Ту-154. "Туполь", "Ту-пятый", "Полтинник", "Тушка" – самый массовый пассажирский среднемагистральный самолёт в Советском Союзе, а до недавнего времени – и в России. Не преувеличивая, можно сказать, что это не просто самолёт – это целая эпоха в истории гражданской авиации нашей страны. Первый полёт опытный Ту-154 совершил в далёком 1968 году, в 1970-м началось его серийное производство, а с 1972 года началась эксплуатация Ту-154 на линиях Аэрофлота, в том числе международных. Всего было выпущено в небо более тысячи "Туполей" в различных модификациях. Массовый выпуск продолжался до 1998 года, но и после этого по заказам ещё строились отдельные машины. Крайний Ту-154 был построен в этом, 2013 году, на чём выпуск этих самолётов завершился. Целых 45 лет производства – мало какой самолёт может похвастаться столь внушительным долголетием!
За долгие годы службы Ту-154 не только перевёзли огромное количество пассажиров и, благодаря реактивным скоростям, сделали более близкими далёкие уголки нашей огромной страны, но и несли военную службу, работали летающими лабораториями, трудились (и по сей день трудятся) в 235-м авиаотряде (ныне СЛО ГТК "Россия"), обслуживающем первых лиц государства, выполняли множество других задач. На базе Ту-154 строились экспериментальные самолёты, в частности, использующие альтернативные виды топлива.
Разумеется, за столь долгий срок "Туполь" не оставался неизменным. Он претерпел ряд глубоких модернизаций, благодаря которым увеличилась его грузоподъёмность, существенно снизился расход топлива, увеличилась дальность полёта, улучшились лётно-технические характеристики, появилось новое пилотажное оборудование.
Но ничто не вечно, а техника – в особенности. К началу 21 века Ту-154, несмотря на все модернизации, морально устарел. Он перестал соответствовать современным требованиям по комфорту, экологичности, а самое главное – по экономичности. Удельный расход топлива у Ту-154 существенно выше, чем у его основных зарубежных конкурентов (Airbus A320 и Boeing 737), что, с учётом постоянно растущих цен на топливо, послужило основной причиной к массовому отказу авиакомпаний от "Туполей", несмотря на то, что лётный ресурс многих самолётов этого типа ещё не был выработан.
В настоящее время Ту-154 всё ещё возят пассажиров, но этих красивых машин становится всё меньше и меньше в российском небе. Вероятно, в самые ближайшие годы "Туполи" полностью уйдут с регулярных пассажирских рейсов, и останутся на службе только у военных и прочих ведомств.
Но, кроме фактов истории и цифр, я хочу ещё кое-что сказать про Ту-154. Пожалуй, каждый, кто видел взлёт "Туполя", согласится, что это невероятно красивая, стремительная и гармоничная машина. Пожалуй, это один из самых красивых гражданских самолётов. Весь его облик, его отточенный силуэт как бы устремлён вперёд и вверх. Его стремительные очертания не оставляют сомнений – "Туполь" и Небо созданы друг для друга. КБ Туполева неизменно следует словам своего основателя - "Что красиво, то хорошо летает", и Ту-154 – яркое подтверждение этому. А звук его двигателей? Его не спутаешь ни с чем. Это не сдержанный шелест и не грозный рёв, как у других самолётов – это же песня, настоящий гимн полёту!
Жаль, что эти красивые самолёты уходят, но всему своё время. К сожалению, в наши безумные годы был уничтожен памятник Ту-154 на ВВЦ и целый ряд памятников другим самолётам-легендам: Ту-114 в Домодедово, Ил-18 в Шереметьево, Ил-14 в Быково… Но памятники не только уничтожаются, но и создаются! В июне 2012 года аэропортом Толмачёво и авиакомпанией "Сибирь" один из выведенных из эксплуатации "Туполей" был установлен как памятник перед въездом в аэропорт. Самолёт б/н RA-85628 появился на свет в 1987 году в Самаре (тогда Куйбышеве) и летал до ноября 2008 года – сначала в "Аэрофлоте", потом во "Внуковских авиалиниях" и с 2002 года - в а/к "Сибирь". За это время он налетал 35000 часов, совершил более 12000 взлётов и посадок – словом, прожил достойную трудовую жизнь.
Установка памятника представляла собой нетривиальную задачу: ведь самолёт предстояло отбуксировать по автодороге общего пользования, а затем с ювелирной точностью развернуть на "пятачке" и закатать на постамент. В частности, для её выполнения с самолёта пришлось демонтировать отъёмные части крыла, а затем установить их обратно уже на месте. Подробный фоторепортаж об этой необычной операции можно посмотреть здесь.
…Теперь всех подъезжающих к аэропорту Толмачёво встречает ушедший на пенсию, но по прежнему гордый ветеран – Ту-154. А в планах аэропорта и "Сибири" установка памятника ещё одной легенде отечественной авиации – Ил-86. Ждём!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: