Лихоборы - сердце МОЖД [MS/14509]

Дом с совой
Дом с совой
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный,
городской
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Московская обл.
Коптево р-н
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.82Рекомендаций: 1Нашли: 26
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Типовой дом
Типовой дом
Вокзал
Вокзал
Дом начальника станции
Дом начальника станции
Станция Лихоборы
Станция Лихоборы
Автор: SanSanchoz
Создан: 13.11.2013
(отредактирован 04.01.2017)

Описание окружающей местности

   Богата Москва памятниками, известными и не очень. Однако, есть в длинном ряду московских достопримечательностей одна, которую с полным правом можно записать в разряд "неизвестной земли". Это - Московская Окружная железная дорога (МОЖД). То есть, о ее существовании, конечно, знают все, но мало кто может похвастаться знанием каких-либо подробностей. А ведь это - чрезвычайно интересный мир, для большинства современных московских обывателей весьма экзотический. Конечно, так было не всегда, Если открыть путеводитель Н. Н. Останковича по Окружной дороге 1912-го года издания, то можно прочитать следующее: "Московская Окружная железная дорога, являясь одним из грандиозных и красивейших сооружений России, огибает Москву на протяжении 50 верст и проходит по окрестностям Москвы, богатым как историческими памятниками, так и торгово-промышленными вооружениями, причем со многих пунктов дороги открывается прекрасный вид на Москву". Путеводитель этот рекомендовался не только каждому русскому человеку, но и туристу-иностранцу, а также "воспитанникам учебных заведений России в смысле ознакомления с прошлым и настоящим Москвы и окрестностей ее".
   Московская окружная железная дорога – уникальная транспортная развязка, не имеющая аналогов в мировой практике.  Предпосылка её создания стал период промышленного подъема. Московский железнодорожный узел был загружен до предела, очередь из вагонов на разгрузку выстраивалась на несколько верст. Передача транзитных грузов по территории Москвы шла гужевым транспортом и, соответственно, крайне медленно, да и накладно. Для упрощения и удешевления перевозок решено было проложить кольцевую железную дорогу с большой пропускной способностью – двухколейную.  Идея создания окружной железной дороги начала витать ещё в далёком 1869 году. Из 13 проектов воплотили в реальность девятый проект инженера П.И. Рашевского лишь в начале XX века. Николай II начертал на титульном листе проекта: «Дорога должна иметь своеобразный первопрестольной столице вид». Для воплощения «образцово-показательного» проекта были задействованы лучшие профессиональные умы России. Технической стороной дела руководил глава мостостроения Н.А. Белелюбский и выдающийся профессор Л.Д. Проскуряков. Архитектурно-художественной стилистикой всех станций, дорожных сооружений, порталов мостов занимался профессор Императорской академии художеств  А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (ГУМ). Он выбрал для построек стиль модерн, что было созвучно аналогичным комплексам городских железных дорог в крупных европейских городах – Вене, Берлине, Копенгагене и других. Однако европейская модификация стиля сочеталась с мотивами древнерусской архитектуры.  16 марта 1902 года были начаты работы по сооружению Окружной дороги, а 19 июля 1907 по ней прошёл первый поезд. Регулярное пассажирское движение было открыто 20 июля 1908. Один из первых  машинистов   Окружной   дороги  вспоминал: «В 1908 году повели мы здесь первые поезда. Странно было мне тогда, прямо скажу.  Дорога   Окружная  – опоясывает большой город, а почти всюду леса. Да еще какие! – Ведешь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается – такое безлюдье кругом». Кольцо связало исторические пригороды Москвы, крупные фабрики и заводы, снизило нагрузку на центральные станции.  Дорога предназначалась  для грузовых перевозок, а также  для перевозки пассажиров, в том числе для экскурсионных поездок вокруг столицы. Все ее четырнадцать станций с прилегающими к ним многочисленными сооружениями и два остановочных пункта возведены по единому архитектурному замыслу. Станционные строения различны  по характеру форм и деталей, но, не смотря на это, все они объединены в уникальный ансамбль близких по стилю построек. Этому единству способствуют и небольшие по нынешним понятиям размеры построек, их камерность, соизмеримость деталей с общими объемами. Изначально здания сооружались из красного кирпича с белыми деталями и черепичными крышами. Интерьеры служебных и жилых зданий были выполнены с большим вкусом, согревали их голландские и русские печи, изысканная мебель из дуба, часы "электрические и пружинные" были поставлены фирмой "Павел Буре". Несмотря на типовые проекты многих зданий, каждая станция — это как бы концентрированный архитектурный образ особенностей той местности, где она располагалась. В целом МОЖД не только памятник истории и культуры, но и уникальный архитектурный ансамбль в стиле русского модерна.
   Главной и самой крупной станцией дороги стала Лихоборы. Через неё осуществлялась передача грузов  с Николаевской (теперь Октябрьской) железной дороги. Станция названа по деревням Верхние и Нижние Лихоборы, между которыми прошла железная дорога.  Здесь,  помимо пассажирского павильона были выстроены мастерские для ремонта паровозов и вагонов, депо с поворотным кругом, нефтекачка, кузница, дома управляющего дорогой, машинистов, продовольственный пункт для нужд военного ведомства, выстроены жилые дома и другие строения. Высоко поднятая на искусственном холме водокачка как бы вторила своим оформлением въездным готическим башням  усадьбы Михалково, которая находилась рядом со станцией. В последующие годы посёлок интенсивно развивался. В октябре 1917 года в поселке были открыты высшая начальная школа и четырехклассная гимназия. Первый на Московской Окружной детский сад "Октябренок" был открыт в 1918 году. В 1920-х годах железнодорожники построили клуб, в 1935 году на его месте был выстроен новый Дом культуры со зрительным залом на 650 человек. В 1923 году в Лихоборах была открыта небольшая больница, постепенно расширявшаяся. Строились детская и женская консультации, молочная кухня, врачебный пункт. В 1935 году построена новая больница. Возвели стадион «Локомотив», строили новое жильё для сотрудников. В годы Великой Отечественной войны часть коллектива ушла на фронт, оставшиеся люди бессменно работали сутками и более для Великой победы. Благодаря большому путевому развитию станции и прилегающих территорий целый район в советское время  носил название «Железнодорожный».  Большинство зданий на станции Лихоборы, да и по всей МОЖД хорошо сохранились и охраняются государством.  С 1934 года железная дорога используется только для товарных целей. Спустя годы с увеличением границ города, кольцо оказалось в центральной части мегаполиса. Население Москвы возросло многократно. Ещё в 1969 году намечалась реконструкция с переводом её на пассажирское движение, позже ещё  было несколько проектов, но только в наши дни осуществляется проект электрификации дороги и интенсивного пассажирского движения – типа открытого метрополитена, с дополнительным устройством 20 новых станций и транспортно-пересадочных узлов с переходами в метро и железнодорожные направления. Сможет ли решить МОЖД создавшуюся сложную проблему пассажирских потоков – покажет время.

   Предлагаю познакомиться с архитектурой одной из самых сохранившихся станций железной дороги – Лихоборы.
   Доехать  можно от метро Войковская трамваями 23-го и 30-го маршрутов до конечной остановки «Михалково»

   Для тех, кому информации показалось не достаточно, рекомендую посетить мой тайник на второй по значимости станции МОЖД - Угрешская, а так же можно попробовать договориться с руководством локомотивного депо «Лихоборы» и посетить музеи Окружной дороги. Здесь каждый найдёт для себя много интересного.

Литература:
НАУКА - это ЖИЗНЬ. АРХИТЕКТУРНАЯ ВЯЗЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Кандидат архитектуры Т. КУДРЯВЦЕВА. Валерий Брок "ЖД дело" 1-4/97 и другие публичные источники

Описание тайника

Содержимое тайника

Блокнот и карандаш.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Зажигалочка (12.02.2017 17:00:50)
Тайник взят 10.02.17 в компании с Solo и Vladом374. Хорошо, что у меня и у Серёжи часть шагов была ранее пройдена, иначе запутались бы в темноте. А Володя только посмеивался " ищите- ищите". С трудом, напрягая зрение и споря, пришли-таки в один замечательный дворик, по дороге завернув на финалку Станции Лихоборы. В темноте долго искали кормушку, блуждая по двору и нифига не видели. А потом... Нашли! Только отписываться начали, а тут и сам Автор тайника появился со своей миникешершей Настенькой. Под его бдительным оком и оставили запись в блокноте. Спасибо автору за приятный тайник и рассказ об исторически интересных местах, а всей компании - за отличную прогулку!
Solo (11.02.2017 08:52:23)
Взял половину маршрута еще летом на лигераде. Добил тайник вчера в компании Влада374 и Зажигалочки после Коптево. На месте закладки встретились с автором и пошли делать новую закладку в симпатичном домике и заодно слушать эскурсию.
Спасибо автору, наконец я его завершил.
Vladsc (23.11.2016 23:24:27)
redbrick (26.09.2016 23:49:50)
SanSanchoz (11.09.2016 17:48:43)
Steelrat (27.08.2016 21:59:27)
gremling (24.07.2016 11:51:31)
Simba (11.06.2016 16:39:58)
Vlad374 (01.11.2015 02:01:10)
1kon (01.11.2015 01:46:47)
Огнезвезд (01.10.2015 21:09:33)
SashaD (20.09.2015 18:14:25)
parowozik-tr-tr-tr (18.07.2015 00:56:07)
Магда@Джой (17.07.2015 22:48:20)
Fun GPS route (30.04.2015 22:31:05)
SanSanchoz (22.03.2015 10:39:25)
mmm1863 (15.03.2015 20:54:42)
Univega (12.10.2014 21:06:21)
ЖЖ и Chuma (18.08.2014 11:24:22)
BearAndSqurrel (15.08.2014 00:56:09)
iGorash (10.05.2014 19:34:51)
Leshiy1 (11.03.2014 22:10:43)
GAB (26.02.2014 14:24:16)
delia и shimp (22.02.2014 22:50:04)
Кирр (24.12.2013 13:12:10)
N-i-k-s-o-n (08.12.2013 23:01:01)
Сергей Б. (17.11.2013 22:29:23)
Dionisiy (16.11.2013 14:23:51)
Hen (14.11.2013 16:13:20)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117