На краю света [TR/15002]

Тип: Традиционный
Класс: Природный
Размер: Нормальный
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
(отредактирован: 14.08.2023)

Описание окружающей местности

«Здесь начинается день».

Место пересечения 180 меридиана и границы Северного Полярного круга. 180 меридиан является международной линией перемены дат. Только вдоль этого меридиана можно встретить и проводить новый день первыми и последними на земном шаре. 180 меридиан делит земной шарик на западное и восточное полушария. Только в двух местах 180-й меридиан идет по суше – это Чукотский полуостров и о-ва Фиджи в Тихом океане. На острове Тавеуни (Фиджи) меридиан помечен памятным знаком. На одной стороне памятника – «сегодня», на другой – «вчера». На Чукотке же пока только столбики с табличками, и то они находятся чуть дальше от самого фактического пересечения. Но ничего, фундамент под капитальную стелу уже залит, и скоро у нас будет свой памятный знак, куда, надеюсь, более интересный, ведь здесь в одной точке встречаются два важных географических разделения.

Хотелось, конечно, клад заложить непосредственно в пересечении (какие бы были красивые координаты: 180°00 00, 66°33 44), но когда увидел, где оно, что-то как-то передумал. Кем-то на крутом склоне безымянной горы на высоте примерно 780 метров пересечение указано крестом, и оно хорошо наблюдается с места закладки. Отличное место на земном шаре для встречи нового дня.

Прогулка 2013.07.03-16 «Секрет Чукотки». Четыре года ожидания, удачное время для отпуска, 14 дней, 20000 км пути, 114 т.р. денег.

Описание тайника

Поддержи игру!

Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Sirena (02.08.2023 19:04:37)
Целью моего двухнедельного отпуска в этом году стал поход на край света, как бы пафосно это ни звучало! Правда поход выдался очень коротким, хотя и запоминающимся. Красоты природы, переходы речек вброд, встречи с дикими животными, ночёвки на уютных полянах возле ручьёв вызывали восторг, вырабатывали адреналин, настраивали на романтичный лад)
Ну а все подробности нашего путешествия и восстановления тайника уже написал DisaV.
DisaV (19.07.2023 02:42:37)
Конечно же, этот тайник сразу привлёк моё внимание, как только появился на сайте. Но описанная уважаемым Автором морока с пропусками и прорисовкой маршрута для пограничников, неопределённость с транспортом, а главное, указанная "цена вопроса" (114 тысяч для 2013 года) заставили отложить мысль о посещении тайника на неопределённое будущее...
И неизвестно, когда это "будущее" наступило бы, если бы 1 марта нынешнего года Юля Das Boot не скинула мне ссыль на сей тайник (ей очень понравился авторский рассказ о путешествии) в том контексте, что пора бы уже геокэшерам добраться до места. Ну, тут уж "я вспомнил, где я не был, о чём мечтал"... При ближайшем рассмотрении оказалось, что поездка "на край карты" вовсе не так затратна: 20 тыс. на самолёт до Анадыря и 7 тыс. на т/х "Капитан Сотников" до Эгвекинота, а чукотскую погранзону вообще отменили ещё в 2018-ом... А если вспомнить, что кое-кому на работе раз в 2 года полагается оплачиваемый проезд к месту проведения отпуска, то получается почти халява.)
Sirena, в свою очередь, взяла пару недель отпуска, согласовав даты с расписанием теплохода на Эгвекинот...

Вот таким образом мы 11 июля оказались в Анадыре, а вечером 12 июля сели на судно до Эгвекинота. Пассажирский салон "Капитана Сотникова" оборудован удобными сидениями самолётного типа. Едется комфортно и быстро: 15 часов спустя, в начале десятого утра 13 июля, мы уже заходили в порт Эгвекинота. Пора гулять по Западному полушарию! :)
Безмятежная гладь залива Креста окружена высокими крутыми сопками, по вершинам которых стелется низкая облачность, влекомая южным ветром с океана... Сам посёлок Эгвекинот аккуратный, как с картинки. Красота!.. Местность резко отличается в лучшую сторону от болотистой равнинной тундры Анадыря.
Спрыгнув с парохода и поприветствовав местных портовых евражек, мы немного ознакомились с посёлком и его магазинами и двинули своей дорогой, мимо аэропорта и посёлка Озёрный, на север.

Весна (май-июнь) в этом году выдалась затяжная, прохладная - снега в горах до сих пор немало, поэтому реки, подпитываемые тающими снежниками, нетипично для середины июля полноводны.
Через первую водную преграду, реку Дорожная, пересекающую путь после поворота на рудник Валунистый, мы перебрались по старому разрушенному деревянному мосту - Оля пока ещё не хотела мочить ноги.) Но дальше на пути лежала значительно более серьёзная преграда - река Эрвыкыннотвеем, где ноги замочить всё-таки пришлось. :) Если серьёзно, то на её правый берег перебрались с большим трудом, ибо стремительное течение сбивало с ног.
А вот на втором дорожном броде, выше по реке, где уклон русла становится больше, а течение сильнее, мы уже не смогли преодолеть Эрвыкыннотвеем, поэтому продолжили путь по правому берегу, по склону горы, решив переходить реку значительно выше, где уже не должно быть столь бурного и глубокого потока... К вечеру мы миновали крутые склоны и повернули к востоку. Палатку на ночёвку поставили на уютной тундровой поляне (N66° 31.716' W179° 24.119') в верховьях Эрвыкыннотвеема, между его ручьями-притоками, у северного подножия горы Большой Матачинай.
А утром 14 июля спокойно перешли Эрвыкыннотвеем напротив этого места и продолжили путь по дороге.
Через 3 километра основная трасса уходит к северу на огромную петлю, а прямо, через перевал, ведёт заброшенная лет 6 назад срезка, уже непроезжая для колёсного транспорта по причине размытого на спуске ручьём дорожного полотна, зато прекрасно проходимая пешком.
Ну вот, идём мы, значитца, по этой дорожке, вдоль горы с забавным именем Ошибка, и тут Оля, обернувшись назад, видит трёх зверей, быстро бегущих по берегу озера к дороге, по которой мы недавно прошли... Первая мысль, что это медведи. Но вид какой-то не такой, необычный. Сделав фото с зумом, Оля заявляет, что это не бурые медведи, а... белые. :) Потом говорит, что нет, это полярные волки!)) "Волки" от нас достаточно далеко, и непонятно, в какую сторону повернут, добежав до дороги, но если за нами, то в течение считанных минут будут здесь. Скорость и целеустремлённость их движения немножко нервируют. На всякий случай я снимаю рюкзак, достаю и собираю весло (благо пакрафт с собой) - наше единственное оружие от потенциально агрессивных обитателей лесотундровых прерий. :) Взяв у Оли фотик, смотрю на увеличенный снимок: так это же росомахи! Ни разу не встречал их в дикой природе, а тут сразу 3 штуки. Говорят, что зверьки опасные, и их трудно увидеть в лесу... Но здесь, в тундре, обзор на много километров - много кого можно увидеть, если присматриваться.)
К счастью, добежав до дороги, росомахи поскакали не в нашем направлении. Мы также продолжили путь, поспешив скрыться за рельефом местности...
Не успели мы пройти и пары километров после встречи с росомахами, как я увидел впереди на противоположном склоне, за парой небольших ручьёв, крупного бурого мишку светлой окраски, пасущегося прямо возле нашей дороги. Я принялся орать, чтобы он нас заметил и ушёл, но медведа эти крики не особо впечатлили - он только посматривал в нашу сторону. Тогда мы принялись обходить его, заходя с наветренной стороны. Мишка тоже начал движение и перешёл речку, заходя под ветер, так что ветер стал дуть от нас на него... Тут он сел, подумал-подумал, и, наконец всё расчухав, чесанул в противоположном от нас направлении.)) Умный медведь - верное решение.
Но это была не последняя встреча с животными на столь коротком отрезке пути. Поднявшись на перевал, мы увидели в снегу оленьи следы, а затем и самих северных оленей, стадо голов в 20. Плотной группой они поднимались на перевал, настороженно посматривая на нас, тогда как мы начинали спускаться.
Мы уже стали шутить: кого увидим следующими?) Но животных на этой "срезке" больше не попалось, а на выходе на основную дорогу встретили людей. Там стоял синий вагончик, к которому по трассе, в попутном нам направлении, как раз подъезжал УРАЛ, вахтовка с рудника. Мужики, как я понял, занимались установкой дорожных знаков. Мы поприветствовали их, сказали, что идём к пересечению, и пошли дальше. Вскоре вахтовка тронулась. Догнав нас и остановившись, мужики предложили подбросить десяток километров по трассе до "50 км" - до реки Тадлеоан, вдоль которой лежит остаток пути (чуть более 10 км) к памятнику у точки пересечения 180-го меридиана с полярным кругом. Таким образом, с 41-го по 50-ый километры дороги на рудник мы проехали, сэкономив парочку ходовых часов. Мужики потом сказали, что по дороге видели медведя, но мы его из кунга не заметили.
И вот нам остаётся "финишная прямая", ведущая в юго-западном направлении: к Северному полярному кругу и восточному пределу Восточного полушария. На карте вдоль реки нарисована дорога до памятника, но дороги как таковой там нет, да она и не нужна. Легко идётся и так. Кстати, недалеко от трассы, в районе ЛЭП, попадаются поляны вкусного и полезного дикого лука (нарвать его мы удосужились только на обратном пути)).
На подходе к цели путешествия увидели впереди ещё одного медведя, тёмненького. На этот раз мы сразу пошли на ветер - мишка вскоре учуял опасное существо, человека, и умчался подальше в гору...

Вскоре мы увидели в отдалении тот самый памятник - огромный бетонный диск с центральным отверстием (aka "бублик" или "шайба"). С этого ракурса, в профиль, он казался столбиком.
Когда по прямой до точки тайника оставалось 2,3 км, мы перешли очередную речку (название которой уж не подскажут карты, ибо на всех доступных мне картах она попросту отсутствует) и поставили палатку на её ровном тундровом берегу (N66° 34.804' W179° 58.696'), чтобы далее гулять по местности налегке. Надо сказать, что глазомер меня здесь здорово подвёл: казалось, что точка тайника "падает" на сыпуху ближнего склона ближайшей горы, а на деле оказалось, что точка за этой горой и ручьём, на склоне следующей сопки (хотя в принципе это, конечно, ничего не меняло - просто обошли ещё одну гору).
Тут мы, наконец, добрались до стыка полушарий, где встречаются "сегодня" и "вчера": удивительное ощущение. Понятно, что это лишь условная линия на глобусе, зависящая от точки отсчёта (Гринвич, в нашем случае), но пересекали по суше эту линию немногие, в отличие от банального [Северного] полярного круга. Я позабавлялся глюками Locus'а, не умеющего работать со 180-ым меридианом: когда покидаешь пределы полушария, навигатор тебя просто "теряет", указатель местоположения замирает на точке пересечения границы, и для корректного позиционирования в новом полушарии требуется перезапустить навигацию. Ну а расстояние до собственной палатки, находящейся в километре, за невидимой на местности чертой, прога оценивает почти в 16 тысяч км.))

Что касается Авторского тайника, то, увы - по заданным координатам отсутствует крупный чёрный камень, изображённый на фото. Ландшафт в точности совпадает с панорамной фотографией, и в окрестностях есть несколько подобных камней, но все не те. Сыпуха здешняя имеет вид "живой" и нестабильный. Когда камни стабильно лежат в одном положении много лет, то покрываются сверху ковром лишайников и мхов, здесь же этого нет. По склону видны рытвины, борозды как от движения тяжёлых объектов...
Возможно, "наш" камень засыпало мелкими камушками, а возможно, и сам он под давлением масс снега в течение этого десятилетия сполз к ручью... Как уже написал, в июле 2023 в горах много снега - значительно больше, чем в июле 2013 - ниже места закладки и по ручью снег пока ещё не стаял и посмотреть там у нас возможности не было. Если тайник до сих пор не уплыл по ручьям и рекам в направлении океана, то лежит где-то по этому склону, частично или полностью засыпанный камнями. Пусть следующие посетители всё же попробуют его поискать и перепроверить мою информацию. Шанс найти авторскую закладку мизерный, но исключать его я не имею права. Для себя же сделал вывод, что нельзя закладывать тайник на сыпухе, даже у "надёжного" камня, как нельзя закапывать его в морской песок на берегу...
Теперь нужно сказать о точности: Автор разместил свою закладку практически точно в месте пересечения меридиана с полярным кругом (N66°33.733'), всего в 45 метрах южнее и незначительно западнее. Крест же на крутом склоне горы, о котором он пишет (кстати, отмеченное крестом место в наше посещение также было под снегом) находится гораздо южнее - предполагаю, авторы креста руководствовались грубыми координатами "круга": N66°33'. Возможно, крест был изображён одновременно с заливкой фундамента под будущий памятник, как раз для того, чтобы впоследствии на него смотрели через "визир" памятника, но энто уже мои домыслы.

