"Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе..."
А.Барто
На нашем сайте уже есть тайники посвящённые передвижке домов. И некоторые описания начинаются как раз с этого самого стихотворения Агнии Барто. В тридцатые годы в Москве было передвинуто несколько десятков домов. Когда в принципе начали передвигать дома? Точно сказать тяжело. Наверное давно. Точно утверждать можно только о том, что сохранилось в документах. Так нам достоверно известно, что ещё в 1455 году Аристотель Фиорованти передвинул колокольню церкви Санта-Мария Маджорне вместе с колоколами больше, чем на десять метров. В Москве до революции тоже были случаи передвижки домов мешавших новому строительству. Но после революции эти передвижки приняли массовый характер. В 1936 году специально для этого в Москве даже была создана специальная контора – «Трест по передвижке и разборке зданий». Для тренировки в январе 1937 года работники треста передвинули в Апрелевке небольшой домик завода грампластинок весом «всего» в 670 тонн. Затем в районе Серебряного Бора было передвинуто ещё пять небольших домов, которые мешали работам по спрямлению русла Москвы-реки. Именно там впервые отрабатывались приёмы «нелинейного передвижения» - движение по кривой, развороты. Именно там впервые применили для передвижки домов гидравлические домкраты. Однако работы производились зимой и поэтому в домкраты был залит спирт. А на спрямлении русла Москвы-реки работали в основном заключённые. В первую же ночь, не смотря на вооружённую охрану, весь спирт был с домкратов слит. Правда злые языки поговаривали, что зеки тут не при чём, мол это у охраны рыльце в пушку. Но администрация решила не повторять прежних ошибок и вместо дешёвого спирта залила в домкраты дорогой глицерин. Первым по настоящему крупным объектом передвижки стал дом №77 по улице Осипенко (сейчас Садовническая улица). Это Г-образное в плане здание оказалось в центре съезда строящегося Краснохолмского моста. Причём здание решили разрезать пополам. Одну часть оставить на месте, а вторую передвинуть и при этом повернуть. А получившийся промежуток между ними застроить. При этом здание находилось в пойме реки на заболоченных грунтах. Главный инженер участка, которому были поручены работы, назвал проект авантюрой. Но его мнение не играло никакой роли. Пришлось увольняться. Дом передвигали по 37-ми железнодорожным путям в течение семи дней. Причём передвижка производилась без отселения жильцов и без отключения всех коммуникаций. Дом ехал, а нём был свет, газ, работали водопровод и канализация. Правда после того, как отключили временные коммуникации и подключили постоянные, начались неприятности. Спустя полтора года после переезда жильцы жаловались на то, что у них до сих пор нет газа. По окончании работ из-за слабости несущих грунтов под фундаментом здания, вагонетки, на которых переезжал дом и рельсы под ними не демонтировали, а забетонировали и оставили в подвале дома. Там же до сих пор находится и мощная стальная рама, на которой этот дом и переезжал. А 25 декабря 1967 года под домом произошёл страшной силы взрыв. Был поздний вечер и все жильцы уже были дома. Поэтому количество жертв было просто огромным. Машины скорой помощи со всего города не успевали вывозить убитых и раненых, которых откапывали из под завалов пожарные. По техническим причинам долго не могли отключить отопление, поэтому клубы пара застилали всю округу. Тяжёлая техника подошла только к утру. А всю ночь завалы разбирали вручную сотни спасателей, привезённых со всего города. По некоторым данным в ту ночь погибло до 140 человек. До сих пор нет единого мнения о причинах взрыва. Кто-то говорит об утечке бытового газа. Мол дом неравномерно оседал из-за слабых грунтов, прорвало газовую трубу и рвануло. Но многие серьёзные инженеры говорят, что на газ это не похоже. Мол, сильно смахивает на подвижки над тектоническим разломом. Известно же, что Москва стоит на древнем разломе, который проходит примерно по руслу Москвы-реки. То есть примерно под этим домом. Мол тектоника всё это, а газ и последующий пожар это уже следствие, а не причина. Так до сих пор и нет единого мнения о причинах той трагедии. Хотя в официальных документах, разумеется, фигурирует версия о взрыве газа. Взорванную часть дома (ту которую не перевозили, а оставили на старом месте) восстанавливать не стали. Осталась только та часть дома, которая переехала, и где в подвале на железнодорожных путях до сих пор стоят замурованные в бетон вагонетки.
При оформлении описания тайника использованы фотографии старой Москвы с сайта «Фотографии прошлого» http://www.pastvu.com/
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: