19 января Русская православная церковь празднует Крещение Господне. Праздник посвящен Крещению Иисуса Христа в водах реки Иордан Иоанном Крестителем. Во время Крещения, согласно всем четырём Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Глас с небес, который провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение».
Так описывается Крещение в официальных источниках, но когда я был маленьким, я ничего об этом не знал. Зато знал, что каждый год, через несколько дней после Старого Нового Года, когда ёлочные игрушки вновь отправлены на чердак в годовую ссылку, а осыпавшаяся лесная красавица стоит косо воткнутой в сугроб во дворе, меня ждет еще одно приключение. Вечером бабушка складывала в сумку несколько пустых бутылок, брала меня за руку, и мы шли с ней за Святой водой в церковь. На улице была прекрасная зимняя морозная погода, а на небе блистали тысячи звезд. Для меня этот поход был реальным приключением, как будто сказка стала реальностью. Я не понимал смысл данного ритуала, хотя бабушка и рассказывала мне о празднике, но мне было всё равно - значение имело само приключение! И теперь, несмотря на то, что детство далеко позади, я помню эти волшебные впечатления. Мы шли на остановку, садились в трамвай, где собиралось немало народу, и все также как и мы, несли с собой пустые бутылки. На Оборонной все дружно выходили из трамвая, и шли к церкви Двенадцати Апостолов. Это название я помню с детства. Несмотря на то, что кранов для воды было много, очередь всё равно была. Набрав воды, мы шли в церковь, ставили свечки, потом немного гуляли по обустроенной территории храма, после чего отправлялись в обратный путь. С тех пор Крещение прочно ассоциируется у меня с храмом Двенадцати Апостолов. Теперь я уже далеко не ребенок, и бабушки давно не стало, а за водой на Крещение я хожу лишь туда. Так было и в этот раз, 19 января 2014 года мы приехали погулять по территории храма и набрать несколько бутылок Святой воды.
Интересна история храма, приводимая в книге Р. Р. Лозинского «Страницы минувшего».
На южной, так называемой «Воронежской», окраине г. Тулы, «близ Конной площади», в 1898 г. был поставлен первый деревянный храм в честь Святых Двенадцати Апостолов. В «Клировых ведомостях» за 1907 г. об этой церкви сказано: «Деревянная церковь пожертвована церковным старостой села Никольского на реке Упе, Одоевского района, с согласия причта и прихожан. Перевезена в Тулу и установлена на Конной площади с добавлением нижнего леса». Церковь освящена 17 декабря 1898 г. епископом Тульским и Белевским Питиримом. Любовь наших предков к храмоздательству побудила их построить новый, большой каменный храм, который был заложен 8 июля 1903 г. тем же епископом Питиримом рядом с деревянной церковью Двенадцати Апостолов. До наших дней небольшая часовня у западных входных дверей храма ограждает место святого престола прежнего деревянного храма. Деревянная церковь была вновь разобрана и перевезена в 1908 г. в село Товарково Богородицкого района. Постройка каменного храма была закончена в 1908 г., а колокольня окончательно выстроена в 1909 г. (до этого в ограде стояла временная звонница на четырёх столбах). Строителем храма считается местный кондитер Василий Евлампиевич Сериков (умер в 1919 г.), прах которого покоится у южной стены храма. Несмотря на то что современное здание храма построено только в начале XX столетия, оно состоит в списке архитектурных памятников города, охраняемых государством. В 1912 г. при храме были церковно-приходская школа, в которой обучались 9 мальчиков и 15 девочек, и рядом приходская богадельня для престарелых на 5 человек. Оба эти здания и сейчас стоят при входе в церковную ограду со стороны улицы П. Алексеева. Пять луковицеобразных куполов крупного размера, поставленных на массивный куб из добротных красных кирпичей, составляют архитектурную композицию храма. Этот стиль является характерным для многих храмов средней полосы России, а невысокая кирпичная шатровая колокольня, примыкающая непосредственно к храму, со множеством кокошников и других украшений, дополняет общий ансамбль. Наличники окон (каждое окно обрамлено двумя пилястрами с капителями и завершено шлемовидной аркой), кокошники, балясины, аркатурный пояс (сделаны из белого известняка или окрашены в белый цвет) по кирпично-красному фону храма образуют белокаменное кружево, подчёркивая строгость и монолитность архитектурных форм, массивность и вместе с тем лёгкость и изящество всего строения. Храм трёхпридельный: центральный — во имя Святых Двенадцати Апостолов, правый посвящён Святителю Николаю Чудотворцу, а левый — Великомученице Екатерине. Иконостас деревянный (в центральной части трёхъярусный, а в боковых приделах двухъярусный), позолоченный, богато украшен резьбой. Шесть больших и три средних резных киота в стиле иконостаса в центральном нефе составляют единый ансамбль и придают необыкновенно радостный и нарядный вид интерьеру храма. Это впечатление усиливается ещё тем, что полы храма, алтаря, солеи и широкая дорожка посредине храма от входных дверей до амвона — всё это выложено многоцветной, прекрасно подобранной цветовой гаммы метлахской плиткой. У западных врат храма на чугунных столбах сооружены хоры, на которых располагаются певцы правого хора. Стены храма расписаны художественными изображениями и растительным орнаментом. Копии картин многих известных художников украшают храм: В. М. Васнецова (Распятие, князь Владимир и равноапостольная Ольга), проф. Маркова (Господь Саваоф), проф. Сорокина (четыре евангелиста в парусах храма), Гофмана (12-летний Иисус среди учителей, спасение утопающего апостола Петра, проповедь Христа из лодки), Плокгорста (Христос у Марфы и Марии, Вход Христа в Иерусалим, Христос благословляет детей) и другие. К чтимым святыням храма относятся: икона Страстного Спасителя, иконы Матери Божией Тихвинской, Успения (над царскими вратами главного алтаря, спускаемая на чтение акафистов в Успенском посту), Святителя Николая — перенесены из тульского Успенского женского монастыря; икона Божией Матери «Троеручица» — из церкви Великомученика Георгия на Ржавце, икона Божией Матери Боголюбской — из церкви Флора и Лавра, деревянный крест, полученный из Иерусалима.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: