ПАВШИНО - село на р. Упе в 30 км к западу от Тулы. Возникло в нач. XVIII в. из переселенных туда для работ на построенных неподалеку Н. Демидовым заводах жителей Тулы. Существует предание, что название "Павшино" закрепилось за селением будто бы из-за того, что из Тулы высылались для работ как бы в наказание худшие, низко падшие в нравственном отношении люди. Слово же "Новое" было прибавлено в отличие от существовавшего уже Старого Павшина. Вместе с основанием селения в нем был воздвигнут деревянный храм во имя Воздвижения Креста Господня, вместо которого в 1731 г. построили каменный храм того же наименования с приделом во имя Успения Божией Матери.
СПАШ - древнерусский город, ныне на этом месте, по мнению некоторых исследователей, находится с. Старое Павшино. Впервые упомянуто летописями под 1152 г., причем всякий раз под разными наименованиями (Спадш, Спавш и др.), в связи с феодальной войной на Руси в сер. XII в., когда вел. кн. киев. Изяслав Мстиславич, кн. Изяслав Давыдович и кн. Святослав Всеволодич воевали с суздальским владетелем кн. Юрием Долгоруким: "...и поиде Юрьи с сынмы своими и с Ростовци и Суздальцы и с полкы своимы с ними, тако же и Половцы Орьклюсы и Токсобичи (название половецких орд по именам их ханов.-В. Б.) и вся Половечьская земля, что их ни есть межи Волгою и Днепром, и поидоша на Вятичь и взяша их; также на Мчененск да на Спашь, да на Глу-хов, ту же и сташа..." В XIV - XV вв. наряду с Конино являлся столичным городом самостоятельного удельного Спаш-Конинского княжества, исчезнувшего в сер. XV в.: "...а Конинские князи и Спашские пошли от Торусских, а захудели и извелись от воины татарские..."
Святая вера не иссякает подобно животворящей воде, той же, что струится меж камней на окраине Нового Павшина, где сейчас усилиями Раисы Дмитриевны Шариповой, её семьи и сельских жителей воздвигнут деревянный крест и дубовый сруб купели у источника.
Ещё с давних пор источник этот является святым, ибо открыт он и объявлен животворящим в честь Тихвинской иконы Божией Матери старцем-прозорливцем Сергием, родившимся в Новом Павшине. Сергий вёл отшельническую жизнь, предсказывал будущее, в основном старец свершал пророчества и исцеления в 20-30-е годы XX века. К старцу съезжались отовсюду – и страждущие веры, и хворые, которых Сергий исцелял водой из открытого им источника. Особенно часто приходили к нему не имевшие вестей от близких с фронтов Великой Отечественной войны, родители, сестры, братья, дети, жёны пропавших без вести. Старец свершал молебны – кому за здравие, кому за упокой: как вещала его прозорливая душа... Сергий впоследствии уехал в Тулу, принял там монашество. Похоронен на Всехсвятском кладбище, где сейчас установлена памятная плита. Могила его особо почитается.
Храма-часовни в честь Тихвинской иконы Божией Матери построена по благословению митрополита Тульского и Белевского Алексия, так как храм Воздвижения Креста Господня в самом селе Новое Павшино давно варварски разрушен (сохранилась лишь колокольня, которая сейчас находится в плачевном состоянии).
Источник:
http://новое-павшино.рф/glavnaya.php