Eiserner Steg - Железный мост, построенный в 1869, считается одним из старейших мостов Германии и занимает особое место среди мостов Франкфурта-на-Майне. Наряду с Kaiserdoms, Paulskirche и Römer, Железный мост относится к самым известным памятникам архитектуры города. Не в последнюю очередь из-за его положения, однако, еще больше из-за его силуэта, сочетающегося с видом города, он стал одним из символов Франкфурта.
Построенный за два десятилетия до Эйфелевой башни, с его вогнуто-изогнутой чугунной металлической конструкцией, он воплощает собою прогресс железной архитектуры начинающегося индустриального века.
История его возникновения также необычна. Только благодаря частной инициативе граждан города, а не Городского совета было организованно строительство Железного моста.
Еще в 1835 году один из жителей Франкфурта писал в Городской совет: «… мост для пешеходов существенно облегчил бы связь с левым берегом Майна - Заксенхаузеном и центром города». Старый мост (Alte Brücke) к тому времени уже не мог удовлетворять возросшие потребности горожан, и Городскому совету было предложено построить подвесной пешеходный мост. Обсуждение этого проекта длилось более 20 лет (!), в конце-концов Городской совет отказал в строительстве подвесного моста по финансовым соображениям. И тогда граждане Франкфурта решили действовать сами.
В 1855 году предприниматель J. Rigand предложил Городскому совету Франкфурта построить наплавной разводной мост через Майн, который бы позволил заметно сократить путь между Заксенхаузеном и Франкфуртским рынком. Затраты на строительство, по словам коммерсанта, должны были окупиться взиманием мостового сбора. У этого проекта был только один недостаток – мост было необходимо разводить для обеспечения судоходства.
Наконец, следующая попытка повлиять на Городской совет была предпринята 8 мая 1863 года в журнале "Didaskalia". Необходимость строительства моста объясняется тем, чтобы Старый мост был полностью перегружен движением телег с камнем и пивом. Дело в том, что население Франкфурта активно росло, было развернуто строительство района Westend, а это повлекло за собой рост транспортного потока через Старый мост.
Однако и теперь город Франкфурт не объявлял о своей готовности заказывать строительство новых мостов, все же признавая необходимость такого проекта. В протоколе городского собрания от 11 апреля 1866 сообщается:
«…Законодательное собрание выражает сенату мнение, что постоянный пешеходный мост в районе Schifferstrasse необходим…». И только через два года, 30 июня 1867 года гражданами Франкфурта было учреждено «Gesellschaft zur Erbauung einer eisernen Brücke» - «Общество по строительству моста», собирающее средства для этого строительства по подписке.
Строительство в 1868/69 и перестройка в 1911/12 - «Kaa Brick ohne Schmick»
«Общество по строительству моста» обеспечивало финансирование, планирование и строительство Железного моста. Общая сумма затрат на строительство оценивалась в 120.000 гульденов. Сбор этой суммы был осуществлен продажей паев с процентными выплатами в короткое время. Обратная выплата паев и процентов планировалась в течение 20 лет, обеспечиваясь оплатой мостового сбора. После окончания всех выплат пайщикам мост переходил в собственность города Франкфурта.
«Общество…» поручило разработку проекта инженеру Иоганну Петеру Вильгельму Шмику (Johann Peter Wilhelm Schmick), который также и руководил строительством. Франкфуртское население внимательно следило за ходом строительных работ, тем более, что много граждан, будучи пайщиками, имели свой финансовый интерес в окончании строительства. Это выразилось в традиции прогуливаться по воскресеньям по берегу Майна в месте строительства и критически оценивать ход работ.
После почти двухгодичного строительства, 29 сентября 1869, Железный мост был торжественно открыт. Франкфуртская газета цитирует тогдашнего обер-бургомистра Mumm:
«…Мы надеемся, что это не последняя инициатива граждан нашего города, стремящихся к его улучшению и украшению…».
Далее отмечается, что:
“… Громкое одобрение раздается со всех сторон патриотическим усилиям учредителям сооружения и таланту строителя, господина инженера Шмика, который зарекомендовал себя наилучшим образом…»
В 1874 и 1878 годах инженер-строитель Шмик построил мосты Untermainbrücke и Obermainbrücke, после чего родилась поговорка: «Kaa Brick ohne Schmick» (здесь игра слов – Brick – кирпич, камень, Brücke – мост, т.е. с одной стороны – ни одного кирпича без Шмика, с другой – ни одного моста без Шмика).
Хотя переход через мост изначально был платным, он пользовался большой популярностью. Уже в течение первых 3 месяцев мост пересекли 260 788 пешеходов, что очень много при тогдашнем населении Франкфурта 75 000 человек. Строительство окупилось на 3 года раньше срока, и Железный мост уже 1 января 1886 перешел во владение города.
В 1911/1912 годах была предпринята реконструкция моста. Дело в том, что к этому времени по Майну стали ходить крупные суда, и габарит моста уже не позволял им безопасно проходить под ним. Это становилось преградой для развития судоходства и экономического роста региона. Окончательно решение о перестройке моста было принято после аварии с угольщиком «Валгалла» (Walhalla), который врезался мачтами и рулевой рубкой в пролетные строения моста. Был принят план реконструкции, который включал в себя подъем мостовых конструкций (до габарита 7,6 м), расширение полотна моста до 6 метров. При этом было решено полностью сохранить полюбившуюся форму моста. Реконструкция стоила 300 000 золотых марок и была завершена в 1912 году.
25 марта 1945 и далее
25 марта 1945 Железный мост, также как все другие франкфуртские мосты, был взорван саперами вермахта, с помощью специально предусмотренных на такой случай зарядов, заложенных в конструкции моста. Это должно было приостановить наступление союзников на город. Сообщение центра города с Заксенхаузеном было полностью прекращено. Только паромные переправы обеспечивали снабжение американских войск и населения, и летом 1945 саперы союзников начали сооружение временного деревянного моста через Майн около Kaiserdoms.
Необходимость снабжения города продовольствием и расчистки фарватера Майна заставили восстанавливать мосты как можно скорее. В 1946 году было начато восстановление моста с использованием старых мостовых конструкций, поднимаемых для этого со дна Майна. Стоимость восстановления составила 200 000 рейхсмарок. Наконец, 2 ноября 1946 года тогдашний обер-бургомистр города Вальтер Кольб (Walter Kolb) официально открыл мост.
Со строительством системы каналов Rhein-Main-Donau и строительством нового класса европейских речных судов в 1969 году Железный мост был снова приподнят на40 см. Именно тогда он получил свой теперешний габарит –8 м. Порталы по берегам пришлось приподнять на две ступени.
В 1993 году была проведена полная санация конструкций моста, заменены части, пораженные коррозией, перестроены порталы моста, были установлены новые перила и подсветка. Работы продолжались в течении года и обошлись в 16 000 000 DM. Для обеспечения прохода пешеходов на время ремонта был построен еще один пешеходный мост – Holbeinsteg.
В настоящее время мост облюбован свадебными парами, снимающими на нем альбомы Love Story и вешающими на нем замки-обещания. Именно из-за этого в некоторых путеводителях можно натолкнуться на название «Мост любви», однако он так и остается тем самым Eiserner Steg.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: