отличных рыболовов. Добытую пушнину и шкуры жители Беловодья выменивали на зерно, скот, одежду у китайцев и русских казаков в селениях, расположенных вблизи пограничной зоны. Развивали они и русские ремесла: плотницкое, ткацкое, пимотканное, шубное и др. Кержаки Уймонской котловины пряли лен, делали белье, одежду, коврики, красивые пояса и опояски.
Жили староверы в добротных, теплых хорошо освещенных домах с застекленными окнами. Внутри дома было чисто и аккуратно. Стены расписывались затейливыми узорами и яркими красками. Краски — сурик, охру, бакан — народные умельцы готовили из натурального сырья. В настенной живописи распространенными мотивами были изображения диковинных зверей, птиц, пышные и большие цветы, затейливый растительный орнамент. Полы застилались ткаными половиками, войлоком. Вдоль стен стояли кованые сундуки, на кроватях лежали красивые вышитые покрывала. Но самым уютным и теплым местом в доме была, безусловно, печь. Над ее пологом устанавливались полати, на которых спали дети. Место напротив устья печи занимала хозяйка. Здесь располагались удобные посудные шкафчики, размещалась кухонная утварь.
Свои дома староверы держали в поразительной чистоте. Дом мели несколько раз в день, печь подбеливалась. Некрашеные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком каждую субботу.
Старинную одежду уймонских старожилов теперь надевают только во время праздников и молений, кроме того, она используется фольклорными коллективами. Традиционный староверческий костюм отличался яркостью и многообразием цвета, яркой отделкой. Летний мужской костюм включал белую рубаху, украшенную красным узором по воротнику и рукавам, и шаровары из холста. Праздничный костюм состоял из широких шаровар-чембар из плиса, или замши и однотонной или пестрой подболочки. Верхнюю одежду: зипуны, азямы и тулупы шили из теплого сукна, меха, овчины, кожи и покупной верблюжьей шерсти.
Традиционный женский староверческий костюм включал в себя головной убор, сарафан, рубаху, пояс, фартук (передник). Короткие рубахи, в простонаречье именуемые рукавами, шились из белого холста и украшались богатой вышивкой, горловина густо назбаривалась по узкому воротнику — стойке. Основным типом сарафана уймонских женщин сначала был косоклинный, затем круглый лямочный. Множество сборок делало круглый сарафан пышным и красивым. Важным элементом традиционного старообрядческого костюма были пояса и опояски. С момента крещения пояс был обязательным для старовера в течение всей его жизни. Своеобразной была и обувь уймонских жителей. Из выделанной грубой и толстой кожи мужчинам шили короткие и высокие сапоги, женщины носили башмаки. От местных народов староверы позаимствовали удобную и теплую меховую обувь: унты, сшитые из козьего меха вовнутрь и короткие кисы. Из валяной шерсти они сами делали зимнюю обувь — валенки (пимы).
Большой исторический интерес представляет гончарное ремесло уймонских староверов. На Уймоне гончарным делом занимались женщины. Посуда изготавливалась не из одного кома на гончарном круге, а путем наложения валиков (на Уймоне их называли караличками) друг на друга. Такая техника изготовления глиняной посуды называется налепом. Процесс состоял из нескольких стадий. Начиналось все с добычи глины. К глине добавляли чистый мелкий Катунский песок и мяли на грубой холстине, пока не оставалось комочков. Из получившегося глиняного теста лепили валики, которые в 3-5 рядов выкладывались на подготовленное плоское дно. Валики затирались и заглаживались водой для выравнивания боковых поверхностей. Подготовленные изделия подвергали обжигу в русских печах на горящих березовых дровах. Для прочности и красоты использовалась технология обварки: вынутые из печи изделия погружали в теплые отвары пахты, сыворотки, чтобы они кипели. После обварки посуда приобретала красивый черный цвет. Необваренные изделия оставались цвета красной терракоты.
Конечно, сегодня быт староверов Уймонской долины изменился, современная жизнь накладывает на него свой отпечаток. Чтобы вековые традиции не исчезли безвозвратно, уймонцы создают музеи. Интересно, что инициаторами становятся дети, как, например, в селе Верх-Уймон. История музея в этом селе началась с обыкновенного льняного полотенца, принесенного на урок истории. Потом дети начали нести в школу все, что давно вышло из употребления в быту. С помощью всех этих вещей удалось воссоздать обстановку типичной старообрядческой семьи. Помимо этого школьники, опрашивая старожилов, собрали много пословиц и поговорок, заговоров и примет Уймонской долины.
Сюда, в Верхний Уймон, за сотни километров приезжает множество людей, чтобы послушать Раису Павловну Кучуганову - создателя музея, которая обладает удивительным даром рассказчицы. Восхищает, с какой любовью и энтузиазмом отдаёт себя делу сохранения старообрядческой культуры эта женщина.
В течение многих лет Раиса Павловна Кучуганова являясь заслуженным учителем России ездит с мужем (который является директором музея) по деревням Уймонской долины, где издавна селились староверы. Постепенно они по крупицам собирают народную мудрость, воспринятую от дедов и прадедов: поговорки, притчи, сказки, предания. Эти собранные материалы оформлены Кучугановой в несколько книг, которые вызывают у читателей большой интерес.
Музей находится в обычном крестьянском доме, где воссоздана обстановка типичной старообрядческой семьи. Здесь представлены предметы быта, посуда, старые книги и другие интересные экспонаты. Кроме того, в старообрядческих селах Уймонской долины: Мульта, Тихонькая, Верхний Уймон, Гагарка есть действующие старообрядческие церкви, которые также интересно посетить.
В каждом доме старообрядческой семьи обязательно висит икона и горит огонь лампады. Эти люди очень трудолюбивы, они не привыкли сидеть без дела и ждать, что им кто-то что-то даст. Между прочим, кержаки по сей день принципиально не платят государству налогов, но и не пользуются никакими социальными пособиями, даже пенсией по старости. У потомков тех первопоселенцев бытовой уклад сегодня, уже современный. В домах есть и телевизоры со спутниковыми антеннами, и автомобили в гаражах, но современность каким-то чудесным способом вписывается в религиозные рамки кержаков, в их неписанные законы и традиции. Именно поэтому гостей, приезжающих на отдых, и туристов, ищущих приключений, радуют и удивляют не только красота природы, чистота воздуха и воды, но и особая душевность, гостеприимство, неназойливая уважительность, чувство собственного достоинства местных жителей.
Раиса Павловна убеждена: "Только народные традиции смогут донести до нас то, что попирается человеком ежечасно: нравственные категории добра, красоты, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к своей земле и людям, населяющим эту землю".
Источник информации: http://putevoditel-altai.ru http://altai-go.ru

 Адрес музея: Село Верх-Уймон, ул. Набережная, 14
Домашний адрес: Село Верх-Уймон, ул. Набережная, 50
Часы работы: по договоренности. Заказать экскурсию можно по телефону.
Телефон: Раиса Павловна Кучуганова, 8-(388-48)-24-387 (домашний), 8-913-696-05-92, 8-913-696-05-93 (мобильный).

Описание тайника

Содержимое тайника

Эмоции и впечатления

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Mr & Mrs Foxy (13.08.2015 20:40:21)
Посетили музей 10.08.2015 г.
Прослушали экскурсию, жаль не с самого начала попали))
Там же встретили земляков-юргинцев, неожиданная и приятная встреча))
Раиса Павловна очень интересный рассказчик, добрый, мудрый и светлый человек, ее можно слушать часами..
Приобрели книгу и открытки с памятниками природы Горного Алтая)
Рекомендуем посетить музей всем!)) Сами обязательно заедем еще..
Спасибо автору, зачет получен))
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115