Перед нами встал вопрос, где же восстанавливать тайник... Осыпные склоны, ручей - всё это не годится. В точке пересечения географических линий - совершенно такая же "сыпуха", как в точке авторской закладки.
Мне хотелось, чтобы новая закладка находилась точно на линии 180°00.000' долготы максимально близко к линии полярного круга. Единственный вариант - подобрать место среди скальных останцев на склоне горы чуть севернее. Этим мы занялись на следующий день (14 июля в Западном полушарии и 15 июля в Восточном)), а оставшуюся часть вечера посвятили посещению памятника (он установлен довольно далеко от точки пересечения, в N66° 34.553' E179° 59.400'). Сооружение весьма капитальное для дикой местности. Как раз и солнце красиво подсветило его с северо-запада.
Следующий день у нас был полностью свободен, и мы употребили его на прогулку по красивой безымянной горе, ближайшей к палатке, метров 800-900 высотой, останцы на склонах которой напоминают широко известную "долину привидений". Поднялись с севера, прошли через вершину, с запада спустились. Виды с вершины обалденные и, если бы не привязка тайника к 180-му меридиану, там бы мы новый контейнер и заложили бы. Однако же 180-й пересекает западный склон горы, ближе к подножию, и именно там, в скальных останцах, я принялся искать подходящую нишу для коробки. И нашёл отличное место аккурат на меридиане! Тайник спрятан в подножии скального выступа, за отколовшимся куском камня (фотки добавлю позднее). Был доволен так, будто сам нашёл тайник.)) А эти координаты помню наизусть: N66°34.145' 180°00.000'. 760 метров к северу от полярного круга. :)

Миссия была выполнена. По краю карты погуляли, по горам полазили, тайник восстановили.)
16 июля двинулись в обратный путь. Здесь тоже не обошлось без маленького открытия. На широкой плоской террасе между рекой Тадлеоан и её притоком, в N66° 35.763' W179° 53.640', Оля нашла фрагмент посуды, похожей на фарфоровую, с синей и золотой росписью. Судя по поросшим лишайником граням, осколок лежал здесь очень давно. Вообще, местность, возвышающаяся между двумя реками, напоминает места древнерусских городищ. Именно в таких местах испокон веков предпочитают селиться люди. Походив по окрестностям, даже такие далёкие от археологии люди, как мы, нашли следы человеческой деятельности. Например, вот обветшавшая от времени суставная кость с двумя ровными спилами. Наверно, когда-то было стойбище чукч-оленеводов... А может, ещё люди каменного века изготавливали тут костяные наконечники для своего оружия?)
После выхода на трассу мы прошли только десяток километров, немного не успев дойти до нашей "срезки", ведущей вверх по ручью к перевалу, когда остановился попутный внедорожник, и мужики спросили, не нужно ли нас подбросить в Эгвекинот. Времени в запасе на пеший путь мы имели более чем достаточно, но идти обратно той же дорогой особого интереса не представляло (а ещё броды же!)), и мы сели в машину. Проехали по длинной объездной петле (тоже оказалась очень красивая дорога, но больно уж велик крюк), посмотрели, как ремонтируется дорога (каждую весну трассу размывает, и ради трёх месяцев навигации её каждый год восстанавливают). В общем, интересно. Ну а сэкономленное на дороге время мы использовали на прогулки по горам у Эгвекинота и на создание тайника по достопримам этого посёлка.

Автору огромное спасибо за интересный тайник! Вот так вот взять, собраться и целеустремлённо отправиться к далёкой загадочной точке на карте - уважаю!! Сам мечтаю сходить на географический центр России... Соберусь ли когда-нибудь?? :)
Сообщение об ошибке в тексте тайника

Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь

Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.