Небольшой городок на берегу реки Вятки с домами в два-три этажа, похожий на десятки других провинциальных российских городов, Котельнич, расположенный в 120 км от города Кирова, известен в России и за рубежом благодаря расположенному в его окрестностях уникальному местонахождению древних ископаемых позвоночных - парейазавров и других наземных позвоночных, целое кладбище которых находится неподалеку от Котельнича по правому берегу Вятки.
Предположительно город был основан в 1181 году новгородцами на месте захваченного марийского городка Кокшарова. Котельнич был в составе Вятской Земли. В 6 км от Котельнича выше по Вятке в устье ее притока Моломы располагаются два городища 12-14 веков - Ковровское и Шабалинское. Похоже, что здесь был главный город всей округи, предшественник Котельнича, известный из летописей Колын-Кокшаров-Вятка. В 1391 году за набеги поселившихся в нем ушкуйников он подвергся погрому Тохтамыша и запустел.
Новый город Котельнич был построен вятчанами на месте небольшого древнего поселения в начале 15 века. В 1489 году вместе с другими вятскими поселениями Котельнич вошёл в состав Московского государства, в 1780 году стал уездным городом Вятской губернии. Во второй половине 17 века во времена царя Алексея Михайловича в Котельниче возникла Алексеевская ярмарка. Сюда приезжали купцы из многих городов Европейской России и Сибири, Ежегодно с начала марта до 23-го числа этого месяца город превращался в шумный рынок. На Верхней (Сенной) площади торговали щепным товаром: телегами, колесами, тарантасами, санями, мебелью, которую привозили местные кустари. Чиновник Вятского губернского управления, посетивший ярмарку в 1845 году, оставил такую запись: “Странным кажется то, чтобы в захолустье, небольшом местечке, не имеющем никакой промышленности,… состоящем из 293 домиков, в маленьком городке существовала ярмарка, простирающаяся на миллионы рублей”. На время ярмарки Котельнич имел гостиницу. Торговля проходила обычно за наличные деньги, так как основными покупателями являлись крестьяне.
До нас дошло немного материалов об истории Котельнича. Они не сохранились еще и потому, что город часто выгорал. Древний Котельнич подвергался пожарам в 1686, 1721, 1805, 1905, 1918 годах. А 26 мая 1926 года Котельнич в течение трех часов сгорел на две трети. На протяжении двух километров выгорела вся главная улица, сгорели три церкви, в том числе старинный собор святой Троицы. Губернская газета "Вятская правда" писала тогда: "Большое бедствие постигло нашу Вятскую губернию. 26 мая громадным пожаром уничтожен почти до основания весь город Котельнич. Семь тысяч человек остались без крова. Огонь уничтожил на миллион рублей народного состояния". Писали о пожаре и центральные газеты: "Город развалин напоминает недавние снимки японского землетрясения. Такая катастрофа случается раз в века..." "С холма, где стоит уцелевшая от огня больница, Котельнич напоминает раскопки древнегреческого города, погибшего от стихии тысячи лет назад".
Развивался Котельнич как купеческий город на торговом пути. Удобное расположение Котельнича сделало его в 18-19 веках одним из торговых центров Вятской земли. Ведь город стоял на важном торговом пути, связывавшем Хлынов с Устюгом и Архангельском по рекам Вятке, Моломе, Югу (через волок в районе Осиновца) и Северной Двине. Еще более удобный путь - по Вятке, Каме и Волге - соединял его со средним и нижним Поволжьем. Кроме того, через Котельнич проходили два важных сухопутных тракта - из Москвы и Петербурга на Сибирь. Сюда свозилось множество товаров, которые переправлялись дальше водным и сухопутным путями. С 1870 года на Вятке началось регулярное движение пароходов, и к пристаням Котельнича швартовались двухпалубные пароходы "Москва", "Булычев", а также однопалубные пассажирские - "Сын", "Дед", "Наследник". Железнодорожная магистраль пришла в Котельнич в самом начале XX века.
Строительство железной дороги Вологда-Вятка в один путь проходило с 1902 по 1905 гг. В эти же годы в Котельниче через реку Вятку был построен железнодорожный мост. 1 декабря 1905 года было открыто движение товарных поездов, а 7 июня 1906 года – пассажирских. В начале 20 века через Котельнич из Вятки на Петербург и обратно проходило ежедневно четыре пассажирских поезда, два других, скорых – следовали раз в неделю по субботам и воскресеньям.
В 1912 году в Котельниче был построен водопровод. Водонапорная башня находилась на "горе", там она стоит и по сей день.
В 1920-30-х годах в Котельниче развивались льнопрядильные предприятия и ремонтная база пароходства.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: