Памятники наскального искусства являются ценнейшим источником информации о жизни людей в бесписьменные времена. Для изобразительного искусства каждой эпохи и каждого региона характерны художественные особенности и специфический свой набор образов, обусловленные как хозяйственной деятельностью, так и мировоззрением их создателей.
Одной из территорий, богатой памятниками древнего наскального искусства (петроглифами), является Республика Тыва, расположенная в центре Азиатского континента.
На сегодняшний день известно о более чем 70-ти местонахождений петроглифов в республике. При этом довольно обширная серия разнообразных и очень выразительных рисунков относится к эпохе бронзы и раннего железного века. Среди них такие известные памятники, как Мугур-Саргол, Алды-Мозага, «Дорога Чингисхана», Бижиктиг-Хая, Устю-Мозага.
Следует отметить, что петроглифы подвергаются постоянному разрушению, многие из них находятся в критическом состоянии и, возможно, в скором времени исчезнут безвозвратно. Часть из них в настоящее время периодически затапливается водами Саянского моря и очень быстро разрушается.
Недалеко от Кызыла, на правом скалистом берегу Енисея, можно увидеть уникальный памятник древнего наскального искусства известный как "Петроглифы Малого Баян-Кола".
Впервые петроглифы здесь были обнаружены сибирским археологом А.Адриановым в 1881 году. Он срисовал и затем опубликовал несколько композиций, отметив выдающуюся ценность и уязвимость от разрушения памятников древности.
Главная особенность рисунков Малого Баян-Кола – их довольно большие размеры. Наиболее интересны рисунки животных. Если в основном на скалах в Туве фигуры животных достигают 15-25 сантиметровв длину, то баян-кольские рисунки – более полуметра.