Темрюкский маяк [MS/14176]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Краснодарский край
Темрюкский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Голубицкая
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 5
РЕЙТИНГ
4.86Нашли: 24
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Pachita
Создан: 30.08.2013
(отредактирован 03.09.2013)
Компаньоны: Katerin-ka, ~ЛюЛя~

Описание окружающей местности

Темрюкский маяк установлен на высоком берегу юго-восточной части Азовского моря в устье реки Кубань вблизи города Темрюк.

В 1570 году на месте современного города кабардинский военачаль­ник Темрюк Изаров возвел крепость для защиты от набегов крымских татар. С присоединением в 1774 году края к России черноморские каза­ки на месте крепости основали станицу Темрюк, которая в 1860 году получила статус города и порта.

Через порт вывозился главным образом зерновой хлеб, который до­ставлялся в город из соседних Прикубанских станиц. Из-за мелково­дья крупные суда не могли подойти к причалам, поэтому хлеб в мешках грузился у пристаней на небольшие суда, которые доставляли его на рейд к бортам заграничных пароходов.

Документально известно, что первый навигационный несветящий знак был выстроен на подходе к Темрюку в 1860 году. Его установили на западном мысе устья Темрюк-ского лимана. Он состоял из мачты высотой 10,5 м с четырьмя подпо­рами; на верху мачты были укреп­лены шесть горизонтальных реек, составлявших прозрачный квадрат углом вверх.

 

В 1873 году чуть севернее мачты выстроили еще один знак с двумя вертикальными рейками наверху. Образовавшийся створ указывал вход в Темрюкский лиман судам с осадкой не более 2 м.

К концу XIX века значительное количество наносов, оставляемых рекой Кубань, стало приводить к обмелению прибрежной части моря. Обмеление шло настолько быстро, что угрожало отрезать го­род от моря. Поэтому в 1902 году был разработан проект морского канала, изолированного от реки сплошной дамбой и выведенного в море за пределы распространения речных наносов. После заверше­ния строительства канала судоход­ство в районе Темрюка значи­тельно возросло, и в 1912 году было принято решение об установке в этой части Азовского моря классного светового маяка.

Строительство начали в 1913 году и, несмотря на значительное со­кращение финансирования из-за начавшейся Первой мировой войны, завершили в 1916 году. Под руководством подпрапорщика Перекрес-това была построена железная башня цилиндрической формы высотой 7,3 м с фонарным сооружением, в котором был установлен диоптриче­ский светооптический аппарат 3-го разряда, светивший белым группо­вым проблесковым огнем на 20,5 мили.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в Темрюке базиро­вались отряды кораблей Азовской военной флотилии. Маяк обеспечи­вал выходы наших сил на выполнение заданий командования, а также передвижение кораблей и транспортов, осуществлявших эвакуацию войск и техники Северо-Кавказского фронта. Здесь же в декабре

1941 года осуществлялась посадка войск 51-й армии на корабли и суда для высадки десанта на побережье Керченского полуострова.

24 августа 1942 года в порт ворвались фашисты. В ходе боев маяк был разрушен. Освобожден Темрюк был советскими войсками 27 сен­тября 1943 года.

В 1947 году на месте развалин установили временную деревянную вышку с огнем, а в 1957 году построили каменную восьмигранную башню призматической формы с фонарным сооружением. Высота башни от основания 14 м, окрашена в белый цвет, цоколь — в желтый. Высота огня от уровня моря 69 м.

В 1970 году на маяке смонтировали новый светооптический аппа­рат ЭМН-500 с электрическим проблесковым аппаратом МЭП-75, ко­торый светит белым и красным проблесковыми огнями с дальностью видимости до 20 и 13 миль соответственно. На зимний период огонь вы­ключается.

28 октября 1969 года маяк выдержал жестокий удар стихии. В су­мерках на юго-восточное побережье Азовского моря ударил пятимет­ровый водный вал — следствие глубокого циклона, пришедшего издалека. Вот описание очевидца случившегося — смотрителя маяка: "В сумерках с Темрюкского маяка я увидел на северо-западе прибли­жающуюся со стороны моря гору воды. У меня была плохо привязана лодка, и чтобы ее закрепить, я спустился с возвышенного берега, где стоит маяк, к морю. Но было уже поздно. Набежавший вал вырвал из рук цепь и закрутил лодку как пропеллер. Через несколько дней об­ломки лодки нашли на берегу. Я бросился к береговому обрыву и, цеп­ляясь за кусты, успел влезть на обрыв раньше, чем его накрыл водяной вал. Море кипело до вечера, затем начало медленно затихать. Назавтра воцарился штиль, который держался два месяца" [113].

В городе Темрюк даже через несколько месяцев после наводнения везде были видны следы разрушений. Материальные потери были огромны. Каботажные суда, стоявшие у причала Темрюкского порта, были выброшены далеко от акватории порта. Та же судьба постигла рыболовные сейнеры. Был разрушен Темрюкский рыбозавод, многие здания повреждены. Людей спасали вертолетами, лодками и всеми доступными средствами. Очевидно были и жертвы, но о них ле пи сали.

Маяк выдержал этот удар стихии и продолжал указывать путь мо­рякам.

Из специалистов, обслуживавших маяк, особого внимания заслу­живает династия маячников Половых. Ее глава, Иван Дмитриевич, ра­ботал на маяке с 1946 по 1980 год (с 1964 года начальником). В годы войны, будучи командиром манйпуляторного пункта, он участвовал в обеспечении высадки десантов Азовской флотилии на побережье Кры­ма, захваченное врагом. Награжден за храбрость орденом Красной Звезды и медалями. После войны старшина 1-й статьи Половой при­шел на маяк и всю оставшуюся жизнь посвятил ему.

Вырастил он на маяке вместе с женой Валентиной Павловной троих детей, один из них, Анатолий, сменил отца на посту начальника мая­ка. Уйдя на пенсию, Иван Дмитриевич не смог расстаться с маяком и каждое утро появлялся на башне.

Бывший начальник Гидрографической службы Черноморского флота контр-адмирал Л. И. Митин рассказывает: «Украсил как-то Иван Дмитриевич вход в маячный городок стелой с фирменной маяч­ной доской и якорем, да по незнанию не поставил, а положил ее у маяч­ных ворот. Вышел однажды — лежат цветы на стеле, через день — снова цветы. Удивился Половой: "В чем дело?" И случайно открыл не­большую тайну. Маяк стоит на большой дороге, ходят по ней экскурси­онные автобусы. Остановился один, привлеченный красивым видом маяка, экскурсовод сказал несколько слов о маяке и о начальнике его — ветеране, пролившем кровь за свободу Родины и отдавшем деся­тилетия жизни во благо безопасности мореплавания. Похоронен он на боевом посту...»

Вот так слава и память о прекрасном человеке опередили действи­тельность.

И сейчас на маяке работают замечательные люди, достойные про­должатели славных традиций русских маячников.

Автор выражает большую благодарность за информацию Андрею Михайлову.

Описание тайника

Содержимое тайника

Призы для игроков

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

ElLenk@ (08.01.2017 00:59:18)
Тайник был взят 19.06.2016 во время отдыха в Кучугурах.
Брала в два захода. Сначала проезжая мимо посчитала якоря и лучи, ну а на саму закладку поехала на обратном пути, после магазина Магнит.
Заезжала со стороны Голубицкой, и пока дорога позволяла. Дальше пешком. Как я не люблю крутые склоны. Но виды там потрясающие.
Благодарю автора за интересную историю!
SGS (14.09.2016 07:32:13)
К маяку близко не подойти, смотрели издалека. Тайник решили брать бампером. Заехали по дороге со стороны Голубицкой. Исследовали все колючки , но кэш не нашли :( Кругом изрыто и сгоревшее всё.
Serdyuk (20.08.2016 14:19:31)
gremling (11.08.2016 11:52:31)
ivah1 (12.07.2016 22:01:44)
Gonaga (05.07.2016 12:50:44)
tarik616 (02.04.2016 22:16:23)
Marmot & Alise (23.10.2015 22:27:02)
joev (04.10.2015 23:42:35)
zezvlad (14.08.2015 06:30:41)
Vils (01.08.2015 16:04:06)
Вуки (30.07.2015 10:23:36)
Байдерины (27.07.2015 18:15:26)
ПОЖАРовы (27.07.2015 10:22:03)
notprime (24.07.2015 17:47:50)
НЕСЕЗОН (09.07.2015 17:31:06)
Alllex888 (19.06.2015 22:57:48)
Marazm (30.01.2015 14:42:12)
ВОЛХОВЧАНИН (21.10.2014 20:10:18)
ИКаР (28.08.2014 14:48:30)
Zёbra и Бобр (11.08.2014 00:48:33)
HunterLip (10.08.2014 23:37:23)
saf_nn (08.07.2014 12:26:37)
Скиф_СВ (04.07.2014 14:13:10)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118